Тринадцать лет тому вперед Будущее края формируется прямо сейчас

Тринадцать лет тому вперед Будущее края формируется прямо сейчас

Красноярский экономический форум начал свою работу. Главная тема КЭФ-2017 – программы развития России в среднесрочной перспективе. Федеральная повестка созвучна краевым ожиданиям. О перспективах нашего региона на дискуссионных площадках рассуждают эксперты. Выставочно-экспозиционная часть наглядно демонстрирует планы крупнейших компаний. «На любом форуме ценна конкретика, и мы стараемся найти ее, не потеряв масштабных постановок проблем», – говорит губернатор края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ. Сегодня он – гость нашей редакции.

Основа стратегии

– Виктор Александрович, тональность красноярского форума, как это всегда принято на КЭФ, задана сразу – с большого пленарного заседания «Российская экономика: повестка 2017–2025». Край готовит свой документ – стратегию развития вплоть до 2030 года. Красноярцы его ждут. Главный вопрос – куда будем двигаться?

– Функция стратегического планирования в современной системе дается крайне трудно. Рынок не только его не исключает – он усложняет сам процесс. Потому что планирование нужно ему даже больше, нежели административно-командной экономике. Очень рассчитываю на форум, что он в какой-то мере изменит мое сознание. От стратегии мне хочется более глубокого научно-технологического анализа – что нам даст наука через 15–20 лет принципиально иного? Какие школы будут востребованы? Какое образование сделает наших детей конкурентоспособными? Какие технологии будут применяться в той или иной сфере? Пока у нас есть далеко не все ответы на поставленные вопросы. Каким видит страна Красноярский край через 15 лет? Что от нас ждут? Нефти, золота, космических аппаратов, новых технологий связи, нобелевских лауреатов? Чем мы будем интересны и что мы сможем дать России в долгосрочной перспективе? Это очень важные вопросы. Это сложно, этого недостает…

Мы бьемся над муниципальными стратегиями. Важно дополнить краевую программу 61 планом развития районов и городов. У кого-то они получаются, у других не очень. Но мне уже сейчас стратегия помогает.

– В чем именно?

– Особенность КЭФ-2017 – мы не могли не отреагировать на сложные экологические проблемы, которые есть в крае и в стране в целом. На красноярской площадке мы рассматриваем модель зеленого будущего. Какие бы направления мы ни брали на ближайшую перспективу, экология везде должна быть тем критерием, который исключает социально-производственный компромисс. Помните, раньше часто говорили: «Это нужно стране, это нужно бизнесу». Сейчас постановка иная: любое развитие – во имя человека. Не может быть компромисса. И Красноярский край этот базовый тезис записал в свою стратегию. Он уже действует во вполне конкретных вещах: ни одного производства с санитарно-защитной зоной! Пусть это будет совершенно чистейшее производство, но если в крупном городе, с большой нагрузкой на экологию, потребуется строительство новой котельной, я скажу: «Нет. Больше ни одной трубы».

– И старые трубы придется модернизировать…

– Предстоит снижать выбросы, отказываться от устаревших технологий, менять режим производства в безветренные дни. Так, на ТЭЦ будем постепенно переходить на малозольные угли. Они есть на Бородинском разрезе. Добывать их немного дороже, но мы найдем способ минимизировать нагрузку на экологию. Радует, что бизнес нас в этой задаче готов поддерживать…

Социальная привлекательность

– Проблема «утечки мозгов». Что нужно сделать, чтобы молодежь получала знания и применяла их потом здесь, в крае?

– Если мы кардинально не изменим ситуацию в образовании, не усилим школы, университеты, то завтра станем отсталым регионом. И никакая богатая экономика нас не спасет. Поэтому начинаем применять новые подходы к организации вузовского образования. Скептики говорят, мол, соединили два вуза, назвали опорным университетом – и что? На самом деле мы прошли очень важный путь, который другим регионам еще только предстоит. Создали систему университетского образования, не требующую структурных, радикальных изменений. Появилась упорядоченность. Есть классический университет. Есть опорный вуз, который объединил аэрокосмический и технологический университеты, сняв тем самым все возможные спекуляции по качеству образования. Наконец, регионально-отраслевые вузы: медицинский, педагогический, аграрный, творческий, – они обеспечивают подготовку специалистов самых разных и массовых профессий. Все направления закрываются, молодой человек может выбрать себе любое дело по душе.

– Но сначала он должен окончить школу.

