Свой среди чужих… О жизни на два дома

Свой среди чужих… О жизни на два дома

О «двойной лояльности» элиты, интеллектуальной в первую очередь, как одной из главных причин тех странностей, которые творятся в образовании, науке «и вообще», говорил в недавнем интервью мэтр отечественной журналистики Виталий Третьяков. При этом никакого открытия не сделал.

Рассуждают о «двойной лояльности» давно, а в последнее время особенно часто. Связано это с тем, что враги против нас объединяются, а значит, и нам тоже надо объединяться – в газетах на эту тему каждый божий день пишут… Надо заметить, что под «двойной лояльностью» подразумевается вовсе не работа на иностранные разведки. Имеется в виду стремление быть хорошим и здесь, и «там». Что-то вроде двоеженства. Среди двоеженцев, кстати, встречаются вполне заботливые, почти честные персонажи – просто судьба вывела на кривую дорожку. Также и среди тех, которые с «двойной лояльностью», есть хорошие, даже замечательные люди, но считается – и не только ими самими, а очень многими, – что судьба их вывела на дорожку вовсе не кривую, а на лучшую из всех существующих дорожек.

С таким вот хорошим, известным широкой публике человеком довелось познакомиться два года назад на книжной ярмарке. Он, профессор, знаток русской литературы, православный человек, после прочтения прекрасной лекции о теме воскресения в поэзии Пастернака говорил, сидя в автобусе, что старших детей он готовил к жизни в России, а младших, видимо, будет готовить к отъезду (само собой, не в Казахстан), потому что чаша преступлений «этого режима» скоро будет переполнена – «Крым захватили, вторглись на Украину, сбили пассажирский самолет над Донбассом: то, другое и третье – бесспорно, каждый порядочный человек это понимает»… И т. д. по известной бредовой схеме. Сначала я понять не мог, где он настоящий: когда лекцию читал или в автобусе?

А дня через два за завтраком он рассказывал, какой у него сумасшедший график: послезавтра прямо из аэропорта – на телевидение, где нужно за день записать пять выпусков авторской программы, потом сразу в Италию с лекциями на два дня, следом в Австрию, оттуда в Нидерланды на конгресс по чему-то там. Дочь вдобавок учится во Франции, надо по пути навестить. Ни вздохнуть, ни глаза поднять – вот какой график. То есть этот хороший человек в самом деле живет на два дома и в каждом стремится быть хорошим, хотя со временем это становится все труднее – пока что в моральном смысле.

А много и таких, которым совсем не трудно. Потому что именно так, на два дома, и живет интеллектуальная и прочая элита. Московская прежде всего. Наша культура два десятилетия кричала о том, что такое вот житье есть предел мечтаний и венец амбиций. Даже когда «вектор изменился» в сторону конфронтации, по сути ничего не изменилось. Жизнь между Россией и Европой такая же статусная вещь, как квартира в престижном районе, соответствующий круг знакомств, изысканные слабости. Люди ведь как дети, не перестают до самой гробовой доски меряться перьями. Прямое дело человека не всегда заметно, но фраза: «За столько лет у меня в Москве так и не появилось любимого ресторана, а вот в Вене я знаю одно местечко…» – выделит всегда. Сразу видно человека, летающего высоко. Выше летает только основательное ПМЖ. В особо элитно-культурных кругах, как я понимаю, сложился целый культ этой аббревиатуры. Там есть свои силы добра и зла, рай и ад.

Помню, прочел в толстом журнале рассказ сценаристки, дочери и внучки известных писателей – то есть самые сливки, – о том, как группе одноклассников, разлетевшихся по америкам-европам-австралиям, пришла в голову революционная идея встретиться в Москве. Встретившись, они испытали подлинный культурный и психический шок от перемены места и «воздуха». Но самое страшное только ожидало – компания случайно оказалась за пределами кольцевой автодороги, вот там-то и ощутили они подлинный ад, узрели серые, пустынные дороги, ведущие в никуда. Понятно, что написано это ради обычного детского бахвальства, но бахвальство опирается на вполне реальный общественный статус, поскольку авторша входит в тот изысканный круг, который определяет, что для нас хорошо и плохо, что считать красивым и полезным либо безобразным и вредным, как вообще следует жить, учиться и бороться…

Оттого получается странная картина. К примеру, сколько уж лет образованная общественность открыто и гневно кроет минобраз, изнасиловавший среднюю и высшую школы реформами по «болонской системе» (от которой, как говорил Третьяков, там уже отказываются, переходят к классике) и прочей иностранщиной, отчего в рейтингах, международных олимпиадах наши позиции становятся позорно низкими, особенно по сравнению с СССР, но сдвиги ничтожны. Казалось бы, что проще: раз результат хуже, надо отменить вредные заимствования и вернуть полезное свое. Но это будет не просто покушение на методики, а покушение на целый класс, живущий на два дома. Ведь начиналось все, надо полагать, с предложений «стажировки в Лондоне» (сакральное понятие, либеральный «хадж») под «один прогрессивный проект», а вовсе не с предложения навредить за деньги. Стажировки со временем переходят в постоянный, штатный режим, «прогрессивные проекты» множатся – так и вылезало то, что вызывает отвращение у абсолютного большинства, вроде уроков секс-грамотности или попыток учредить ювенальную инквизицию, и, наверное, будет вылезать. Ведь традиция «на два дома» на самом деле очень давняя: как писал Лесков, образованный человек «смотрел на нашу жизнь как бы немного иностранец».

 

Жизнь между Россией и Европой такая же статусная вещь, как квартира в престижном районе, соответствующий круг знакомств, изысканные слабости. Люди ведь как дети, не перестают до самой гробовой доски меряться перьями

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции