У реки, но без воды Обеспечивая население чистой водой, власти решают задачу из серии «как укусить локоть, который близок»

У реки, но без воды Обеспечивая население чистой водой, власти решают задачу из серии «как укусить локоть, который близок»

«Помогите! Четвертый день сидим без воды!» С такой отчаянной просьбой обратилась в редакцию «НКК» жительница Артемовска, что в Курагинском районе. В самый разгар жаркого сибирского лета 500 домов города остались без воды. Местные власти разводят руками – водопроводные сети Артемовска изношены на 100 %. И такая ситуация в районах не редкость. По данным краевого Роспотребнадзора, в 2012 году 30 % водопроводов не отвечали санитарным нормам и правилам, в министерстве энергетики и ЖКХ признают – 15 % населения Красноярского края (больше 400 тысяч человек) не обеспечены качественной питьевой водой.

И не туды, и не сюды

Вода – это величайшая ценность, основа существования любого живого существа на планете. Право человека на чистую воду и свободный доступ к водным ресурсам закреплено международными нормами. Федеральный закон России «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантирует россиянам обеспечение питьевой водой в достаточных количествах.

Казалось бы, Красноярскому краю с его Енисеем и Ангарой, сотнями тысяч озер и родников беспокоиться о воде вообще не стоит. Вот она, рядом же – только руку протяни! Но проблема питьевой воды не заботит, пожалуй, лишь жителей краевого центра. Местные коммунальщики хвастаются: холодная вода в Красноярске – самая чистая в России и пить ее можно прямо из-под крана. Население же, к примеру, Лесосибирска, расположенного на том же берегу Енисея, водопроводную воду вынуждено пропускать через бытовые фильтры, кипятить и отстаивать, чтобы она стала пригодна для употребления.

По данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае в 2012 году», больше 23 % воды поверхностных и подземных источников, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не соответствуют санитарно-химическим нормам показателей, 7 % – микробиологическим. «Болевые точки» – города Дивногорск, Лесосибирск, Минусинск, районы – Ачинский, Абанский, Богучанский, Большеулуйский и еще 24 территории.

– Красноярский край занимает первое место по водообеспеченности в России, – говорит доктор биологических наук, профессор кафедры прикладной экологии и ресурсоведения СФУ, член Независимой общественной экологической палаты Ольга Морозова. – По объему водных ресурсов мы превосходим даже Иркутскую область с ее Байкалом. Но, к сожалению, территория края обеспечена водными ресурсами неравномерно. Проблемными местами являются водоразделы. Со слоями подземных вод соседствуют месторождения полезных ископаемых, рядом с грунтовыми водами располагаются месторождения бурых углей. И вода, обогащаясь органическими веществами, теряет свои питьевые свойства.

Имея в виду, что 30 % сетей холодного водоснабжения края не соответствуют санитарным нормам, делаем вывод, насколько велика вероятность потребления в пищу чистой воды населением края. Получается, например, у жителей Лесосибирска, Пировского и Енисейского районов практически нет шансов получить воду, пригодную для питья.

Укусить локоток

КолонкаВ краевом министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства говорят, что для приведения водопроводного и канализационного хозяйства в порядок требуются годы и миллиарды рублей. О привлечении инвесторов для реализации таких проектов речь даже не идет – им это невыгодно. Краевой бюджет остается единственным источником финансирования.

Отказавшись от работы по принципу «тушения пожаров», министерство ориентируется на комплексный способ решения проблемы: в населенном пункте, где есть проблема с водой, должны менять не только трубы водопровода, но и сооружать защитные зоны вокруг источников, ремонтировать канализацию. Задачи эти выполняются с помощью двух долгосрочных целевых программ за счет федерального, краевого и местного бюджетов. По ним уже выполнено семь проектов по объектам водоснабжения в самых проблемных местах (в том числе и городе Артемовске), построено 18 км инженерных сетей и 3 км сетей водоотведения, выделены сотни миллионов субсидий местным властям. Существенные денежные вливания позволили смонтировать и запустить в эксплуатацию водоочистные и обеззараживающие установки в девяти населенных пунктах края. Кроме того, восстановлены 16 водозаборных скважин в семи муниципальных образованиях, отремонтировано девять водонапорных башен; в поселке Урал Рыбинского района наконец-то удалось пробурить новую скважину взамен вышедшей из строя.

Выполнен начальный этап работ по решению проблемы с питьевой водой в Игарке, разработаны проекты на реконструкцию очистных сооружений в Новоселово и Подтесово.

В 2012 году было выделено около 24 млн субсидий бюджету Дзержинского района на модернизацию системы водоснабжения в Дзержинском с разработкой проектной документации на строительство водозаборных сооружений, магистральных и разводящих водопроводных сетей.

В ожидании коммунального рая

Все это, конечно, хорошо, скажут жители какой-нибудь глубинки, но что же нам делать с нашей водой, пока коммунальный рай не наступил? Ведь прекратить использование воды невозможно, а некачественная влага может вызвать массу болезней.

Некоторые предпочитают спасаться от «плохой» воды кипячением. Но в таком случае есть вероятность, что хлор, содержащийся в водопроводной воде, вступит в реакцию с растворенными в ней органическими соединениями, образуя высокотоксичные элементы. А большинство неорганических соединений, содержащихся в воде, вообще при кипячении не разлагается.

Полное очищение воды от всех вредных примесей и микробов обещают нам производители бытовых фильтров, но в краевом Роспотребнадзоре советуют осторожно относиться к возможностям такой фильтрации:

– Если, например, в воде повышенное содержание железа, то никакой бытовой фильтр с этим не справится. И употреблять такую воду категорически нельзя, – говорит ведущий специалист – эксперт Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Наталья Краснопеева. – Ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять населению воду надлежащего качества. Если человек понимает, что вода «плохая», то он может потребовать перерасчет. Если лабораторные анализы подтвердят низкое качество воды, вам его обязаны сделать.

По словам Натальи Краснопеевой, самостоятельно сдавать воду на анализ можно только в том случае, если человек хочет выяснить «для себя», что же течет из крана. Для ресурсоснабжающих организаций такой анализ нелегитимен, они ориентируются на данные собственного производственного контроля. Такой вот казус.

Получается, в ожидании «большой воды» единственная возможность потреблять качественную жидкость для жителей проблемных территорий, таких как Артемовск, – это покупать ее в магазинах. Впрочем, качество бутилированной воды тоже вызывает много вопросов.

Меж тем в странах, где питьевая вода отвечает международным стандартам качества, средняя продолжительность жизни составляет примерно 80 лет. В России – всего 69 лет.

МНЕНИЕ

Ольга МорозоваОльга МОРОЗОВА

доктор биологических наук, профессор кафедры прикладной экологии и ресурсоведения СФУ, член Независимой общественной экологической палаты

– Природные аномалии воды, такие как повышенная жесткость, содержание солей железа, удалить можно только водоочистными системами глобального типа. Стоит это дорого, но больше ничего тут не сделаешь.

Антропогенное же загрязнение можно минимизировать. Для этого нужно выявить причину и запустить систему экологического менеджмента. Подобный процесс мы с властями начали в Дзержинском районе в 2008 году. Сегодня проводим работу и в других районах – Назаровском, Шарыповском, Ачинском, Тюхтетском…

Сейчас специалисты нашей кафедры поднимают проблему сохранения качества родниковой воды. Она по-прежнему в крае очень высокого качества, и мы должны предотвратить ее загрязнение. Для этого нужно создавать вокруг родников зоны санитарной охраны. Такие зоны уже появились на родниках в Тюхтетском и Ужурском районах, в планах – Зеленогорск.

Воду нужно беречь, как драгоценность. Мне очень нравится позиция зеленых по этому поводу. Они говорят: до тех пор пока не будет отравлена последняя речка, пока не будет сломано последнее дерево и выловлена из речки последняя рыба, до тех пор вы не поймете, что нельзя есть и пить деньги.

Александр ЕВСЕЕВ

глава Пировского района

– Несмотря на все сложности с бюджетом, край помогает нам решать проблему с водоснабжением. В прошлом году мы получили две модульные установки по очистке воды, отремонтировали две водозаборные скважины из более чем 30 существующих. В этом году будем ремонтировать еще одну. Проблемные наши места – это деревни Усковское и Коврига. Там водозаборные скважины требуют срочного капитального ремонта. Будем решать этот вопрос.

Практически во всех деревнях района у нас работают водопроводы. По моим прикидкам, чтобы привести все объекты водоснабжения района в соответствие с нормами, нужно затратить больше сотни миллионов рублей.

Юрий ШВЫТКИН

депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан

– Проблема бесперебойного водоснабжения в районах края действительно существует. Причины ее я вижу в том, что, во-первых, население не всегда вовремя оплачивает эти коммунальные услуги, во-вторых, управляющие компании не проводят вовремя ревизию системы. Есть еще такой момент – органы местного самоуправления иногда «стесняются» обращаться со своей проблемой к краевым властям. Но у власти четкая позиция – такое обращение обязательно найдет отклик на краевом уровне.

КАКИЕ ПЛАНЫ?

Водопровод – в каждый дом

В ближайшие два года власти края намерены реализовать долгосрочные целевые программы, направленные на улучшение качества питьевой воды. Итак, что конкретно будет сделано?

· В Большой Мурте построят 2,7 км нового водопровода

· В Абалаково построят водозаборные сооружения и водопровод

· В 45 муниципальных образованиях проведут капитальный ремонт сетей и сооружений на сумму более 200 млн рублей

· Будет скорректирован проект «Усовершенствование системы канализации города Канска»

· Завершится разработка проекта реконструкции очистных сооружений в Новоселово

· Разработана схема водоснабжения и водоотведения для 16 муниципальных образований

· Планируется приобрести 14 установок по очистке и обеззараживанию воды в населенных пунктах, расположенных в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат», – в г. Лесосибирске, п. Красные Ключи и п. Предивинск Большемуртинского района, п .Шапкино, п. Верхнепашино, п. Усть-Кемь, п. Новоназимово Енисейского района, с. Вороковка Казачинского района, п. Кононово, п. Павловщина, п. Высотино, п. Карымское, с. Посопки Сухобузимского района

· Предполагается инвестировать в строительство тепловых и водопроводных сетей в поселке Урал Рыбинского района

· Предусмотрены средства на строительство напорного канализационного коллектора в Дудинке

· Запланировано сооружение первой очереди магистрального водопровода в Боготоле

· Будет построено 6 км водопровода в ЗАТО п. Солнечный

· В Игарке будет реализован проект «Строительство сооружений внеплощадочного водоснабжения с реконструкцией водозаборных сооружений»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт