Тема требует воплощения Красноярск ворвался в небольшое число городов, где живет «важнейшее из искусств»

Тема требует воплощения Красноярск ворвался в небольшое число городов, где живет «важнейшее из искусств»

Тамара идет по берегу Ангары. Берег зарос травой, скрывшей последние следы жилья, и потому она находит место, где стоял родительский дом, только примерно – по нескольким большим камням, с которых в детстве прыгала в реку. Тамара плачет.

 

«Последняя рыбалка Тамары»

Она приехала в родную Кежму из Сосновоборска, ее нового места жительства, чтобы порыбачить. Но видно, что рыба здесь вторична, не ради нее тряслась она много часов в автобусе и на попутках. Рыбалка – священный ритуал прощания с малой родиной, которой суждено уйти под воды очередного рукотворного моря. Кежма заканчивала свой почти четырехсотлетний век в огне и воде – мощные ангарские жилища полыхали на фоне полузатопленной тайги.

Это кадры из документального фильма «Последняя рыбалка Тамары» – бесхитростно рассказанной, пронзительной истории о чувстве родины и непомерной плате за прогресс. Картина режиссера Элины Астраханцевой, вышедшая на экран в 2013 году, стала, пожалуй, самой известной работой красноярской киностудии «Архипелаг» – и не только потому, что прошла по множеству кинофестивалей, была удостоена национальной премии «Страна» и награды фестиваля «Восточное Поморье». Именно этот фильм в первую очередь советуют посмотреть те, кто знает, что в Красноярске есть своя профессиональная кинематография. К сожалению, пока это новость для многих. Но, к счастью, таковых становится меньше. Во всяком случае, Элина Астраханцева, одна из основателей «Архипелага», прилагает к этому все свои силы.

Мы ходим по истории

За десять лет киностудия выпустила 11 документальных фильмов, среди которых цикл из четырех картин об известных красноярских художниках под общим названием «Палитра сибирских мастеров». Фильм об Андрее Поздееве «Когда грунтуют холсты» стал режиссерским дебютом Элины.

– Мои родители дружили с Андреем Геннадьевичем, в детстве я бывала в его мастерской и не всегда понимала его картины. Но я знала, насколько самоотверженно работает этот художник, что все заработанное он тратил на краски и холсты. А на стене в его мастерской висел огромный список долгов, которые он смог раздать лишь после перестройки. Он прошел такой необычный жизненный путь, что я решила: нужно об этом рассказать. Самого Поздеева уже не было в живых. Мне хотелось найти хронику с ним – и я нашла ее. Считавшиеся утраченными киносъемки 60-х годов, где Андрей Геннадьевич еще молодой человек. Энтузиаст-кинооператор ходил с ним по Столбам с тяжеленной камерой, снял эпизод продолжительностью около шести минут. Он даже не был отпечатан, хранился в негативе. То, что пленка отыскалась, ничем, кроме как промыслом Божиим, объяснить не могу.

Есть темы, которые не просят, а требуют воплощения. Мы ходим по тем же улицам, что и герои невыдуманных, потрясающих историй, и в лучшем случае знаем о них только вскользь. Возможность спасти их от верного забвения – документальное кино. В отличие от скоропортящегося телепродукта, оно по сути своей рассчитано на долгую жизнь.

Одна из таких «требующих воплощения» тем легла в основу проекта «Крылья. Ворота Крайнего Севера» об истории полярной авиации в Красноярске. Материала хватает на целый сериал, а пока вышел только один фильм, охватывающий период от прибытия в город первого советского самолета до 1935 года. В нем все истории уникальные. Например, подвиг экипажа Василия Куканова, вывезшего с затертого льдами корабля 96 человек. В отличие от спасавших челюскинцев летчиков, первых Героев Советского Союза, о Куканове почти не знали ни тогда, ни сейчас – потому что спасал он не героев-полярников, а умирающих зеков.

Наконец, и «Последняя рыбалка Тамары» – часть большого проекта «Ангарский словарь», получившего поддержку Фонда Прохорова и агентства социальных инициатив края. Цель та же – спасти от полного забвения уходящую «ангарскую цивилизацию». Точнее, спасти то, что еще можно.

– Там были уникальные песни и уникальный язык, сохранившиеся с XVI–XVII веков, со множеством слов, оборотов, эпитетов, у которых в современной русской речи нет аналогов. Мне однажды сказали: «Гладкая, как ощипанная курица» – оказывается, это был комплимент. Челяденки – дети. «В каждом окошке по челядешке» – большая семья. Мы живем в стереотипах русской дворянской литературы, и только попадая в такую среду, начинаешь понимать, чем тогда жил и как говорил народ.

Элина вместе со студентами и преподавателями СФУ ездила по сохранившимся ангарским селам, записывала местные истории, предания. Но, конечно, многое уже не спасешь – ни особой архитектуры, ни общинного уклада, ни самой малой родины, о которой тоскует Тамара.

– Я ничего не собираюсь менять своими фильмами в жизни – я только фиксирую, как некое зеркало, пусть субъективное. Но тем не менее оно отражает важные моменты жизни. Было переселено 13 тысяч ангарцев. В масштабах страны, может, и немного, но для нас это огромное количество людей, потерявших свою родину. Мне хотелось зафиксировать в сознании зрителя: потерять малую родину – это не просто слова. Да, для многих ангарцев, особенно пожилых, переехать в городскую благоустроенную квартиру было счастьем. А для Тамары и тысячи ее земляков – нет.

Может быть, эта запечатленная на пленку тоска об исчезнувшей Кежме останется лучшим памятником ей.

Проект номер один

Еще одним важным своим проектом Элина считает Красноярский международный кинофестиваль.

Его премьера состоялась в октябре 2016 года. Команда киностудии «Архипелаг», заручившись поддержкой – причем совершенно бескорыстной – кинематографистов, а также трех красноярских вузов (СФУ, СибГАУ и педагогического университета) и просто неравнодушных к кино людей, проделала колоссальную работу. Отборщики из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска просмотрели 330 фильмов из 25 стран. В итоге для участия в фестивале было отобрано 50 картин – игровые, документальные, короткометражки и полный метр. Их показывали на шести площадках, в кинозалах и в университетах, каждую картину обсуждали вместе с модераторами, особенно горячо – в студенческих аудиториях. Главным открытием кинофорума стал фильм Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери», в котором уникальную роль за кадром сыграла актриса Маргарита Терехова – она же получила первый приз за лучшую женскую роль. Впоследствии этот фильм собрал более полусотни наград на международных фестивалях.

На грани подвижничества

Документальное кино вообще занятие на грани подвижничества, а в провинции – за гранью. Но что такое организовать международный кинофестиваль, да еще и впервые, доподлинно знают только сами организаторы, работавшие на износ и «за идею». Прежде всего потому, что «идея» того стоила.

– Этот проект давно назрел, – говорит Элина, – и не только потому, что киносообщество Красноярска давно об этом говорило, мечтало. Фестивальная жизнь вообще очень важна для всех кинематографистов. Это встречи, премьеры новых картин и, главное, возможность посмотреть самое свежее кино, узнать о последних тенденциях в киноискусстве. Если фильм будет показан на фестивале, да еще и получит награду, то тема, которая в нем затронута, получает совершенно иное звучание. Кстати, среди отобранных фильмов четыре или пять картин были про космос. То, что наша молодежь думает о космосе, стало для меня открытием. Это некий знак времени, срез того, что интересует современное сообщество. Наконец, я уверена, что кинофестиваль очень важен для нашего города и может стать имиджеобразующим событием для края. Надо, чтобы к нам приезжали гости из других городов и стран, видели, как мы живем, понимали нас. А нам есть что показать, чем гордиться. Мне кажется, Красноярский кинофестиваль должен стать постоянным.

Последние слова отражают принципиально важный момент: в 2016-м Красноярск ворвался в небольшое число городов, где живет «важнейшее из искусств», и вряд ли потомки нам простят, если этот первый шаг будет единственным.

Мы ходим по тем же улицам, что и герои невыдуманных, потрясающих историй, и в лучшем случае знаем о них только вскользь. Возможность спасти их от верного забвения – документальное кино

Господдержка

С 2014 года в крае действует грантовая программа «Документальное кино Красноярья». Региональное министерство культуры на конкурсной основе предоставляет красноярским кино- и видеостудиям гранты до 1,3 млн рублей на создание документальных фильмов о Красноярском крае, в том числе о народах, населяющих регион, о природе, исторических событиях, достижениях науки, культуры, в производственной деятельности, в социально-экономической и других сферах.

Решение о предоставлении гранта принимает экспертный совет по издательской деятельности и кинематографии.

Дополнительная информация по телефонам: 8 (391) 211-00-74 (министерство культуры Красноярского края), 221-44-65(агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края).

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных
Без рубрики
15 апреля 2024
Есть ли управа на управляющую компанию?
Приятно читать в газетах, как жители разных районов рассказывают о своих уютных дворах, скверах, придомовых территориях. Вот и я попытаюсь