Теневой бизнес – это всегда на авось

Теневой бизнес – это всегда на авось

Печальная статистика ухода малого бизнеса в тень, характерная для всей России, коснулась и Красноярского края. Да, в регионе закрываются малые предприятия, но, во-первых, появляются новые, а во-вторых, количество самих предприятий уменьшилось незначительно. Однако часть тех, кто уходит, не просто официально исчезает, а укрывается в тень. Работа в гараже, собственной квартире на себя любимого без уплаты всевозможных страховых и налоговых сборов, без надзора и прочих «неприятностей» – это то, что предпочитают многие начинающие или уже опытные бизнесмены.

Куда уходят бизнесмены

Напомним, массовый уход индивидуальных предпринимателей в тень в России начался в прошлом году, когда федеральные власти повысили страховые взносы почти в два раза до 36 тысяч рублей в год. После этого «эксперимента» ставку снизили, однако сразу убрать негативную динамику не удалось.

Впрочем, в Красноярском крае ситуация значительно лучше, чем во многих других регионах. Количество предпринимателей остается стабильным. По данным Красноярскстата, в прошлом году в нашем крае работало около 49 тысяч индивидуальных предпринимателей, в 2012-м – чуть более 52 тысяч, в 2011-м – 45 тысяч, в 2010 году – 37,1 тысячи.

При этом так называемый коэффициент «рождаемости» организаций, то есть соотношение зарегистрированных компаний к среднему количеству организаций, остается также стабильным. В прошлом году он равнялся 125,4, а в 2012-м – 125,2 единицы. А вот коэффициент ликвидации, напротив, падает. В 2013 году – 64,2, в 2012-м был 93,9.

Тот, кто все-таки уходит из официального поля, делает это по различным причинам. Некоторые и вправду из-за налогов. Однако никаких статистических исследований по этому поводу не проводилось. По крайней мере, у краевых налоговиков нет статистики относительно теневого сектора индивидуальных предпринимателей. Также неизвестно, куда уходят бизнесмены – просто разоряются или переходят в тень.

Гена Самурай

Как бы то ни было, но невооруженным взглядом видно, что так называемый гаражный бизнес – довольно развитое явление в Красноярске, достаточно поговорить по душам с держателями всевозможных автомастерских, шиномонтажек и прочих пит-стопов и «мини-цехов». Как правило, такие заведения нигде не зарегистрированы.

Пример из жизни. Геннадий, которого все в округе зовут Самураем за его умение оживить любого «японца» и особенную любовь к ним, ремонтирует машины в съемном боксе в краевом центре. Арендодатель, к слову, обыкновенное физлицо, не состоящее в налоговой как бизнесмен. В подчинении у Геннадия три человека, которым он платит зарплаты с авансами, отправляет в отпуска и даже на больничный. Все как полагается. И никаких задержек – сотрудник любого крупного предприятия позавидует такой стабильности и четкости. Сборов и налогов Геннадий не платит. Не платит принципиально.

– Сами посудите, что я получу, если буду платить налоги, – рассуждает Геннадий. – Я забираю себе не так уж и много – обыкновенно 50 тысяч рублей в месяц. Остальное уходит на зарплаты, на аренду и оборудование. У нас любая копеечка на счету. Ребята, если захотят работать «вбелую», могут уйти в официальный сервис. Но зарабатывать больше они там не будут точно. По сути, они работают не на меня даже, а сами на себя. Грубо говоря, я им даю в аренду место для работы и нахожу клиентов. Нужно выбирать – деньги здесь и сейчас или какая-то мифическая пенсия.

Что бы ни говорил Геннадий, но пенсия у его работников действительно будет мифической. Минимум, конечно, государство будет выплачивать, но вот о чем-то значительном мечтать не приходится. Ни босс этого сервиса, ни сотрудники ничего не откладывают в Пенсионный фонд. А ведь старость все-таки когда-нибудь наступит. Кроме того, Геннадий дает так называемый больничный лишь в случае простуды. А не дай бог производственная травма? Вряд ли он будет оплачивать лечение или сохранять рабочее место для ценного сотрудника. С большой долей вероятности просто наймет нового да принесет апельсины в больницу. Никаких социальных гарантий гаражные бизнесмены не дают.

Тем не менее юрист Дмитрий Провоторов считает, что это вполне допустимая позиция:

– Создавать и официально регистрировать предприятие имеет смысл, только если вы достигли определенного уровня. Это предполагает достаточно большой оборот. По крайней мере, в сегодняшних условиях. Дело в том, что после достижения определенных показателей бизнесмен просто не сможет работать нелегально. Не получится просто общаться с хорошими поставщиками. С физическим лицом можно попытаться работать без чека, а вот с крупной организацией такое уже не пройдет. Как правило, зарегистрированные предприятия не будут работать с подпольными цехами.

Первопричина отказа от официальной регистрации кроется не только в налоговых или страховых сборах. Многие, с кем мне довелось встречаться и работать, просто не знают, как правильно все оформить, и боятся начать процесс регистрации. Пугает именно сам процесс – сбор бумаг, дальнейшие проверки.

Вытащить за уши на свет

И хотя нет точных данных о масштабах теневого бизнеса, но все в один голос утверждают, что послабления для «малышей» нужны. Так, Дмитрий Провоторов отмечает, что контрмеры против теневого сектора принимать необходимо, однако они не должны носить исключительно карательный характер.

– Можно кого-то привлечь за незаконную предпринимательскую деятельность, неуплату налогов. Но это приведет лишь к тому, что бизнес «закопается» еще глубже, будут изобретаться еще более хитроумные схемы. Ну а в конечном счете это приведет к стопору в развитии отрасли, – считает эксперт.

Бизнес-консультант Ефим Чеботарев полагает, что уход бизнеса в тень – объективная реальность, и это ни хорошо, ни плохо:

– Конкретный пример: знаю предпринимателей, которые занялись бизнесом – разбили сад, начали продавать свои продукты. Сначала все оформили по закону, платили налоги, но потом, когда поборы стали мешать, отказались от официального статуса. Сейчас они работают также, ничего не изменилось. Клиентов своих они не потеряли, и в будущем не потеряют. Тот, кто покупал у них продукты, тот будет это делать и дальше. И от официального статуса тут ничего не зависит. И в данном случае я с ними совершенно согласен, хотя, конечно, можно было бы ахать, как так уходят в тень. В ряде случаев в существующих условиях это оправданно. Так если это действительно гаражный, малый бизнес, то почему бы и нет.

По мнению депутата горсовета Красноярска Евгении Бухаровой, бороться с уходящим в тень предпринимательством нужно, прежде всего снимая существующие барьеры для развития бизнеса, а не пытаться «за уши» вытащить его на свет.

– В ближайшее время мы будем обсуждать этот вопрос на инвестиционном совете губернатора. Очевидно, что неоправданная политика привела к тому, что мы имеем сейчас. Потери от поступлений малого бизнеса в бюджет могут достигать 20-30 % от того, что поступало раньше. И хотя в целом от индивидуальных предпринимателей налоговых сборов было не так уж и много в абсолютных цифрах, но все-таки это существенные величины.

Между тем недавно стало известно, что в федеральном центре готовят очередную порцию повышения налогов для предпринимателей. В частности, предлагается дать право субъектам вводить 3–5-процентный налог с продаж, обязать работодателей платить взносы в Фонд медстрахования со всего дохода работника, повысить НДС на 2 % и НДФЛ до 20 %. Некоторые эксперты полагают, что это еще более усугубит ситуацию с малым бизнесом.

Стоит учесть, что ситуация с «бедными предпринимателями» бумерангом бьет по тем, кто пользуется их услугами. Дело в том, что никаких гарантий относительно качества услуги или товара ни один гаражный бизнесмен вам не даст. Вместо чеков тут «честное слово» и «многолетняя репутация». А это означает, что в случае чего винить вам, кроме самого себя, будет некого.

По мнению юристов, доказать что-либо в суде, не подкрепляя это бумагой, невозможно. По большому счету потребитель сам идет на риск в надежде на то, что дешевая гаражная услуга окажется более или менее качественной.

И ладно, если вам покрасили забор, а он облез через неделю. А что если вам поставили тормозные колодки неправильно и вы «не успели» затормозить? А если костоправ с «выездом на дом» был не в духе и потянул не в ту сторону? Можно понадеяться на авось. А если не пронесет, тогда придется платить втридорога, исправляя ошибки «мастера».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского