«Извините», «Виноват», «Скорость воткни другую», «Куда прешь», «Сам такой» – такие отрывочные диалоги и монологи частенько слышатся от катающихся на прокатных вело, роликах, досках и прочих средствах передвижения по острову Татышев и набережной Красноярска. Наш корреспондент проехался в час пик по загруженным веломагистралям и осознал – если десять лет назад основной угрозой байкера был автомобиль, то сегодня главная опасность исходит от самих велосипедистов и… пешеходов.


Можно все

Велотрафик в выходной день в Красноярске напоминает броуновское движение. Редкий байкер, взявший железного коня в прокате, не решается проехаться по встречной, «припарковаться» посреди дороги, повернуть, не глядя по сторонам, или прокатиться «дружной компанией» по всей ширине проезжей части, не давая прохода обгоняющим. Столкновения, падения и препирательства на велодорожке – обычное дело. Занятный довод в пользу такого поведения однажды довелось услышать – барышня утверждала, что, заплатив за велосипед в прокате, она автоматически покупает велодорожку в пользование, а значит, может делать на ней все.

Пешеходы также вносят свой вклад – зачастую им мало выделенной зоны, и они решаются забраться к велосипедистам. Причем ведут себя в точности так же, как и катающиеся. И к слову, передвижение по дорогам общего пользования для велосипедиста по личным ощущениям десятилетней давности сегодня более комфортно, несмотря на отсутствие полос для велосипедистов. Водители, в отличие от собратьев-байкеров, пропускают, объезжают и уж точно меньше сигналят и ругаются.

Конечно, народу за уикенд через Татышев проходит-проезжает действительно много – около 30 тысяч человек, и практически каждый второй со своим или арендованным велосипедом. По данным муниципального центра реализации социальных проектов сейчас на острове один муниципальный прокат велосипедов, в парке которого сто новых байков. У 25 частных велопрокатов, размещенных здесь, количество транспортных средств никто не считал. Однако стоит учитывать, что в каждом из них помимо велосипедов выдают еще и доски, ролики, веломобили, электроскутеры, гироскутеры и т. п. И точно ни у кого не спрашивают о навыках владения этими транспортными средствами – лишь бы платили деньги.

До Европы

Правила правилами, но ведь наверняка существуют какие-то нормы по наполнению велодорожек байкерами и пешеходами? В центре реализации социальных проектов пояснили, что так как это не спортивное мероприятие, то и нормы как таковой не существует. Впрочем, и невооруженным взглядом видно – велодорожек в городе не хватает. В краевом центре всего две крупные магистрали для двухколесных – двенадцать километров острова Татышев и семь километров набережной. В долгосрочной перспективе планируется создать своеобразное полукольцо для велосипедистов, по которому можно будет добраться из Октябрьского района до Зеленой рощи. Путь будет пролегать по набережной Енисея через остров Татышев. Для реализации этого проекта необходимо отремонтировать полуразрушенный мост в восточной части острова.

Конечно, по протяженности велодорожек нам пока далеко до Европы, где есть специальные веломаршруты длиной более тысячи километров. На байке можно перемещаться между странами и не встретить на пути ни одной машины. При этом вдоль трейла развернута соответствующая инфраструктура.

НА ЗАМЕТКУ
Возможно, для кого-то из байкеров будет откровением, но на велодорожке тоже действуют правила. Они просты, и для их овладения не нужно даже открывать ПДД. Все написано буквально на асфальте. К примеру, надпись «держись правой стороны» при ее исполнении позволяет более быстрым участникам движения обгонять вас, а прямолинейное движение без резких поворотов избавляет от столкновений. Стрелочки, начерченные на дорожке, означают буквально направления движения – не нужно ехать в обратную сторону, есть риск врезаться. Сплошные линии разметки, так же, как и на обычной дороге, разграничивают потоки.

№ 45 / 1028

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения