«У меня еще нагрузки по-немецки и по-русски»… Как не переусердствовать в подготовке ребенка к школе

«У меня еще нагрузки по-немецки и по-русски»… Как не переусердствовать в подготовке ребенка к школе

Утром устный счет в детском саду, вечером – логические задачки в развивающем центре, в выходные – английский с репетитором и каждый день – балет во Дворце культуры… Жизнь современного среднестатистического дошкольника по насыщенности событиями мало чем отличается от жизни взрослого человека. В стремлении обеспечить ребенку успех в школьном обучении родители подчас забывают, что для развития шестилетки намного важнее играть в дочки-матери, чем делить двузначные числа.

Читать или не читать?

Интенсивная подготовка к школе начинается, как правило, в подготовительной группе детского сада – за год до поступления в первый класс. Наслышанные о суровых требованиях к первоклассникам, родители изо всех сил стараются подогнать под них ребенка. Ведь это только по формальным признакам разрыва между школьной и детсадовской программами не существует. На деле же нечитающего ребенка на собеседовании предупреждают – будет трудно, потому что те же задания по математике в первом классе ориентированы на детей, умеющих прочесть текст. В то же время согласно программам дошкольного образования учить читать детей должны именно в школе.

В общем, посещением лишь детского сада в деле подготовки к школе не обойтись.

– Однозначно нужно целенаправленно готовить ребенка к школе, – считает руководитель сети развивающих центров «Ладошки» Марина Федорова.

– При поступлении в школу специалисты так или иначе выделяют подготовленных и неподготовленных ребятишек. Более сильных собирают в один класс, тех, кто послабее, – в другой. А среда и общий уровень развития одноклассников крайне важны для стремлений ребенка. Если в классе все детки хорошо подготовленные, для них несколько иначе подается материал, развивается здоровая конкуренция между детьми. Если же общий уровень класса слабый, то здесь и тянуться некуда, да и не возникает у ребенка такого желания. Кроме того, очень важно, чтобы перед поступлением в первый класс ребенок уже умел вести себя в коллективе, работать организованно. Если малыш в этом смысле не готов, то незначительные на первый взгляд вещи в общении со сверстниками могут заложить глубочайшие комплексы.

Учителя начальных классов отмечают – ребенок, который не прошел «курс молодого бойца», прежде чем стать школьником, сегодня редкость.

– Год от года читающих дошколят становится больше, дети идут в 1-й класс все более знающими, – рассказывает учитель красноярской прогимназии № 131 Светлана Епифанцева. – Многие посещают различные центры дополнительного образования, к тому же сейчас родителям доступны множество развивающих игр для домашнего использования. Все это влияет на уровень развития ребенка.

Рассказ важнее умножения

Детский сад Губернатор-87-Олег Кузьмин.jpgПеред тем как заняться подготовкой ребенка к школе, Екатерина Штефанова, учитель-дефектолог Центра диагностики и консультирования № 9, рекомендует родителям обратить внимание вот на какие нюансы:

– В первую очередь, это проблемы речевого плана, – говорит специалист. – Очень много ребятишек, у которых «западают» навыки связной монологической речи – нет умения составлять связный рассказ. Это кропотливая работа. И усилиями только воспитателя в детском саду или развивающем центре такую проблему не решить, нужно активное участие родителей. Часто у детей проблемы с пространственно-временными представлениями. Например, ребенок не может выполнить просьбу нарисовать в правом верхнем углу листа кружок. А это уже прогнозируемые трудности с письмом в тетради.

– Порой родители пытаются учить ребенка в детском саду английскому языку, но согласно учебному плану школы этот предмет появляется у нас только во втором классе, – делится своими наблюдениями Светлана Епифанцева. – Некоторые дошкольники умеют читать, но не знают месяцев, не различают времен года, не могут развести утро и вечер.

В 6–7 лет ребенок не обязан умножать двузначные числа, если он, конечно, не вундеркинд, он должен прежде всего уметь составить предложение и связный рассказ, уметь собрать из пазлов картину.

Полезны для дошкольника занятия рисованием – это дает прекрасную возможность ребенку познать и почувствовать мир, научиться передавать свое настроение. Важны уроки хореографии, посещение спортивных секций, занятия творчеством, где развивается мелкая моторика. Именно такое развитие, которое напрямую не касается учебного процесса, это та база, на которую будет опираться учитель в своей работе.

Кто справится лучше?

+ДетСад №279-53-ОлегКузьмин.JPGКуда отдать ребенка – в «Дошколенок» при школе, в развивающий центр – или вообще заниматься с ним самостоятельно? Большинство родителей выбирают коллективные формы подготовки к первому классу.

– Занятия при школе полезны потому, что позволяют познакомиться с учителем и местом, – говорит Марина Федорова. – Что касается центров, надо четко понимать, что вы как родитель хотите получить в результате. Сначала стоит понять, какая школа вам подходит, а затем понять, какой уровень подготовки требуется. Если есть такая возможность, то оптимальный вариант: хорошо подготовить ребенка в центре, а затем поводить на несколько занятий в «Дошколенок», для знакомства.

Важный нюанс – если у ребенка есть проблемы в развитии, требующие индивидуального подхода, то групповой формы подготовки будет недостаточно. Но и полностью переводить малыша в режим общения с педагогом один на один тоже не стоит.

– Ребенок должен быть адаптирован к обществу. Если он «домашний», ему тяжелее привыкнуть к школе, – высказывает свое мнение Светлана Епифанцева.

– Детсад и «развивайки» – это ведь не только воспитатель, это и дети, которые окружают ребенка. А хорошо развивается ребенок только в обществе.

Это одна из причин, по которой специалисты скептически относятся к возможности самостоятельной подготовки родителями дошкольника к первому классу. Расширяет тему Марина Федорова:

– Если у родителя есть педагогические способности и необходимые знания, он сможет их передать ребенку, но более значимый здесь элемент – организованная работа со сверстниками и способность в групповой работе не теряться, а возможно, и быть лучшим. Еще здесь есть два момента, которые меня смущают. Во-первых, далеко не каждого родителя ребенок воспринимает как «носителя истины», а соответственно, малыш не способен у него научиться. Во-вторых, крайне важно суметь не просто передать знания, необходимые первокласснику, а заразить жаждой знаний, чтобы учеба не превратилась в каторгу, чтобы малыш с интересом познавал все новое, а не с мучением смотрел в книгу. А это, кстати, очень распространенная ошибка родителей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными