«Свет истины, учитель жизни» Чтобы отделять зерна от плевел

«Свет истины, учитель жизни» Чтобы отделять зерна от плевел

История России сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый на разных уровнях курс школьной программы. Не первый год ломаются копья – как ее преподавать, по каким учебникам? Почему это важно? Потому что искажение истории ведет к изменению психологии и сознания. А это уже – к катастрофе. После развала СССР учебники по российской истории писались как кому бог на душу положит. Да и сегодня полно «переписчиков». И вот результат: наши дети в массе своей плохо знают предмет. До такой степени, что не сразу скажут, когда началась Вторая мировая война. Цицерон называл историю «светом истины и учителем жизни». Без этого учителя мы точно пропадем в лабиринтах времени или упремся в темный тупик.

Школьники должны понимать и оценивать исторические процессы, опираясь на факты

Что зависит от педагога и какова роль учебников истории, о которых так много говорят в последнее время? Какими знаниями должен обладать выпускник?

За ответами на эти вопросы наш корреспондент обратился к Елене ДОЛГОДВОРОВОЙ. Она педагог с 28-летним стажем, учитель истории красноярской гимназии № 1 «Универс», победитель конкурса «Учитель года – 2004».

Три «единых» учебника

– Елена Юрьевна, первым делом хочу спросить: вы уже держали в руках тот самый единый учебник истории, о необходимости которого говорил президент?

– Еще нет. Но знаю, что он уже вышел. Это не один учебник, а целых три. Три группы авторов, три разных издательства: «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово».

– Что же это за единство такое? Не восемь десятков, как было раньше, но опять – проблема выбора?

– Крамольную вещь скажу: дело не в учебниках. Ажиотаж, который вокруг них раздут, не более чем ажиотаж. Учиться можно по любому пособию, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и утверждено Министерством образования.

Это в 90-х годах учебники не проходили экспертизу. Издавали кто что хотел. Тогда действительно стояла проблема выбора. А в 2000-х все учебники истории проходили лицензирование и в сущности были одинаковы, за исключением каких-то нюансов. Учебник – это канва, основа. Если хотите, справочник, в котором изложены факты, события, имена, основные понятия. Но, я еще раз повторяю, дело не в том, по какой книге учиться… А в том, кто учит, как и чему. Дело в подходе к изучению истории.

Кроме него, согласно концепции учебно-методического комплекса, принятой недавно министерством, у школьника обязательно должна быть еще и рабочая тетрадь по истории, хрестоматия, атласы.

Кстати, стоит все это немалых денег. К примеру, только учебник по истории издательства «Просвещение» – 500 рублей.

– То есть в педагоге и в методике?

– Безусловно. Наша задача – научить детей находить информацию, пользоваться ею, анализировать, сопоставлять. А главное, уметь доказывать свою точку зрения, вести полемику. Голые знания – не самоцель.

– Вот уж не думал, что школьник должен уметь полемизировать по поводу исторических событий. Разве не достаточно, чтобы он их просто знал?

– Нет! Историческое знание – вещь субъективная. Набор фактов по истории – это тоже конвенция. Мы какую историю сейчас изучаем? Ту, которую историки описали еще в XIX веке, начиная с Карамзина. Изучаем основные, решающие события. Потом была советская историография. Это тоже договор, конвенция. И сколько учебников ни напиши, хоть 12 томов, хоть 27, как у Соловьева, все равно они будут неполными.

Факт должен оставаться фактом

– Но ведь выпускной экзамен в форме ЕГЭ подразумевает владение фактами?

– Конечно. Факты – ядро исторического знания. Например, важное историческое событие: Куликовская битва. Состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, между рек Непрядва и Дон. Командовал войсками Дмитрий Донской. Противником его стал темник Мамай, узурпировавший власть в Орде. Это знать надо. Но дальше школьник должен понять и определить (прежде всего для себя): Дмитрий Донской – действительно герой русской истории? Специалисты по-разному оценивают его роль… И здесь моя задача – дать детям информацию к размышлению.

В ЕГЭ есть вопросы, где школьник должен уметь привести аргументы за или против какого-то утверждения. Возьмем классический дискуссионный вопрос о том, была ли политика Ивана Грозного успешной. Да. Расширение территории, государственные реформы, направленные на централизацию власти, создание стрелецкого войска и т. д. и т. п. Но есть и факты, которые не знать тоже нельзя: опричнина, террор, проигрыш в Ливонской войне. Моя задача – создать условия для становления у школьников критического мышления, научить их сопоставлять факты, делать выводы.

Вот почему нужна полемика, дискуссия. Дети должны уметь вычленять главное, понимать и оценивать суть исторических процессов. Без этого невозможно изучать историю, это такая особенность гуманитарного знания.

Мыслить и понимать

учебники истории– Другими словами, необходимо школьников научить читать и понимать исторические тексты-источники? Самим отделять зерна от плевел?

– Совершенно верно. Но у нас пока очень большая проблема с этим пониманием. Молодые люди не умеют ЧИТАТЬ. Очень многие не могут понять позицию автора, выделить из текста информацию, обобщить ее и применить в новой ситуации.

Кстати, именно поэтому в сегодняшних стандартах общего образования появился отдельный раздел – умение работать с текстом. А здесь одного учебника мало, нужны документы, хроники и даже документальная проза. Я, например, когда мы изучаем сталинские времена, рекомендую своим ученикам Солженицына, Гроссмана, Льва Разгона… Если хотят «пожестче» – Варлама Шаламова.

– Повезло вашим ученикам. Мне бы в школе такого преподавателя истории, я бы знал ее гораздо лучше. Как много все-таки зависит от педагога! Как сумеет открыть детям глаза…

– В хоре авторских голосов голос учителя – один из многих. Так почему бы школьнику не услышать разные голоса? Например, я могу признаться, что не принимаю и не могу оправдать никакими высокими целями действия большевиков, Ленина, Сталина в годы революции, Гражданской войны. Как человек я считаю коллективизацию величайшим преступлением XX века. Но если как учитель я буду вкладывать в детей свою идеологию, то превращусь скорее в политического деятеля или в того же «альтернативного историка» Николая Старикова с его теорией «всемирного заговора» и прочей конспирологией.

Но пусть и о нем дети знают! Я должна их научить видеть разные точки зрения, размышлять, искать ответы, доказывать истину.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил СЕВЕРЬЯНОВ

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Сибирского федерального университета

– С 1990 года в стране было издано 86 школьных учебников по истории России. Причем писал их кто угодно и кто во что горазд. Например, в 46 из них генерал Власов был подан как национальный герой! Шел отказ от советской версии истории на фоне идейно-политического «плюрализма», процесса переполитизации, в России не было единой исторической концепции.

Что серьезно поменялось в едином школьном учебнике, который появился благодаря инициативе президента? В нем стала четко выражена историко-культурная направленность. Ввели много сведений о повседневности, быте людей. Появился региональный компонент, который должен занимать 30 процентов программы. То есть краеведение. Его школьники будут изучать пять лет – с 6-го по 10-й класс. Значит, потребуются еще и учебники по краеведению, в каждом регионе свои. Написать историю Красноярья для школьников – наша задача. Кое-какой задел у нас уже имеется. Мы посмотрели в библиотеке – у нас есть книги по истории 20–25 сельских районов из 57, написана, хоть и кратко, история некоторых городов. Есть видеолекции по истории края, которые когда-то записывали наши ведущие специалисты. В свое время педуниверситет издал книгу «Пять веков истории Красноярского края»… Надо все это обобщить, дополнить, систематизировать. Я думаю, мы с этой задачей справимся: в Красноярске довольно сильное историческое сообщество, есть люди, которые за эту работу возьмутся и сделают ее качественно. Школьники должны знать историю земли, на которой живут.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского