Тяжелая доля легкой промышленности Что необходимо для развития рынка отечественных детских товаров?

Тяжелая доля легкой промышленности Что необходимо для развития рынка отечественных детских товаров?

На Красноярском экономическом форуме 2014 года заместитель председателя Правительства России Аркадий Дворкович отметил: развитие индустрии детских товаров приоритетно для нашей страны. Спрос на детскую продукцию постоянно растет, а отечественные предприятия в силах обеспечить лишь его пятую часть.

Сами предприниматели готовы работать – выпускать конкурентоспособные товары для детворы, но без государственной поддержки выжить в рыночных условиях им очень сложно.

Конкурируя с Китаем

В Красноярском крае работает около 70 предприятий легкой промышленности, детские товары выпускают единицы. Пара компаний специализируется на игрушках и развивающих играх, есть производители обуви, но основная масса отдает предпочтение швейному делу. Ребятишек нужно одевать красиво, качественно. Впрочем, конкурировать с Китаем в массовом производстве детской одежды сегодня не способно ни одно малое или среднее предприятие (а в Красноярском крае шьют для детей именно небольшие производства). Но ниша производства школьной формы свободна – заходи, разрабатывай модели, выпускай форменные блузы-юбки-сарафаны.

Но это только сказать просто – выпускай. Одна из красноярских компаний, которая делает упор как раз на корпоративную, деловую одежду, открывая производство, столкнулась с отсутствием специалистов и стандартов массового пошива школьной формы. Все было потеряно за 20 лет постперестроечного забвения.

– Наше производство образовалось на базе «Крайшвейбыта», который в советские времена имел более 85 ателье по краю, – рассказывает директор торгово-производственной компании Ольга Стыценко. – Сначала занимались индпошивом, изготавливали корпоративную одежду для судей, летных служб, общепита. С этим справлялись две бригады. Чтобы организовать массовое производство, требовались специалисты. Швеи, которых выпускают училища, заточены на индпошив. Нам приходилось их переучивать. Использовали знания опытных сотрудников.

Школьная форма для массового производства – беспроигрышный вариант. Перед началом учебного года родители все равно придут в магазин и приобретут своему ребенку комплект одежды для учебы. Но – какой она будет? Об этом как раз и задумались красноярские производители. Брюки и блузки хотелось сделать недорогими, но шить их из натуральных материалов. Рынок показывает: два этих критерия совместить не так просто. Отказались от дорогого индивидуального пошива, стали оптом закупать материалы у российских текстильщиков, которые славятся качеством своей продукции. Сыграли на соотношении цена – качество.

Дайте долгосрочный план

Швейная фабрикаУказывая на плюсы местного производства школьной формы, Ольга Стыценко замечает: хорошо бы региональным предприятиям иметь преимущества в обеспечении деловой одеждой красноярских школьников. Компания постоянно обновляет швейное оборудование, участвует в ярмарках-выставках. Получает субсидии. Но главным риском все же считает сбыт продукции.

Загрузка заказами – основная проблема предприятий легкой промышленности, изготавливающих в том числе и детские товары. В Союзе промышленников и предпринимателей Красноярского края считают, что решить вопрос можно, если в регионе появится долгосрочный план развития этой отрасли экономики.

– Необходимо подготовить краевую стратегию развития легкой промышленности, – говорит директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Александр Лыткин. – Она должна охватывать все аспекты – начиная от сырья и заканчивая готовыми изделиями. Кроме того, идеология региона должна быть заточена на то, чтобы выполнение заказов по линии различных ведомств отдавать местным предприятиям легкой промышленности. У нас же, несмотря на все преимущества местных производителей, заказы выполняют предприниматели из других регионов. Например, форму для кадетов шьют в Ростове-на-Дону. Из-за отсутствия госзаказа и планов наши предприятия пребывают в неопределенности.

Отсутствие стратегического документа не позволяет видеть долгосрочные планы региона, считает другой представитель легкой промышленности края, выпускающий пуховую одежду для взрослых и детей, Николай Наумов.

– Мы обновили оборудование на своем предприятии, разрабатываем новые модели, – рассказывает Николай Наумов. – Но если раньше поставляли пуховую одежду на Аляску, с удорожанием кредитов приостановили сотрудничество с севером Америки. Ориентируемся на местных потребителей. Сейчас по своей инициативе пытаемся провести анализ потребностей региона в товарах легкой промышленности, смотрим, какие товары можно импортозамещать.

По общероссийской статистике (ей соответствует и положение в Красноярском крае), 80 процентов товаров детского ассортимента ввозится в страну извне, и только 20 процентов производится на родине. Сегодня красноярские «легковики» отмечают: готовы изготавливать свою, более качественную детскую продукцию, были бы заказы и гарантия государства в потребности в этих товарах.

Стандартный расчет

Швейная фабрикаКрасноярские предприятия детской индустрии самостоятельно просчитывают риски, продвигают товар и делают его доступнее для потребителя. И это считается нормальным. Бизнес есть бизнес. Интерес инвесторов, а как следствие, и регионального правительства сосредоточен на других отраслях. Красноярский край – нефтегазоносный регион, обладающий большими запасами леса. Аналитики отмечают: никогда наша территория не была передовиком в выпуске детского ассортимента. Так, может, и не нужны нам одежда и обувь собственного производства?

– Но не все могут быть металлургами и нефтяниками, – отмечает Александр Лыткин. – Женщины тоже хотят быть полезными, уверенными в том, что за качественно выполненную работу получат зарплату. Легкая промышленность – это новые рабочие места. И сейчас самое время развивать ее в рамках такого замечательного проекта, как универсиада-2019. Он должен стать красноярским и тянуть за собой массу предприятий – модельеров, конструкторов, пошив.

Предприниматели, выпускающие детские товары, большие надежды возлагали на разработку в регионе концепции легкой промышленности. Но «НКК» в министерстве промышленности, энергетики и торговли края сказали: «Не уполномочены разрабатывать стратегию, слишком мала в регионе доля предприятий легкой промышленности». Возможно, продвинуться на рынок, обрести долгожданные заказы помогут новые стандарты.

В конце 2014 года на XIII Межрегиональном форуме предпринимательства Сибири активно обсуждалась эта проблема. Тогда директор ФГУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун отметил: Красноярскому краю следует сформировать собственные стандарты выпускаемой продукции, это существенно упростит организацию производства «легковикам».

– Готовящийся федеральный закон о стандартизации предполагает возможность формирования региональных стандартов, – сказал Моргун. – Вполне вероятно, что край может получить, к примеру, право формировать собственные стандарты на школьную форму.

В этом случае можно было бы проводить испытания продукции и доказывать ее соответствие или несоответствие стандартам. Аналитики считают, это обеспечит развитие инновационных процессов в легкой промышленности. А сами региональные стандарты как минимум смогут защитить регион от менее добросовестных конкурентов.

СПРАВКА

По данным Красноярскстата, в первом полугодии 2015 года объем отгруженных товаров в текстильном и швейном производстве края составил 505 млн рублей, в кожевенном и производстве обуви – 153 млн рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года оборот в текстильном, швейном, обувном и кожевенном производствах вырос.

Но с 2009 по 2013 год число малых предприятий, задействованных в отрасли, сократилось на 20 единиц, а индивидуальных предпринимателей – на 109.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег