22 Января
03:19 
пресс2.jpg

пресс-конференция

Дефицит кадров или безработица?

   24 января

Торговые сети края берут на вооружение местные продукты

Торговые сети края берут на вооружение местные продукты

В одном из красноярских супермаркетов глаз зацепил красочную вывеску – «Фермерский дворик». На прилавке ряды местной (в данном случае – минусинской) продукции – колбасы, сосиски… И цены не кусаются. Что-то подобное (яркие ценники на красноярские товары, особая выкладка и пр.) берут на вооружение многие торговые сети. И заявляют о готовности наращивать обороты. Помогут в этом оптово-распределительные центры (ОРЦ), которые создаются в территориях края.

торговля_3.jpgМестная продукция всегда свежая и дешевле привозной. Например, березовская, сухобузимская капуста и морковка по три и девять рублей за килограмм – попробуйте найти лучше и дешевле! Для покупателя – прямая выгода. Для общества и государства – стратегическая. Ведь речь ни много ни мало идет о продовольственной безопасности. Которая имеет особое значение в условиях западных санкций и в связи с курсом на импортозамещение, объявленным руководством страны.

В свою очередь, задача краевых властей – обеспечить красноярцев качественными и свежими продуктами, не допустив необоснованного подорожания. Оба аспекта тесно увязаны. Вопрос сдерживания роста цен напрямую зависит от насыщения полок магазинов продукцией местного производства. По поручению губернатора Виктора Толоконского в регионе начала выстраиваться система взаимодействия сетевого ретейла с краевыми сельхозтоваропроизводителями, выгодная всем ее участникам. Долю красноярских поставщиков в структуре продаж на местном рынке необходимо увеличить до 50 процентов.

– Была проведена большая работа: сети смягчили условия поставок по срокам оплаты, возврата товара, наладили контакт со средним и мелким бизнесом. На прилавках продукция краевых производителей выделяется специальными ценниками, в магазинах отдельных сетей созданы «фермерские» («губернские») отсеки. Как результат – за последний год доля наших производителей в сетях выросла в среднем до 35 процентов. Однако, когда система была выстроена, оказалось, что объема и ассортимента продукции местных хозяйств все же недостаточно, – говорит министр промышленности, энергетики и торговли региона Анатолий Цыкалов.

И правда, парадокс – при наличии в крае собственного картофеля, моркови, капусты и других овощей на полках магазинов мы видим продукцию этой группы не только из соседних регионов, но даже из-за рубежа – Египта (картофель), ЮАР (фрукты), Китая (морковь, капуста, перец, помидоры, чеснок). Стоит она, естественно, в разы дороже. Необходимо увеличивать не только овощную группу товаров (огурцы, помидоры, зелень), но и мясо-молочную.

И выгодно – всем!

Уборка-картошки_1.jpgИтак, торговля готова оказывать предпочтение нашим производителям и переработчикам. Но для этого необходимы бесперебойные поставки, гарантированные объемы и качество. Плюс соответствующая требованиям сетей маркировка и упаковка. С учетом этих факторов далеко не все поставщики могут поодиночке, без поддержки довезти производимые продукты до потребителя.

Особенно это касается малых и средних предприятий – у них пока еще слабо развита логистика, недостаточная глубина переработки (к примеру, мяса курицы, говядины, а до недавнего времени – и свинины). Добавьте к этому малые объемы производства и другие трудности – и вы получите причину, что мешает преодолеть нехватку местных продуктов.

Снять часть проблем и обеспечить ритмичные поставки в необходимых объемах в торговые сети можно через кооперацию мелких и средних производителей. В качестве действенного механизма такой кооперации краевые власти предлагают создавать так называемые продуктовые оптово-распределительные центры. На их базе можно не только консолидировать закупку продукции от фермерских и не очень больших хозяйств, но и обеспечивать ее хранение, предпродажную подготовку и последующие поставки в сети.

– Я жду в этом году серьезной программы развития логистических центров. Они нужны нам для ввоза продукции, для обеспечения устойчивого конкурентного продовольственного рынка в крупных городах Красноярья, – обратился губернатор Толоконский к членам краевого правительства, главам районов в январе. А в июне подкрепил свое пожелание уже официальным распоряжением профильному министерству.

Первые ласточки

Первый ОРЦ уже заработал – на улице Пограничников в Красноярске. Здесь готовы размещать и перерабатывать большие объемы грузов с последующим их дроблением на мелкие товарные партии для доставки в торговые сети. Складских помещений достаточно – они занимают площадь в 54 тысячи квадратных метров и полностью обустроены для хранения фруктов, овощей, мясной и рыбной продукции. Кроме того, центр располагает мощностями по переработке и упаковке мясной продукции в соответствии с требованиями торговых организаций, на его территории работает ветеринарный контроль.

Аналогичные проекты по созданию ОРЦ и крытых сельскохозяйственных рынков сейчас реализуются в Канске, Ачинске, Минусинске, Бородино. В Минусинске, например, ОРЦ хотят разместить на площадке овощеконсервного завода. Он будет обслуживать заказчиков из южных районов края. Местные власти ждут его открытия с нетерпением.

– Планов у нас громадье, и связаны они в первую очередь с курсом на глубокую переработку продукции, объявленным губернатором. Мы привлекаем инвесторов, запускаем ранее остановленные производства и строим новые. Это касается переработки рыбы, дикоросов, молока, новой линии на кондитерской фабрике, – говорит глава города Дмитрий Меркулов.

Что же касается крытых рынков, то, как сообщают из муниципалитетов, до конца года первые будут открыты в Бородино, Ачинске и Канске. Это направление тоже важно развивать – рынки значительно сокращают путь продукта от фермера до покупателя, также работают на снижение цены и благодаря системе ветеринарного контроля отвечают за качество и свежесть сельхозпродукции. В Минусинске, кстати, один такой крытый рынок уже работает. Однако в планах южной территории пойти еще дальше: создать целую сеть муниципальных магазинов, уровень цен в которых на продовольственные и сельскохозяйственные товары местного производства будет на 15–20 процентов ниже, чем в коммерческих сетях. Такое снижение стоимости станет возможным за счет предоставления помещений под магазины на льготных для бизнесменов условиях аренды.

Звено в системе

Фермерский-рынок_2.jpgВ целом бизнес отреагировал на инициативы властей положительно. Предприниматели согласны с тем, что ОРЦ должны логично встраиваться в систему производителей, создаваться на базе объединений кооперативов. В качестве примера последних можно назвать кооператив «Овощевод» из Березовского района. Это объединение хозяйств уже располагает собственным хранилищем, здесь есть помывочные линии, продукцию должным образом обрабатывают и упаковывают. А потом самостоятельно развозят овощи по магазинам и мелкооптовым базам.

В свою очередь, бизнесмены считают, что таких распределительных небольших баз в регионе должно быть много. Ставить только на «монстров» с огромными площадями не совсем правильно. Небольшие базы более динамичны, а чтобы движение товара было понятным, прозрачным и предсказуемым, их можно объединить в сеть, управлять всеми потоками с помощью компьютерных программ.

По мнению экспертов, в таком случае даже не нужно ничего дополнительно строить – в крае достаточно существующих оптовых баз. А вот чтобы все их охватить, необходим своего рода информационный центр, который завяжет на себя движение товаров по отдельному району или даже региону в целом. Он позволит сформировать базы данных фермеров края, оптовых складов, выстроить алгоритм их взаимодействия. Много денег для этого не потребуется. Зато сразу станет понятно – в каком месте не хватает складских и оптовых площадей, где требуется ввод новых мощностей по переработке сельхозпродукции и так далее. Овчинка действительно стоит выделки: наличие налаженных координационных связей позволит сократить, а то и полностью исключить посредников, снизить стоимость товара как минимум на 15 процентов, уверены эксперты.

Сделано в Шарыпово

В Советском районе Красноярска открыта первая постоянно действующая торговая площадка товаропроизводителей Шарыповского района. На днях свою продукцию здесь представили сразу шесть сельхозпредприятий: ООО «Рыбпром», ООО «Удача», крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели запада региона. Покупателям предложили широкий выбор мяса и мясной продукции, птицы, полуфабрикатов, молочной продукции, солений, хлебобулочных и кондитерских изделий. За один только день рынок посетили более трех тысяч красноярцев. Товарооборот превысил 4 млн рублей, производителям удалось реализовать практически все, что они привезли. Поэтому площадку намерены расширять – здесь создадут еще 20 мест для шарыповских фермеров.

– Открытие подобных торговых площадок с возведением стационарных легких павильонов – еще один шаг в создании комфортных условий для покупателей и производителей, – отметил Анатолий Цыкалов. – Ведь, помимо качественного и свежего продукта по доступным ценам, мы должны предложить людям комфортные условия, что особенно актуально поздней осенью и зимой. Первыми участие в открытии площадки приняли шарыповцы, но есть уже заявки и от других территорий. Надеемся, что такие рынки в дальнейшем появятся во всех районах Красноярска.

На базе распределительного центра можно не только консолидировать закупку продукции от мелких и средних производителей, но и обеспечить ее хранение, предпродажную подготовку и поставку в торговые сети

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Международный фестиваль "Парад звезд в оперном" 
Инфографика