Тайна сибирской Атлантиды Ангарская культура продолжает жить в былинах и воспоминаниях

Тайна сибирской Атлантиды Ангарская культура продолжает жить в былинах и воспоминаниях

Загадочная Атлантида – богатая и красивая земля – столетиями будоражит воображение людей. Существовала она или нет, и почему погибла? Сибирские краеведы изучают свою Атлантиду: более двух тысяч квадратных километров земли, Кежма и еще десятки сел оказались на дне Богучанского моря. Но не исчезла ангарская цивилизация, не пропали кежмари. Они хранят традиции своей родной, ставшей легендарной, земли. И скучают по Ангаре.

Отцовское слово

Самая главная легенда для кежмарей – о дочери Байкала красавице Ангаре – стала былью. Как гласит предание, давным-давно жил могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и идут горами волны, так и трещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, славили ее. Очень любил дочь отец-старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах. Не давал даже наверх показаться. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле… Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея: села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о красавце Енисее, славном потомке Саяна. Услыхала Ангара о Енисее и решила вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. В общем, ослушалась дочь отцовского слова, с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к Енисею. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери.

Камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Его называют шаманским. Но пророчество легенды в том, что своенравную реку еще не раз наказывали, набросали тонны огромных камней. Четыре плотины ГЭС преграждают путь красавице. Кежмари считают: сбылось отцовское проклятие старика Байкала.

Голос земли

Любовь Карнаухова, заместитель директора Красноярского краевого краеведческого музея по науке, еще в конце 80-х уехала из Кежмы. Говорит, с возрастом, и особенно сейчас, когда кежмари утратили родину, в каждом из них с особой силой просыпаются корни: вспоминается неповторимый говор, уклад жизни, традиции. Утрата родины обострила эти чувства:

– Есть какая-то закономерность в том, что после невосполнимой потери мы еще больше стали ценить нашу ангарскую культуру. Возник интерес к этой теме у журналистов, кинодокументалистов, лингвистов… Не случайно появился проект «Ангарский словарь» (инициатор Элина Астраханцева), документальные фильмы о последних днях Кежмы и других ангарских сел. Ждут своей публикации бесценные материалы Нелли Новоселовой, Галины Белоусовой, отдавших десятилетия своей научной деятельности изучению ангарского фольклора и диалекта.

Как руководитель общественной организации по сохранению культуры старожилов Сибири «Кежемское землячество» Любовь Карнаухова часто встречает на своем пути кежмарей, близких по духу людей, талантливых, трудолюбивых и бесконечно преданных малой родине. Они узнают друг друга в том числе и по характерным кежемским словечкам, которых ее поколение почти не знало, но запомнило что-то от своих бабушек. Послушайте эти незнакомые нам старорусские слова: «вдаве» – не так давно, «свяшшик» – напарник, «кишочный» – родной, плоть от плоти, «лишенец» – ссыльный, потерявший свое хозяйство. Или, например, есть такое словцо в ангарском словаре – «севогоды», что означает «в этом году»: «Летося лодку спехивали на воду, а севогоды – нет». Выражения ангарцев своеобразны, но понятны всем сибирякам: «Вертится, как береста на огне» – юлит, выкручивается, лжет. «Глаза на седало садятся» – очень сильно хочется спать. «Родня от старого бродня» – седьмая вода на киселе, не сват и не брат. «Как мутовку облизал» – неожиданно быстро свершил большое дело («женился, как мутовку облизал»). Ангарский говор для кежмарей – как голос ушедшей под воду земли, и он вмещает все – историю, опыт, образ жизни.

Про ангарца говорят: суровый, твердый, своенравный, но не сухарь. Кежмари никогда не сюсюкались с детьми, но любовь свою проявляли в делах. Руководитель землячества вспоминает, насколько крепкими были отношения между родственниками и земляками: «Мы встречаемся, как родные, нас объединяет ностальгия по родине»:

– Кежма манила нас, и многие, отучившись, возвращались в село, к своим родным. Старшее поколение, пережившее войну, было стойким и сильным духом.

Истории о том, как встречали солдат, которые возвращались на Ангару с войны, звучат сегодня как легенды. Об одной такой истории поведал наш земляк Илья Семенович Верхотуров, фронтовик, вернувшийся с войны в конце сороковых. Из Красноярска он долго добирался на илимке (небольшое судно) до родины, и когда наконец они оказались в Проспихино, незнакомая женщина побежала до деревни (а это 20 километров), чтобы сообщить родным о возвращении сына. Две деревни отмечали праздник семьи Верхотуровых, гуляли три дня. Илья Семенович говорил: «Умирать буду, но не забуду, как встретили меня земляки». Вот такие были люди!

Особая народность

Кежма была основана в 1665 году и стала центром Кежемской волости – первым русским поселением в этих местах. Ангарцы-кежмари распахали плодородную почву берегов и многочисленных больших островов. Заливные луга давали пищу скоту, большим подспорьем в хозяйстве были рыбалка и охота. Поток переселенцев почти прекратился в конце XIX века с появлением Сибирского тракта и Транссиба, благодаря этому ангарская культура законсервировалась, смогла сохраниться до наших дней.

Хозяйственный уклад, социальные отношения, культурные традиции потомственных русских старожилов складывались веками. В результате комплексных исследований начала 1960-х старожилы Сибири, к которым относятся и ангарцы, были выделены как «особая сибирская ветвь русского народа». В 1950–1960-е годы, в связи со строительством Братской ГЭС, научные экспедиции из Ленинграда, Новосибирска, Иркутска широко исследовали этнографические особенности быта и культуры русского населения Приангарья. При этом особое внимание уделялось Кежемскому району, который в то время не попадал в зону затопления и являлся одним из старых очагов русского заселения с типичной для Приангарья культурой.

Кежмари многое заимствовали у эвенков. Хоть и православные, но верили в духов природы, как и ближайшие соседи – тунгусы, эвенки. Это особенно проявлялось в традиционных сибирских промыслах – охоте и рыболовстве. Например, охотники на вопрос, большая ли добыча, обычно отвечали, что совсем худо, не то что летось (прошлым летом), чуть-чуть, хотя лодки зачастую были доверху набиты рыбой. Как вспоминает Тамара Турова, ангарка, попрощавшаяся с родиной в 2011 году, кежмари ни в чем не нуждались, всего было довольно:

– Там у меня было все с реки, с огорода. Запасы в подвале хранила. Заготавливала рыбу сухого посола, соленую в бочке, тушенку делала, рыбные консервы. У меня корова была. Масло, молоко, творог, сыр. Мяса всегда вдоволь. Вышла с крыльца – лук сорвала, морковку, свеклу. Все под рукой, рядышком. И вся деревня – родные.

Об ангарской кухне ходят легенды. Пироги, разная рыба во всех видах, в том числе знаменитое заливное из щуки, она же в фаршированном виде, необычные заготовки из икры – икряники, к примеру. Икра жарилась, смешивалась со сметаной, получался высокий торт. Без всякой муки. А про ягоды, грибы и другие дары щедрой тайги и говорить не стоит.

Еще одна примета ангарцев – песенная культура. Работа и отдых, праздники и похороны всегда проходили с песней. Для старшего поколения ангарцев пение – настоящая потребность. В последние годы своей жизни песенные традиции Приангарья передавала молодому поколению Екатерина Брюханова (1915–2011), уроженка с. Заимка, расположенного на одном из самых живописных и больших островов в Кежемском районе с поэтическим названием Тургенев. Это была истинная ангарка – великая труженица, хлебосольная хозяйка, жизнестойкая и жизнелюбивая. Ангарские песни сегодня сохраняет красноярский фольклорный ансамбль «Живая старина», не раз ездивший за песнями в Кежемский район. Артисты часто выступают на встречах ангарцев, которые стали благодатной почвой для творчества. Они многому научились у Екатерины Яковлевны, которую звали бабой Катей.

Кежмари живут по всей стране и даже за границей. С удовольствием встречаются и делятся воспоминаниями. Землячество помогает ангарцам не терять связь с родиной, чувствовать свои корни и дыхание прежней жизни на Ангаре. Именно стойкий ангарский характер помогает землякам жить дальше, несмотря на гибель сибирской Атлантиды.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт