Трудовая перезагрузка Поможет ли она снизить уровень потребительских наклонностей?

Трудовая перезагрузка Поможет ли она снизить уровень потребительских наклонностей?

Министр образования РФ Ольга Васильева в начале текущего учебного года предложила вернуть в школы общественно полезный труд. Сторонники идеи с теплотой вспомнили опыт советской системы образования. Противники обвинили инициаторов в намерении эксплуатировать детей.

За тряпку ответишь?

Предложения о возвращении в школы «внеклассного труда» ранее не раз озвучивались педагогами, различными общественными объединениями. Одно из таких предложений звучало в апреле этого года на встрече президента Владимира Путина с общественниками. Глава государства дал поручение профильному ведомству проработать вопрос.

Недавно в СМИ обсуждали случай, когда мать четвероклассника подала иск к школе за то, что ее ребенка заставили вытирать доску. Дескать, педагог таким образом использовала детский труд. С делом даже разбиралась прокуратура. Абсурд? Нелепость? Такова суровая правда жизни. Сегодня для того, чтобы привлечь ребенка к труду, не предусмотренному образовательной программой, необходимо согласие родителей или его законных представителей. Об этом прямо указано в законе «Об образовании в РФ».

Министр образования Ольга Васильева упомянула об этом случае и сказала, что так быть не должно. Необходимо вернуть уборку классов учениками, возродить бригады в деревенских школах, работу на приусадебных участках и т. д. По ее словам, все эти виды работ не ограничивают свободы, прав ребенка, не несут угрозу его здоровью и жизни.

– Мы должны вернуть ответственность ребенка за то место, где он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в школе созидает вместе с педагогами и родителями, – пояснила свою инициативу Васильева.

Минобразования уже выпустило комментарии к предложению главы ведомства, где указано, что трудовое воспитание не должно привести к повышению нагрузки на учащихся – в ближайшее время содержание федеральных образовательных стандартов будет скорректировано, разработаны методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания.

Трудовое воспитание может появиться в школе уже со следующего учебного года, его внедрение будет проводиться постепенно. В краевом министерстве образования отметили, что пока не получали никаких указаний сверху на этот счет.

Тем не менее само предложение вернуть общественно полезный труд в школу уже вызвало ожесточенные споры среди родителей, педагогов и юристов.

В жизни пригодится

На самом деле возвращение «внеклассных трудов» может состояться. Для этого достаточно убедить родителей. Впрочем, некоторые даже рады такому повороту событий. Одна из матерей старшеклассника красноярской школы признается: «Не получается заставить сына выполнить хотя бы минимальную работу по дому. Может быть, школа поможет изменить его отношение к труду».

Председатель комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного собрания края Людмила Магомедова выступает за возвращение общественно полезного труда в школы и делает упор и именно на слове «полезность»:

– Школа научила меня многим вещам, которые пригодились в жизни. После школьной слесарной и столярной мастерской даже я могу многие работы из этой сферы выполнить. Общественно полезный труд дает первоначальные навыки, которые в дальнейшем пригодятся. И нам в школе приходилось каждую неделю оттирать парты, которые мы сами же изрисовали. Конечно, это, наверное, не тот навык, который очень пригодится в жизни. Но развивает другой – не пачкать лишний раз. Нас это сплачивало – работали все, и класс был дружный. Все мои одноклассники поступили в вузы и добились многого в жизни. Человек ведь не может без работы.

В то же время депутат отмечает: необходимо, чтобы труд был интересен ребенку, и заниматься этим он должен без принуждения. Добиться этого педагог может лишь при активном участии семьи. Если старшеклассник дома никогда не прикасался к пылесосу, вряд ли возникнет интерес к простейшей уборке. Впрочем, это не означает, что такого ребенка «лучше не трогать». Возможно, именно таких и стоит в первую очередь привлекать к труду.

Детский психолог Галина Вишневская:

– Я за труд. Но с рядом оговорок. Детей нужно не заставлять что-то делать, а убеждать. Никто другой не должен убирать с пола землю от разбитого тобой цветочного горшка. Убери за собой. Субботник по уборке школьного двора – это коллективное «убери за собой». Не хочешь – соблюдай чистоту. Все просто. Дети потом такой принцип переносят на свой дом, своих детей.

Очень важны так называемые уроки труда. Сегодня многие старшеклассники не умеют элементарного: пришить пуговицу, сварить суп, починить розетку. Отсутствие навыков бытовой работы отрицательно сказывается на молодых семьях, когда рядом нет мамы-папы-уборщицы. Отказываясь от трудового воспитания, мы создаем массу проблем своим детям во взрослой жизни. И родители должны быть не только заинтересованы в этом, но всячески и с благодарностью помогать школе, коль в одиночку развивать трудолюбие своих чад не очень получается. Принцип «делаю только то, что хочу» может искалечить судьбу человека. Жизнь, конечно, может все поправить, только достанутся эти уроки с большими сложностями.

Многие родители категорически отвергают участие детей в ремонте класса. Вы против того, чтобы они умели красить, белить, мыть окна, клеить обои, вешать шторы? Уверены, что это никогда им не понадобится? Заведомо знаете, как сложится их судьба? Недавно в одной телепередаче взрослая девица последними летними цветами назвала тюльпаны и ландыши. Если бы в пятом-шестом классе занималась прополкой школьных клумб, никогда бы такое не сморозила.

Основная задача педагогов и родителей в трудовом воспитании – убедить детей, что это нужно им самим. Трудолюбие – путь к успеху. Лентяи, даже очень талантливые, всегда вылетают на обочину.

А вот на Западе…

Противники возвращения общественно полезного труда в школы кивают на опыт США и Европы, где такие виды активности не приветствуются. Однако необходимо заметить, что за рубежом молодые люди (в особенности в США) часто начинают работать очень рано и вне школы. И не от нужды. Тамошние миллиардеры своих детей, как правило, очень рано отправляют в самостоятельную жизнь, не сопровождая кучей денег. Иди хоть в посудомойщики. Взять знаменитого Билла Гейтса: он, как пишут, не намерен все свои десятки миллиардов долларов завещать детям. Считает: пусть учатся зарабатывать сами.

СПРАВКА

В Российской империи так называемый ручной труд преподавался с 1884 года. В Советском Союзе предмет «общественно полезный труд» (не путать с уроками труда и домоводства) значился в программе с середины 80-х годов, хотя неофициально школьники привлекались к труду и ранее. По советским нормативам первоклассники не привлекались к труду, а со второго по четвертый класс дети могли трудиться не более часа в неделю. Учеников выпускных классов дозволялось привлекать на работы не более четырех часов в неделю.

Школьники в основном занимались сбором макулатуры, металлолома, благоустройством, наведением порядка в самой школе. Старшеклассники могли работать и на промышленных производствах, на сборе урожая, в столовых.

Помимо работ в течение года, образовательный процесс в обязательном порядке предусматривал трудовую практику. Пятиклассники должны были отработать десять дней по несколько часов в день. Учащиеся 10–11-х классов отрабатывали 20 дней по шесть часов.

Кроме того, во время каникул для ребят организовывались различные трудовые движения, активно трудовое воспитание применялось в пионерских лагерях. После распада СССР общественно полезный труд хотя и оставался в школах, но министерские разнарядки уже не требовали от учебных заведений обязательного включения в план подобных работ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако, из-за