– Для меня совершенно очевидно, что будущее невозможно без другого уровня математического образования. И мы открываем специализированные классы – в следующем учебном году их уже будет 130. В этом году состоится первый выпуск.

– Уже есть эффект?

– Все, что мы выигрываем на всероссийских олимпиадах – заслуга ребят из спецклассов. Скоро запустим физико-математическую школу при СФУ. Казалось бы, совершенно не наша функция – скорее федеральная. Но мы планируем взять ее на краевой бюджет. Попросим университет организовать методическое руководство, помочь с общежитиями. Получится суперсовременная школа, которая сможет посоревноваться со школой в новосибирском Академгородке.

Что еще вытекает из стратегии – я поставил задачу открыть специальную музыкальную школу для уникальных детей. Она будет готовить музыкантов мирового уровня. Коллеги говорят – разве мало у нас проблем, чтобы еще и этим заниматься? Давайте лучше клуб построим. Клуб тоже будет. Но в каждом регионе должно быть что-то особое. В этом смысл наших планов. Красноярскому краю не нужно особенно напирать на свою инвестиционную привлекательность. Она очевидна. А вот социальной надо заниматься. Чтобы молодежь не хотела уезжать. Чтобы уровень образования в Красноярске был самым высоким.

Комплексный подход

– Две трети населения края – сельчане. Вот уж перед кем стоит снять шапку – они бьют рекорды по урожайности, кормят натуральными, экологически чистыми продуктами все Красноярье. Как власть меняет подходы к развитию села?

– Последние два года мы делаем акцент на создании новых производств. Раньше в основном субсидии выделялись на новую технику, какие-то вспомогательные объекты. При этом огромная доля денег аккумулировалась в крупных, сильных хозяйствах. Мы от этого не отказываемся. Но есть еще территории, где и корову не сразу найдешь. А ведь сфера сельского хозяйства – жизнеобразующая. Сельчане должны иметь работу, заработок и перспективы. И мы дополнительными ресурсами стали поддерживать специальные программы. В прошлом году у нас несколько районов получили большие гранты на три года, позволяющие создавать новые производства, заводы, системы стимулирования развития сельхозпроизводств. Например, большой мясоперерабатывающий комплекс построен в Енисейском районе. В Балахтинском – модульный завод по переработке молока. А ведь все это – собственные рабочие места, налоговая база. Поддерживаем садоводов – есть большая программа, большие деньги, около 100 миллионов рублей в год на помощь садоводческим обществам. Это и дороги, и электроэнергия, и водоснабжение.

Опыт управления

– Еще одна важная тема, которая сейчас обсуждается на КЭФ, касается эффективности управления. Красноярскому краю есть чем поделиться с соседями?

– Опыт накапливается. Уже дает эффект закрепление членов правительства за районами. Край огромный, территорий много. Когда министр курирует два-три района, он чувствует личную ответственность не только за свою сферу, а за все комплексное развитие муниципалитета. Вот это сразу дало импульс. Дает эффект и проведение выездных заседаний правительства. Мы стали выезжать в первую очередь в самые сложные районы, где есть проблемы в экономике, инфраструктуре. И принимать прямо на месте комплексные решения. Так было в Мотыгинском, Ирбейском, в Эвенкии и Минусинске. В этом году намечен выезд в Туруханский район.

– И каковы результаты?

– Их много. Например, в Минусинске появилась большая программа строительства дорог, моста, водопровода, жилья, социокультурного центра, реконструкции музея и театра. Выездное заседание в Мотыгино привело не только к новым стройкам – мы возобновили авиасообщение с краевым центром. И этот маршрут пользуется большим спросом.

Орбита КЭФ

– Каким будет «послевкусие» форума? Как люди смогут узнать о том, что на нем обсуждалось? Увидеть целостную картину, оценить ту пользу, которую несет КЭФ краю?

– Одной из базовых задач подготовки к форуму явилась организация как можно большего числа конференций с участием красноярцев. Кстати, из 5 тыс. делегатов больше половины – наши земляки, которые будут вовлечены в орбиту КЭФ. Тем не менее сделать очевидным эффект для большого сообщества непросто. Экономический форум – это не культурный фестиваль или крупное спортивное мероприятие. Значит, нам нужно суметь более четко и ясно сформулировать результаты. И в этом году такая задача поставлена жестко – чтобы по всем направлениям работы форума были подготовлены предложения, с конкретикой, как принятые на его площадках решения отразятся на качестве нашей жизни. Не может быть сегодня серьезных социально-политических последствий, если мы не заинтересовали в этом общество.

Фото: Александр Паниотов

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за