У нас свои герои… или Что помогает сохранить чистое сознание

У нас свои герои… или Что помогает сохранить чистое сознание

– Вот это первый выпуск средней школы – 1941 год, фотографию просто оставили на вахте – сказали: Зырянову, для музея, – в руках историка Валерия ЗЫРЯНОВА – потертая фотокарточка, с которой улыбаются девушки и юноши. Они еще не знают, что ждет их буквально через считаные дни. – А потом школа стала опять 8-летней: учить-то некого было. Поэтому первый послевоенный выпуск, фотографию которого мне удалось найти, – 1952 год. Вот, видите, еще учителя в гимнастерках сидят.

Историк, сын историка

Валерия Елизаровича в Березовке знает каждый: 15 лет он руководил здесь коррекционной школой. Директорствовал, с нуля построил само здание, обучил команду… Музеем начал заниматься в сентябре 2014 года.

– И моя нынешняя работа, считаю, даже важнее, – энергично говорит он, теперь директор школьного музея. Сейчас это две комнаты на третьем этаже Березовской школы № 1, старейшей в поселке – ее история началась в 1888 году. Кажется, что Валерию Зырянову тесновато в этих стенах – и действительно, в планах «захват» коридора третьего этажа. Там он планирует разместить стенды с фотографиями всех выпусков школы – и первой фотографией будет та самая – 1941 года. После того как в местной газете написали об открытии музея, директору несут разные экспонаты. Вот под стеклом задачник для церковно-приходских школ второй половины XIX века. На открытой странице – условия: «Суконщик купил партию сукна по 3 р. 62 к. за аршин, 348 аршин он уступил своему товарищу по 3 р. 65 к., а остальное продал по 5 р. 35 к. Сколько суконщику стоила вся партия, если он получил барыша 14 410 р. 1 к.?»

Школьный музей Березовка– По такому задачнику вполне могли учиться наши дети. Рядом – фотокопия свидетельства об окончании Березовской церковно-приходской школы, 1904 год, – показывает Валерий Елизарович. – И вот на соседнем стенде – аттестат образца 60-х и комсомольская путевка на поступление в Красноярский педагогический институт. Это моя приятельница принесла. Дети должны знать, какие документы выдавали в школе, – это тоже часть истории.

Идея создать музей Березовской школы № 1 – давнишняя и очень личная: этой школой 20 лет руководил отец Валерия Зырянова – Елизар Кузьмич, его память хотелось увековечить сыну. Учитель, историк, именно его пример вдохновил Валеру Зырянова подать документы на истфак, именно ему посвящен центральный стенд, на котором фотографии из семейного архива.

– Фотографии отца – наш первый экспонат, вот он в юности, вот – армейские, а он 11 лет отслужил в органах государственной безопасности, – деревянная указка привычно скользит по стенду. – Провоевал две-три недели: бомбардировка, контузия, полгода госпиталей – и комиссовали. Вернулся в родную Кежму.

Елизар Кузьмич на самом деле личность выдающаяся, не зря его именем названа школа. Учительствовать он начал случайно: в 1938 году первый выпуск Кежемской средней школы – все 16 человек – без лишних разговоров за два месяца обучили основам педагогики. И отправили работать – школ не хватало, неграмотность была повальной.

– Отца в самую дыру отправили – за 300 км от Кежмы, в Карамышево, день на лодке добирался, потом на лошадях – на одной – учебники, тетрадки и глобус, на другой сам, – Валерий Елизарович рад, что успел записать воспоминания отца. – И по тропам таежным еще два дня до места шли – но зато вся деревня встречала. Первый учитель в местах, где на всю деревню двое грамотных – счетовод и продавец. И понравилось ему ведь: заведовал начальной школой и учил. До обеда 1–2-й класс, после обеда 3–4-й класс, а вечером – мамы, папы, бабушки.

По этим улицам ходил

Историю о Елизаре Кузьмиче теперь знают все школьники начальных классов – она стала основой для одной из первых школьных экскурсий. Валерий Елизарович специально ориентируется на младшие классы – считает, что изменить отношение к истории родной страны можно только через тех, у кого еще чистое сознание.

– Я ведь директором в общей сложности 26 лет был, на всех собраниях краевых присутствовал. О чем там речь идет? – спрашивает Валерий Елизарович. И сам себе отвечает: – Процент успеваемости, химия, физика, математика, ЕГЭ… Но ни полслова о том, что школа должна воспитывать не биологов и математиков. Школа должна воспитать в первую очередь гражданина. Вот в 90-х, когда из страны уехали прекрасные ученые, знаете, о чем я думал? Что физике и математике мы научили их хорошо, но даже основ патриотизма не заложили!

И проблема сейчас не в том, что учителя этого не понимают, сокрушается историк. Критерии оценки школы – совсем другие, нет в них задачи развития патриотизма. А решать ее могут именно такие маленькие локальные музеи: школьные, боевой, трудовой славы. Подобное изложение истории, по мнению педагога, поможет сделать ее по-настоящему близкой – связать историю страны и родного поселка. Даст понять, что карьерных высот можно достичь и здесь – не обязательно уезжать с родной земли.

– Вот на этом стенде у меня должны быть медики, уроженцы нашего района. Вот здесь – военные, творческая интеллигенция (пока на стенде пустые «окошечки» – информация еще собирается).

Школьный музей БерезовкаСейчас есть исчерпывающие данные об учителях, которые работали в школе вместе с его отцом. Среди них – много легендарных имен, например, единственный в крае учитель – Герой Социалистического Труда Каллиста Александровна Миксон. Собраны данные и о военных, изобретателях, героях войны и труда. Вот Вася Олейников, Герой Советского Союза, летчик-штурмовик.

– По этим улицам ходил и в этой школе учился – вот он, патриотизм, – поясняет учитель. – Ребенку очень сложно прочувствовать всю глубину подвига, когда мы говорим о героях, которые жили где-то там далеко, а здесь – вот он, наш вознесенский пацан.

Ребятам нравится, мальчишки толпятся в музее все перемены, благо дверь всегда открыта. «Шумно, конечно, но я не против», – улыбается учитель. Особенно их привлекает стенд с пробитой солдатской каской, стреляной гильзой и куском шинели, которые привезли музею в подарок ребята 5-й березовской школы, где есть музей боевой славы. Два года подряд они ездят на раскопки в Старую Руссу – поднимают останки солдат, стараются сохранить память, которой все меньше и меньше.

А тем временем Валерий Елизарович мечтает, чтобы музей стал для ребят любимым местом в школе, чтобы, как он говорит, «мальчишки из него не вылазили». Планируется, что многие исследовательские проекты будут совместными: сейчас ученицы второго класса уже провели небольшое исследование «Улица Центральная» – девчонки прошли по главной улице поселка и выяснили, какие исторические здания и особые места на ней находятся. Впереди еще две работы, посвященные 115-летию и 120-летию школы, их тоже будут делать школьники.

Стенды, стеллажи, фотопечать – на все это сама школа не тратит ни копейки: деньги на дорогостоящее оборудование дают сами березовцы.

– Я хочу спонсорам отдельный стенд посвятить, думаю, что их детям и внукам, которые здесь учатся, будет приятно, – в руках Валерий Елизарович крутит листочек. – Я часто собираю здесь молодых учителей – рассказываю о том, в какой школе они начинают свою карьеру. И вот для очередной встречи подготовил им слова нашего президента из последнего обращения к Федеральному собранию. Владимир Путин говорит: «Одна из главных задач – воспитание детей с прочной духовной и нравственной основой». Очень надеюсь, что вместе нам удастся добиться этой цели.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за