Таблетка раздора Как добыть лекарства в глухих деревнях?

Таблетка раздора Как добыть лекарства в глухих деревнях?

В нашем регионе с его суровыми климатическими условиями здоровье населения – большая ценность. Потому и лекарственное обеспечение – один из самых больных и важных вопросов и всегда на контроле у властей. Однако в некоторых случаях мы сталкиваемся с «обстоятельствами непреодолимой силы», которые не позволяют получать лекарства так быстро, как нужно людям.

Многострадальная Курейка

Курейка – один из типичных северных поселков на карте края. Когда-то гремевший на весь Союз – пантеон Сталину находился именно здесь, – теперь поселок загибается. Первой закрылась школа, потом уехала фельдшер, а прошлой осенью встал вопрос о ликвидации водокачки. Единственное «градообразующее» предприятие – участок ОАО «Туруханскэнерго» – обанкротилось, а его правопреемник ООО «Туруханскэнергоком» внезапно потерял три ставки, среди которых были и люди, отвечавшие за подвоз воды.

– Представляете, это ж старикам самим воду таскать придется, – возмущалась активистка Тамара Михайловна Сараева, от которой мы и узнали об этой ситуации. Про стариков она не преувеличивает: основное население поселка, сократившееся почти вдвое за последние 10 лет, – люди пенсионного и запенсионного (как шутят они сами) возраста. Сейчас этот населенный пункт – всего 71 человек, из которых 10 – дети. Старожилы, не желающие переселяться (все, кто хотел, уже уехали), боятся, что село «закроют». И тогда, осенью 2016 года, проблема с водокачкой была для них самым первым знаком такого конца. Стараниями активистки, которую знает вся туруханская администрация, водокачку отстояли. Оказалось, из устава нового предприятия по какой-то причине выпала функция водоснабжения, чего в принципе быть не может. Как только это выяснилось, в дело вмешался заместитель главы администрации Туруханского района – и подвоз воды населению производится, как раньше.

Но если с этим вопросом активистке удалось справиться, то второй – медицинская помощь – так и остается нерешенным. В Курейке есть ФАП, но уже долгие годы администрация и краевое министерство здравоохранения не могут найти специалиста в отдаленный поселок. Сейчас у жителей два варианта – ждать, когда приедет фельдшер из соседней Горошихи (24 км). Соседского фельдшера в Курейке очень любят – ей даже письмо благодарственное в минздрав написали. Но добираться ей приходится с приключениями: летом на лодке, зимой – на снегоходе. Второй вариант – вызывать санавиацию. За девять месяцев прошлого года медики вылетали в Курейку один раз (совокупно за последние три года таких рейсов было чуть больше десятка). Но как быть, если сильно заболела голова или загноился палец? Фельдшера, которая может привезти лекарства или продать то, что сейчас находится под реализацию в ФАПе, из-за этого вызывать не будешь, а своего аптечного пункта в поселке нет.

Аптечка первой помощи

Покосное-64-Олег-Кузьмин_.jpgКурейка – один из многих населенных пунктов, в которых с лекарственным обеспечением, мягко говоря, не очень хорошо. По закону торговать медикаментами, кроме самих аптек, имеют право амбулатории и ФАПы (и то только после получения лицензии). Сейчас в регионе, по данным краевого министерства здравоохранения, 713 ФАПов такую лицензию имеют, это больше 90 %. Остальные – в процессе ее получения, потому что путь непростой. Как только у них появляется этот документ, пункт имеет право закупать медикаменты у аптек и продавать их населению. Выход очень хороший, потому что не всем аптечным сетям интересно держать помещение и персонал в каком-нибудь населенном пункте, где жителей меньше 100 человек.

Однако ФАПы есть далеко не во всех деревушках Красноярского края. У нас порядка 1 700 деревней и сел, а ФАПов и амбулаторий – чуть больше 800.

В 2013 году законодательство изменилось – появился хоть какой-то, но выход. В маленьких населенных пунктах без ФАПов и амбулаторий выбирается одно домовое хозяйство, его представители обучаются азам оказания первой медицинской помощи, и у них-то и хранится та заветная аптечка, которая должна помочь в экстренном случае. В ней – перевязочные материалы, антисептики (йод, перекись водорода) и простейшие препараты первой необходимости (валидол, активированный уголь, цитрамон). Ну и, конечно же, «диагностический инструментарий»: тонометр и термометр. «Аптечное» домовое хозяйство есть и в Курейке, а всего по краю таких пунктов первой помощи 412. Свои запасы они формируют через близлежащие районные амбулатории. Именно амбулатория должна проверять, в каком состоянии домовая аптечка, не кончились ли в ней препараты. Централизованного контроля, как пояснили нам в министерстве, с определенной периодичностью ни на краевом, ни на федеральном уровне не предусмотрено.

Что есть, нам не нужно

Понятно, что аптечка первой помощи – вынужденная мера. Она не заменяет хотя бы крохотный, но аптечный пункт. Жители отдаленных деревень жалуются, что им не хватает в этой аптечке простейших препаратов, той же мази Вишневского или таблеток от давления. Если в других территориях можно сесть на машину и запросто отмотать 30–50 км до краевого центра, то на северах так просто за таблеткой в райцентр не слетаешь. А населенных пунктов очень много. Понимая это, депутаты Законодательного собрания Красноярского края в прошлом году приняли постановление по вопросу лекарственного обеспечения граждан, проживающих в труднодоступных и удаленных населенных пунктах края. По факту это обращение к Правительству РФ о возможности создания передвижных аптечных пунктов.

Это не первая попытка решить вопрос именно таким образом – еще 10 лет назад край заявлял о необходимости мобильных аптечных пунктов, а государственное предприятие «Губернские аптеки» даже закупало специальное оборудование, которое позволило бы соблюсти все условия хранения медикаментов. Однако ни тогда, ни спустя 10 лет ничего не изменилось: такая нужная нашему краю законодательная инициатива уперлась в федеральное законодательство, в соответствии с которым розничная торговля медицинскими препаратами возможна только в условиях стационарных пунктов, а никак не с колес. Как отмечают наши депутаты, для того чтобы такая деятельность была легитимной, нужно внести изменения в федеральный закон об обращении лекарственных средств и в ряд постановлений. Пока, как говорят в краевом министерстве здравоохранения, эта инициатива остается без развития – столица вносить изменения не собирается. И вроде бы федеральный законодатель руководствуется заботой о населении: препараты, которые перевозят по нашим сельским дорогам в холода, могут разбиться, испортиться, потерять свои лечебные качества. Но при этом не учитывается, что местное население в любом случае выкручивается, как может. «Заказывает» в город те таблетки, которые так нужны, – и вот их-то по тем же ухабистым дорогам родственники, друзья и друзья друзей привозят в дремучие деревушки. Наиболее вероятно, что в том же непригодном, по мнению законодателя, виде.

Правовая коллизия

Туруханскому району, можно сказать, не повезло дважды: в первую очередь потому, что места там в основном труднодоступные, а во вторую – потому что даже не все больницы имеют право продавать препараты.

– У нескольких учреждений в Туруханском районе другой статус – участковые больницы, – поясняет консультант отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Красноярского края Ольга Бачурина. – По законодательству они в принципе не попадают под фармлицензирование: не имеют права закупать лекарства и продавать их. Мы неоднократно писали об этом в федеральное министерство здравоохранения – нужно, конечно же, менять законодательство.

Сейчас никто не может сказать, по какой причине в федеральный закон об обращении лекарственных средств попали амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты и даже центры общей врачебной практики, но при этом исчезли участковые больницы. В Туруханской центральной районной больнице выкручиваются как могут и пока даже в деревнях, где находятся участковые больницы – это Бор, Ворогово и Светлогорск, – медикаменты людям продают. Но никто не гарантирует, что, например, экономическая ситуация не станет другой – и в один момент коммерческим организациям будет неинтересно торговать в такой глуши. И пока не изменится законодательство, самым ценным подарком для жителей Севера будут оставаться лекарства.

Законодательная инициатива – создание мобильных аптек – уперлась в федеральное законодательство: сейчас торговля медицинскими препаратами возможна только в условиях стационарных пунктов

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,