Тур в гетто Как депрессивный поселок стал туристическим брендом России

Тур в гетто Как депрессивный поселок стал туристическим брендом России

Туризм – один из худших способов получить представление о подлинной жизни какой-либо страны. Самый плохой – созерцание интернет-содержимого.

 Заполняя еще совсем недавно турецкие отели и пляжи, мы не знали, что творится в головах у турок, обслуживавших нас. Какие вот у этого молоденького портье проблемы в его жизни, что радует, что гнетет, откуда он приехал, где и как живет его семья, о чем он мечтает, что читает и смотрит, что на самом деле о нас думает и т. д.? Все это за кадром. Хочешь узнать чужую жизнь по-настоящему – останься хотя бы на пару лет, выучи язык, поезди, поживи, поработай. Тогда получишь хоть сколько-то законное право говорить о том, что «у них там» на самом деле и какие они вообще.

А туриста пускают только в парадную залу страны, где выставлено все самое красивое и вкусное. В общем-то, так и надо, поскольку, во-первых, это бизнес, во-вторых, приятный образ твоей страны: ведь стране, как и человеку, хочется, чтобы окружающие думали о ней хорошо, и желательно лучше, чем она есть. На это работает реклама, выходящая далеко за пределы собственно рекламной индустрии. Выпускается, например, целый поток кино, действие в котором происходит на манящих лазурных берегах, среди романтических древних развалин и прочей естественной декорации – с тем расчетом, что иностранец, он же вчерашний зритель, начнет откладывать деньги, чтобы увидеть наяву этот «райский уголок земли».

В России въездной туризм не шибко развит (а по сравнению с той же Турцией – вовсе не развит), но похожие рекламные эффекты встречаются. Правда, похожие только по форме.

Авторитетнейший американский журнал National Geographic сообщил, что поселок Териберка Мурманской области попал в двадцатку самых востребованных туристических мест мира. Это прямое следствие всемирно шумного успеха фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»,

который в свое время спровоцировал у нас бурные, продолжительные споры: одни говорили, что режиссер все оболгал, выставил нашу страну полной дурой, другие – что он показал российскую жизнь как она есть. Последних, по-моему, было меньше. Но по факту они победили, поскольку иностранный турист, да и наш тоже, потянулся в этот действительно несчастный поселок именно затем, чтобы «узнать страну». Как отметил корреспондент московской «КП», выехавший на место для наблюдения данного феномена, «здесь, в Териберке, умирающая Россия в концентрированном виде. Хороший, кстати, бренд». Суть же народившегося бренда в том, чтобы увидеть контраст между величием природы и мерзостью того, что построено здесь человеческими руками. Русскими руками.

Понятно, что фильм этот снимался вовсе не ради туризма, а ради фестивалей в Европе и США, и вообще это редкий экземпляр российского кино, созданного на экспорт. А к экспортному продукту – и это давно известно – иностранные партнеры предъявляют вполне четкое требование: снимайте как хотите, но чтобы был ГУЛАГ или чтобы все спивались и дохли. В общем, должен быть реалистический хоррор – по-другому русская тема в «европах» не продается. Звягинцев хотел попасть на фестиваль, получить премию, и попросту ему ничего другого делать не оставалось, как отыскать на одной седьмой части суши самое тоскливое место и разукрасить его отборными национальными гадостями. Вопрос вовсе не в том, правду он показал или оклеветал. У нас почему-то до сих пор путают художника с прокурором, который «устанавливает факты». Художник создает образ, который нередко сам начинает изменять действительность. То, что депрессивный населенный пункт если не обогнал, то сравнялся по своей востребованности с обеими столицами и «Золотым кольцом», – как раз тот самый случай. Повторяю, образ этот – абсолютно стандартный. Но он настолько укоренившийся, настолько фундаментальный, что теперь уже глыбы сдвигает.

Бизнес, распознав тенденцию, не мог сюда не прийти – теперь, как сообщают, в Териберке появилось три гостиницы, магазин и даже ресторан. На жизни местных это особо не отразилось, поскольку по идее организаторы обязаны сохранять и поддерживать рукотворную мерзость на фоне величественной природы – иначе эффект пропадет, и ехать сюда будет незачем. А пока едут, из Европы, Китая, Японии, ну и наши – в основном москвичи, посмотреть на настоящую «замкадную» Россию. По сути все это смахивает на экскурсии по Варшавскому гетто, которые в гитлеровские времена организовывало общество «Лебенсборн», специализировавшееся на туризме, пропаганде спорта и здорового образа жизни. В гетто благополучные арийцы ездили смотреть, как умирают евреи, в Териберку – как умирает Россия. Вся она умирает или только в этом несчастном поселке (а такие «териберки» при желании можно отыскать везде, один Детройт с прилегающими моногородками чего стоит), для организаторов абсолютно неважно. Главное – есть бренд, созданный многолетними стараниями нашей богемы, и он заработал. Теперь по-настоящему. Бог им судья.

Фото: кадр из фильма «Левиафан»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт