Финансовый урожай 2017 года для нашего края ожидается лучше, чем зерновой. Климат экономический оказался нынче более благоприятным, чем погодные условия. Мировые цены на основные металлы, от которых зависят доходы казны, демонстрируют устойчивую позитивную динамику. Впервые за многие годы в течение девяти месяцев краю удается исполнить бюджет без дефицита. Это показатель стабилизации и улучшения экономики региона. Доходов могло быть и больше, если бы курс рубля достиг плановых значений.
Центральным вопросом повестки первого заседания IV сессии Законодательного собрания стал законопроект, вносящий изменения в закон «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов». Параметры бюджета текущего года претерпят изменения как по доходам (плюс 3,3 млрд рублей), так и по расходам (плюс 4 млрд).
Накануне все комитеты рассмотрели корректировку и своими решениями рекомендовали сессии принять документ. Но нельзя сказать, что единодушие парламентариев наблюдалось по всем вопросам. Так, острая дискуссия разгорелась по поводу увеличения финансовой поддержки профессионального спорта и затрат на изъятие земельных участков под строительство дороги к четвертому мосту в Красноярске.
«Легкие» деньги
На заседании головного комитета – по бюджету и экономической политике – острую тему поднял призер Олимпийских игр, депутат Павел Ростовцев. Обращаясь к исполняющему обязанности министра спорта Сергею Алексееву, он выразил недоумение, почему правительство так легко находит деньги на профессиональный спорт, но не на поддержку массового.
– Все главы муниципалитетов имеют пылящуюся на полках проектно-сметную документацию на строительство объектов, но мы не можем позволить себе начать их возведение, потому что нет денег. В чем приоритет политики в сфере физкультуры и спорта? Наши полномочия, о чем неоднократно говорила Счетная палата, – это развитие детского массового спорта, – заметил парламентарий.
Коллегу поддержал Владислав Зырянов, который отметил, что на все плоскостные сооружения выделяется лишь 20 млн рублей, а на остальную инфраструктуру – 380 млн.
– Мы все гордимся успехами наших команд, но в самом названии таится ответ: профессионалы – это люди, которые зарабатывают деньги сами, – сказал Владислав Валерьевич. – У нас масса финансово-промышленных групп в крае. Но я не видел примера, чтобы хоть кто-нибудь из них взял на содержание профессиональный клуб.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Кулеш считает, что в крае выделяется недостаточно денег на развитие детского массового спорта.
Председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова сказала, что вопрос о бремени содержания профессиональных клубов поднимается не первый раз, как и вопрос о привлечении к их финансированию крупнейших предприятий, работающих в крае. Есть надежда, что с приходом нового руководителя нашего региона Александра Усса, который солидарен с депутатами в этой позиции, тема сдвинется с мертвой точки. Но до этого момента прекращать финансирование профессиональных команд нельзя.
– К чему будут стремиться дети, если мы потеряем наших спортивных звезд? – задала риторический вопрос Людмила Васильевна. – Разрушить профессиональный спорт можно одним взмахом руки, а чтобы его возродить, уйдут годы.
Виктор Кардашов возразил Владиславу Зырянову и на примере футбольного клуба «Енисей» рассказал, что траты на экипировку и организацию поездок детей на соревнования ДЮСШ берут на себя. Что же касается профессиональных команд, то депутат отметил, что Красноярский край отличается социальной ответственностью, и нельзя так легко принимать решение о том, быть им или не быть.
Вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по бюджету и экономической политике Дмитрий Свиридов и некоторые другие народные избранники отметили, что правильнее было бы эту проблематику поднять при обсуждении краевого бюджета на 2018 год, а не при корректировке текущего. Сейчас у команд сформирован спортивный календарь, намечены соревнования, и обязательства перед ними должны быть выполнены. Депутаты поддержали эту позицию.
Бесконечное размножение
Тему резервирования и изъятия земельных участков под строительство дороги к четвертому мосту в створе улицы Волочаевской в Красноярске поднял депутат Илья Зайцев. Он отметил, что изначально по проекту был 121 земельный участок и 388 объектов недвижимости общей стоимостью 1,6 млрд рублей. Сейчас, по прогнозам, насчитывается 327 участков и 519 объектов недвижимости стоимостью 2,1 млрд рублей.
– Каким образом это все проектировалось и планировалось, если учесть, что число участков так растет? – спросил Илья Александрович. – И какова будет итоговая цена выкупа, и не станет ли стоимость подходов к четвертому мосту больше, чем сам мост?
Ответ держал заместитель главы города – руководитель департамента градостроительства Красноярска Михаил Зуевский. Он рассказал, что первоначально в перечень не попали участки, границы которых не были установлены, и неоформленные объекты недвижимости, о которых не было информации в Росреестре. Затем произошло увеличение стоимости выплат из-за судебных решений, которые были приняты в пользу собственников (по некоторым искам суды увеличили выплаты в пять раз). Говорить об итоговой сумме, необходимой для изъятия земли под строительство дороги, можно только тогда, когда будет вынесено последнее судебное решение.
Илья Зайцев, не удовлетворившись этим ответом, предложил аудиторам Счетной палаты организовать проверку расходования бюджетных средств. Это предложение было горячо поддержано коллегами и вошло в решение комитета. А Сергей Зяблов добавил, что нельзя было передавать функцию заказчика муниципалитету – тогда было бы больше порядка.
– Надо с кого-то спросить за эту работу, – указал Сергей Филиппович.
Народные избранники также обратили внимание на то, что имеющихся средств не хватит и на подъезды к «Арене Платинум». В бюджете на выкуп трех земельных участков заложено 160 млн рублей, тогда как только по одному из них суд уже принял решение на 205 млн. И эту тему еще предстоит обсудить при утверждении расходов следующего года.
Инвестиции в здоровье
В ходе рассмотрения корректировки бюджета на сессии депутаты также подняли важную тему. Председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко сообщил, что в медицине остаются серьезные проблемы, на которые исполнительной власти нужно обратить пристальное внимание.
– Кредиторская задолженность по здравоохранению составляет около 800 млн рублей, а просроченная – 278 млн, – подчеркнул Юрий Михайлович. – Оставлять важнейшую отрасль без высокотехнологичной помощи, расходных материалов – это неправильно. Когда будем рассматривать новый бюджет, эти вещи нужно учесть.
Коллегу поддержал Алексей Протопопов. Он привел такие данные Счетной палаты РФ: доля инвестиций в здравоохранение снизилась с 2,7 % в 2006 году до 1,2 % в 2016-м. Это обусловило износ основных фондов, который на сегодняшний день превысил 55 %.
– К сожалению, все это привело к тому, что доля оборотных средств снижается, и мы практически не можем обновлять парк высокотехнологичного оборудования, – посетовал депутат. – Думаю, что те проблемы, которые были замечены на федеральном уровне, имеют зеркальное отражение в нашем крае. Дефицит региональной профильной программы составляет 6 млрд рублей. Велика кредиторская задолженность. Эффективно функционировать человек, будь то депутат или министр, может только при одном условии – если он будет здоров.
После обсуждения вновь избранный председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев сообщил, что документ всесторонне рассмотрен и готов к принятию. Путем поэтапного голосования депутаты единодушно поддержали законопроект о корректировке бюджета в первом и во втором чтениях.
Параметры краевого бюджета – 2017:
доходы – 206,9 млрд рублей;
расходы – 221,8 млрд рублей;
дефицит – 14,9 млрд рублей
ЦИФРЫ
В 2017 году заложены дополнительные средства на строительство объектов универсиады (около 1 млрд рублей), на борьбу с сибирским шелкопрядом (порядка 550 млн), на поддержку бюджетов муниципальных образований (почти 700 млн рублей), на субвенцию Красноярску под выкуп земельных участков для строительства дороги к четвертому мосту (300 млн), на льготное лекарственное обеспечение (более 200 млн), на приобретение учебников (более 180 млн) и на другие цели.
На реформирование и модернизацию ЖКХ планируется дополнительно направить свыше 500 млн рублей