Театр как потрясение

Театр как потрясение

ТЮЗ – театр особый: буквально за несколько лет он превратился из места, где ставят только детские спектакли, в экспериментальную площадку, позволяющую расширить представления о современном театре. Именно ТЮЗ стал основным партнером и штаб-квартирой фестиваля-школы «Территория. Красноярск». О том, чего ждать зрителям ТЮЗа в новом театральном сезоне, какие фестивальные спектакли нельзя пропустить ни в коем случае и как педагогика помогает в режиссуре, рассказал художественный руководитель театра Роман ФЕОДОРИ.

55-й подростковый

– Каким будет новый сезон для театра?

– Этот сезон у нас юбилейный, 55-й. Для нас это подростковый возраст – по сравнению с другими театрами, которым за 100. Поэтому сезон будет посвящен подростковой драматургии. Это самая сложная категория зрителя.

– Почему?

– Потому что и в жизни подросток – самая сложная категория. Я работал учителем и по своему опыту знаю, что 7–8-й класс – это люди, с которыми нелегко совладать. Они проходят очень трудный период, взрослеют, примеряются к своему телу, новым мыслям, желаниям, новому мироощущению. Зачастую этот процесс бывает болезненным. Удержать такого человека в театральном зале, заинтересовать, привлечь, поговорить на его языке о его же проблемах очень сложно. Вряд ли они сами будут о чем-то с тобой разговаривать. В нашем репертуаре есть спектакли для всех возрастов, но подростковых спектаклей, к сожалению, мало. Мы решили в новом сезоне заполнить эту нишу и проверить себя – как мы сможем с ними разговаривать? Будут ли они смотреть то, что мы им предлагаем?

Спектакль «Подросток с правого берега»

– Насколько я помню, один из первых ярких спектаклей, с которого вы начинали здесь, тоже был подростковым.

– Нет, он назывался «Подросток с правого берега», но был адресован зрителям 18+. Это был документальный театр без выдуманных текстов. Героями спектакля стали ребята, которые живут вокруг нашего театра. На спектакль приходили взрослые, которые приводили с собой детей. Несмотря на то, что там была нецензурная лексика, поднимались сложные табуированные темы, нам нужно было окунуться в эту сложную проблему, в жизнь вокруг нашего театра, в этом неблагополучном районе. Время прошло, район перестал быть таким неблагополучным, как восемь лет назад. Театр очень изменился, и поэтому сейчас разговор будет немного другой.

– Как вы выбираете материал для подростков? С ними же не угадаешь совершенно!

Сказочная ВЕШАЛКА «Язык мира-2017»

– Каждый год у нас проходит лаборатория «Вешалка», в этот раз она пройдет с 13 по 16 октября в восьмой раз. К нам приедут молодые режиссеры из разных городов. Мы ждем режиссера из Петербурга Семена Серзина. Он известен тем, что сделал в Екатеринбурге спектакль по Башлачеву, который был номинирован на «Золотую маску» и тут же закрыт. Приедет к нам талантливый парень Иван Комаров. Он из Крыма, окончил магистратуру в центре им. Мейерхольда у Виктора Рыжакова. Иван Панчин – это московский режиссер, был художественным руководителем детской площадки театра «Практика». И еще приедет Георгий Сурков, который живет в Латвии, очень много ставит спектаклей в Европе. Мы хотели бы посмотреть, как его европейский взгляд на подростковые проблемы работает у нас.

Если обычный спектакль делается полтора-два месяца, то на лаборатории у режиссеров только пять дней. Они берут артистов, материал – и за это короткое время создают полноценный эскиз спектакля. Приходят зрители, мы вместе смотрим, обсуждаем, и зритель голосует: оставить спектакль в репертуаре, забыть, как страшный сон, или принять с доработками. По результатам сохраняем спектакль или про него забываем.

В этом году мы берем четыре подростковые пьесы. 14 и 15 октября будут показы, и мы всех приглашаем прийти: подростков, родителей подростков, учителей. Там мы сможем поговорить с ребятами, интересно ли им то, что мы показываем.

Спектакль «Подросток с правого берега»

– Что точно запланировано в новом сезоне?

– Я не могу рассказать о первом спектакле этого сезона, название пока хранится в строжайшей тайне. Премьера состоится 30 ноября. Потом мы выпускаем спектакль к Новому году. Это очень интересный материал – «Полярный экспресс» по книге Криса Ван Олсбруга – красивая, чистая, рождественская история о детстве и вере в чудо.

В начале февраля к нам приезжает режиссер Дамир Салимзянов. Он был у нас в мае на лаборатории в рамках Дней эстонской культуры и показал замечательный эскиз по эстонским сказкам «Волынка старого Кыу». Из этого эскиза, как нам кажется, должен получиться хороший спектакль для подростков и взрослых.

27 марта, в День театра, у нас планируется большая премьера. С 1 января приступает к работе новый штатный режиссер Никита Бетехтин. Первой его постановкой в нашем театре будет «Оливер Твист» – большой спектакль на большой сцене.

«Я думал, что здесь на год-два»

Лаборатория в рамках Дней эстонской культуры

– Почему именно этот режиссер? Как вы отбираете режиссеров для театра?

– По группе крови. Такое бывает, что ты с человеком вкусово совпадаешь или не совпадаешь. За Никитой Бетехтиным мы наблюдаем уже давно. И когда он окончил магистратуру, показалось, что нам такой человек нужен. И не просто «приехал – уехал», а чтобы остался здесь с нами. Он очень интересно работает с современными текстами. Я думаю, что он возьмет на себя пространство малой сцены, где будет постоянно делать читки современных пьес и их обсуждения. Он может привнести в жизнь нашего театра свежее дыхание и ощущение нового текста. Ему очень нравится пробовать новые тексты, слушать, как они звучат, воплощаются, выглядят на сцене, и проверять это на зрителях.

– Все-таки текст первичен?

– В этой истории – да. Дальше, я думаю, он нам предложит проект, в котором, условно говоря, раз в неделю приходят зрители и, может быть, первый и единственный раз слышат и видят оживший текст. Такой формат очень интересен, мы никогда им не занимались.

В апреле к нам приезжает Александр Андрияшкин – один из самых известных российских хореографов. Он в прошлом году получил «Золотую маску» за спектакль the Marusya, который сделал в Костроме с «Диалог Данс». Он взял девочку – администратора танцевальной студии, сделал для нее пластический спектакль и получил «Золотую маску». Он уже работал у нас с режиссером Талгатом Баталовым. Они участвовали в лаборатории – делали «Шинель», потом ставили спектакль «Шкаф» пять лет назад. Сейчас он приезжает один, будет ставить какое-то действо на большой сцене – не по определенному материалу, а по теме, которую он обозначит позже.

Спектакль «Алиsа»

В начале июля мы сможем посмотреть предпремьерный показ нового спектакля Даниила Ахмедова «Шинель» по Гоголю. Даниил выступает здесь и как режиссер, и как художник. Он известен тем, что поставил «Алиsу», и вот спустя три года выпускает спектакль по петербургским рассказам Гоголя. Официально премьера будет в сентябре.

Также нас ждет фестиваль «Язык мира». В этом сезоне он пройдет во второй половине мая. Мы очень хотим сделать интересную программу уличных театров. Спектакли для фестивальной программы кураторы ищут в Европе. Мы были на фестивале в Румынии в Сибиу, сейчас поедем смотреть театры в Испанию. Вокруг этого фестиваля мы сделаем серьезную социальную экспериментальную программу. Хотим, чтобы на 10 дней в мае город превратился в рай для детей, подростков и их родителей, чтобы везде что-то происходило – в библиотеках, кинотеатрах, театре, на открытых площадках. Готовим большой праздник для жителей города.

«Язык мира-2016»

– Зачем такая экспансия театра в город? Ведь вы могли бы сидеть здесь, на Вавилова, и ждать, пока к вам придут. И придут ведь!

– Я даже не знаю, как сказать. Чувствую какую-то ответственность, что ли. Это не мой родной город, я здесь не учился, просто как-то случайно меня сюда занесло. И за восемь лет работы здесь я привык к этим людям, которые вокруг. Мне очень хочется заинтересовать театром тех, кто никогда сам сюда не придет. Показать, что театр – это нестрашно, это очень весело и глубоко. Хочется выйти в город и всем рассказать, что жизнь без театра становится менее острой. В этом городе, в котором бывает холодно и не всегда уютно, есть такое место, которое нужно просто один раз для себя открыть. Очень многие люди, которые не побоялись один раз прийти, остались. Хочется сделать праздник для людей, но не в смысле радости, восторга, а праздник познания себя, задавания себе определенных вопросов, получения какого-то эстетического наслаждения. Праздник в более глубоком и широком смысле этого слова.

– Так как вас сюда занесло?

– Это очень интересная история. Лет 10 назад меня позвали Олег Рыбкин и Лариса Лейченко на лабораторию ДНК. Я тогда возглавлял Алтайский театр драмы в Барнауле. Приехал, познакомился с театром, сделал эскиз – и как-то вдруг меня заметил Геннадий Леонидович Рукша. Он позвал меня в ТЮЗ, мы с Даниилом приехали и сделали спектакль «Золушка». И потом Геннадий Леонидович стал категорически желать, чтобы я приехал сюда и возглавил этот театр. Продумывал сложнейшие планы, потому что достать меня было непросто. У него была командировка в Новосибирск, где шел фестиваль «НовоСибирский транзит», а я из Барнаула привез спектакль. Мне сказали: к вам прилетел министр культуры из Красноярска, ему нужно срочно улетать обратно на том же самолете. И, конечно, я после этого не мог ему отказать. Это оказался очень интеллигентный человек. Если бы не его личное обаяние, его помощь, я бы сюда не пришел. Когда я приехал в Красноярск, мне стал помогать Алексей Михайлович Клешко, нам дали дополнительно 10 актерских ставок, я смог привозить своих единомышленников, артистов из Барнаула, Петербурга, Москвы. Здесь подобралась труппа, и мы ее постоянно обновляем. Олег Лоевский стал проводить в Красноярском ТЮЗе лаборатории. Если честно, я думал, что я здесь на год-два. Мне и в голову не приходило, что все это закончится тремя «Золотыми масками», двумя «Серебряными Арлекинами» и тем, что я очень здесь прирос. Но я не ставлю больше одного-двух спектаклей в год, это не мой личный театр, а театр, в котором ставят разные режиссеры.

ЭтноВЕШАЛКА «Язык мира-2016»

Мне пока очень нравится строить. И когда пришла Наталья Георгиевна Кочорашвили – директор театра, у нас получилась хорошая команда. Это главный художник Даниил Ахмедов – блестящий визуал, Наталья Кочорашвили – креативный, очень умный театральный менеджер, я – худрук. Мы хорошо друг друга понимаем. У нас есть отдел театральной педагогики, Букхолл и Кинохолл, сейчас появится кафе, где тоже будет происходить какая-то жизнь: читки, чтения, встречи. Есть спектакли, которые мы выпускаем. И отсюда уже так просто не уйдешь.

– Театр за это время однозначно изменился, а как изменились вы?

– Тут есть такая странная штука. Одно дело, когда ты ездишь по городам и весям, ты в принципе самореализуешься, знакомишься с разными людьми, твоя жизнь интересна. Но в ней отсутствует ответственность, ты просто творишь. Когда я понимаю, что есть люди, которые за мной сюда приехали и уже восемь лет здесь, – какой бы конфликт ни произошел, я не могу сейчас хлопнуть дверью. Начинаешь чувствовать ответственность за людей, которые тебе поверили. Становишься очень семейным человеком в театральном смысле. Ты можешь съездить куда-то на работу, на заработки, на отдых, но все равно каждый раз ты будешь знать, что где-то есть твой дом, там ждут твои дети, братья, сестры, родители. Ты должен вернуться к ним. И ты им тоже очень нужен. Вот это самое главное, что поменялось, – появилось чувство отцовской заботы о месте, в которое уже столько вложено.

Спектакль «Биндюжник и король»

«Жалел, что могу взять так мало людей»

– Расскажите о новом наборе в труппу.

– Постоянное обновление коллектива – это нормальная ситуация. Мы на самом деле объявляли набор каждый год, но у нас не очень получалось. В этом году около 100 человек приехали на прослушивания со всей России: Пермь, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург, Магадан. Когда смотришь на этих ребят, думаешь: почему я могу взять так мало людей? В итоге взяли 10, и то это много для театра. Мы очень надеемся на молодых артистов, которых сейчас взяли. Хотя на самом деле взяли не только молодежь. Есть и опытные актеры. Например, Марина Бабошина из Омского театра драмы. Я ее знаю уже давно – это блестящая актриса. Она у нас будет и педагогом по речи.

– Такой интерес к театру – это что, фестивальный имидж?

– Может быть. Просто пять лет назад не было престижно ехать прослушиваться в Красноярский ТЮЗ. А сейчас что-то изменилось – люди про нас слышат, знают. Они проделывают большой путь, чтобы попасть сюда, тратят деньги, время для того, чтобы устроиться к нам. Мне кажется, это прекрасно.

Спектакль «Алиsа»

– Один из премьерных спектаклей должен быть в жанре мюзикла. Есть ощущение, что отчасти вы движетесь в сторону театра, в котором все совмещается.

– Театр вообще сам по себе синтетическое искусство. Можно его сделать просто на пустой площадке, на деревянном помосте – и это тоже будет интересно. Но можно привнести и визуальную составляющую, и цирковую, и оперные арии, и мюзикл. Все это может быть соединено в одном спектакле – куклы, люди, вещи, цирк, мотоцикл, гаджеты, кино, видеопроекция, – и этим обидно не пользоваться, тем более что мы театр молодой, дерзкий. Это открытость и совмещение – очень правильная история. Но мы не просто бездумно все используем. Если для разработки темы нужна музыка как действующее лицо, мы ее берем. Самое важное – отбор выразительных средств. Например, мы взяли историю Исаака Бабеля. И нам показалось, что для того, чтобы ее рассказать, нужно лишить спектакль любой фактурной, бытовой конкретики, очистить, сделать воздушным. Получилась история соединения небытовой, красивой картинки – чистой, картонной – с очень жутким наполнением. На этом странном соединении несоединимого произошла какая-то алхимия.

Спектакль «Биндюжник и король»

 

«Педагог – полезная профессия для режиссера»

– По первому образованию вы учитель истории. Как произошел переход от педагогики к театру?

– Не было никакой такой истории перехода. Я из учительской семьи, очень бедной семьи. Мы жили в поселке в Свердловской области, рядом был Нижний Тагил, а в Нижнем Тагиле – педагогический институт. Еще до того, как я окончил школу, я уже на отлично сдал туда все экзамены и был принят. Это было единственное место, куда я в принципе мог поехать. У моей семьи не было денег, чтобы я мог просто добраться до Екатеринбурга и там как-то жить. Мама – учительница, я все время рядом – работал в летних лагерях вожатым, воспитателем. Маму замещал на занятиях, знал, что такое проверять тетради, заполнять дневники. И в принципе педагогическая деятельность как таковая не вызывает у меня отвращения. Я пошел в педагогический от безвыходности, но сейчас нисколько об этом не жалею, потому что в моей работе владение методикой преподавания очень помогает. Работа с актером зачастую требует от тебя педагогических навыков.

– Каким был ваш самый первый спектакль?

– Пока я учился в театральной академии, были спектакли с детьми – в Аничковом дворце, детских театрах. А первый спектакль – дипломный «Жак и его господин» по пьесе Милана Кундеры, который мы с Даниилом сделали в Выборге. Там есть чудесный маленький театрик, который называется «Святая крепость» – театр драмы и кукол. Там чудесные артисты, которые умеют и с вещью работать, и с куклой, и драматические актеры. И спектакль, похоже, еще идет. Ему 14 лет.

– Когда вы ставите что-то здесь, держите руку на пульсе – видите, как спектакль живет. А как живет то, что поставлено в другом городе?

– Лев Додин сказал однажды крутую штуку: иногда проще поставить новый спектакль, чем сохранить старый. Спектакль живой. Как ребенок – может родиться больным, и ему уже не поможешь, или может быть хромым сначала, а потом – идти, двигаться, дышать и выровняться в конце концов. Очень многое зависит от актеров, насколько они помнят то, о чем сговаривались с режиссером. Это сложная история. Зачастую приглашают на фестиваль со спектаклем, который ты сделал где-то, и ты просто боишься туда ехать, потому что не знаешь, во что все это превратилось. Но в работе с труппой нашего театра мы пытаемся воспитывать, дисциплинировать артистов, чтобы они могли удерживать спектакль в той форме, в какой он был задуман. Тема очень больная.

Спектакль «Подросток с правого берега»

«В Красноярск привезут настоящие бриллианты»

– Что особенно ждете от фестиваля «Территория. Красноярск»?

– «Территория» – мой любимейший фестиваль. С Катей Якимовой и Ромой Должанским мы в давней серьезной дружбе. Я наблюдаю за этим фестивалем, на нем бываю. Красноярск – довольно избалованный фестивалями город: и «Театральный синдром», и Додин приезжает, и Бутусов приезжает… В принципе все есть. Но этот фестиваль противоположен большим полотнам, которые, как на выставке, нам представляют. Это фестиваль эстетических потрясений, новых открытий, фестиваль-школа.

Мне очень нравится «Балет Москва». Это одна из самых крутых, на мой взгляд, команд. Они привозят прекрасный спектакль «Кафе Идиот», за который получили «Золотую маску». У жителей нашего города есть возможность увидеть современную хореографию – не какой мы ее себе представляем, а какой она должна быть. Тексты Ивана Вырыпаева очень редко увидишь в исполнении таких прекрасных артистов, как Андрей Бурковский и Юлия Пересильд, в режиссуре Виктора Рыжакова, который, по сути, открыл миру этого автора. Я смотрел спектакль «Солнечная линия», он прекрасен. Также у зрителей Красноярска будет возможность увидеть спектакль «Дыхание» («Театр Наций», режиссер Марат Гацалов). Будет и чудесный спектакль Лесосибирского театра («Мертвые души», режиссер Олег Липовецкий). В маленьком городке три артиста показывают такие вершины актерского мастерства! Блистательные. Я не знаю, что там с ними Липовецкий сделал, но они просто прекрасны.

Есть еще RiminiProtokoll – истории в квартирах. Я на «Золотой маске» их смотрел. Это такие неожиданные формы театра, работы со зрителем. Даже профессиональные люди сомневаются, имеет ли это отношения к театру. Но уже настолько расширены границы, что все может быть театром. Это какой-то такой странный театр.

Большое счастье для красноярцев увидеть фестиваль иного формата, где нас не будут потрясать большой формой, мегаименами. Роман Должанский привозит сюда другие, очень живые бриллианты. И это все обязательно нужно смотреть.

– Красноярцев избаловали?

– Много всего интересного происходит в этом городе. Но смотря с чем сравнивать. С Берлином – это одна история, с Новокузнецком – другая. Если тебе скучно сидеть дома и пить пиво в минус 30, если ты хочешь каких-то потрясений для себя, хочешь развиваться, спорить сам с собой, ты всегда найдешь, где это взять. Конечно, хотелось бы больше. Интеллектуального и эмоционального досуга в городе не хватает – у нас люди на спектакли по шесть-семь раз ходят. Хочется, чтобы было разнообразие. Как в супермаркет приходишь: можешь носки купить, соль, спиртное – все что угодно. Хочется, чтобы так же было и у нас. Вот тебе веселое, грустное, глубокое, трогательное.

Лаборатория в рамках Дней эстонской культуры

– Сейчас ТЮЗ для вас – это о чем? Что это за театр?

– Не бывает такого, что выбрали направление восемь лет назад, и по нему идем. Мы начинали его как остро социальный, публицистический, говорящий о сегодняшнем дне, проблемах. У нас случаются социальные проекты. Но потом с приходом Даниила – раз, и появилась визуальная составляющая. Вдруг нам стало интересно погружаться в сказку, в необычную атмосферу, отвлекающую от реальности. В какой-то момент мне показалось, что мы стали буржуазным театром: закрытие сезона, женщины в вечерних платьях, лимузины, красная дорожка.

Не надо загонять себя в рамки. Сегодня это несколько направлений. Есть красивая визуальная сказка, есть остросоциальные вещи – «Чучело», например. Есть театральная педагогика, есть читки…

Это история, придуманная Олегом Табаковым. Он так сказал о Московском художественном театре: супермаркет, мне нужен супермаркет, чтобы приходил человек – и мог выбрать, что ему сегодня хочется. Мне кажется, наш театр тоже идет в эту сторону, мы единственный драматический театр для детей и молодежи в крае, больше таких нет. Поэтому мы не имеем права брать одно узкое направление. Каждый спектакль должен быть разным, новым, интересным. Должна быть такая раскладка – для детей, для подростков, для молодежи, для взрослых…

– Чтобы люди ходили в театр.

– А зачем люди ходят в театр? Чтобы задавать себе неудобные вопросы. Чтобы отвлечься. Театр – это всегда три очень важные составляющие. Праздник, даже если мы идем смотреть спектакль трагический. Это всегда потрясение, даже если мы смотрим спектакль про собачку и кошечку. И это всегда живое. А когда одновременно праздник, потрясение и что-то живое, значит, театр случился.

Спецпроект

Для информационной поддержки деятельности театров муниципальных образований Красноярского края газета «НКК» совместно с ПАО «Полюс» реализует спецпроект «Сцена и ценности».

Одной из значимых тем проекта стал театральный конкурс «Полюс. Золотой сезон».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт