«Угроза для СМИ – не технологии, а отсутствие идей» Вскоре Красноярский край на несколько дней превратится в столицу российской прессы

«Угроза для СМИ – не технологии, а отсутствие идей» Вскоре Красноярский край на несколько дней превратится в столицу российской прессы

В наш регион съедутся мастера пера и микрофона со всей страны. С 9 по 11 сентября на территории санатория «Красноярское Загорье» пройдет межрегиональный форум СМИ «Енисей. РФ». «Экспертный сбор» в рамках дискуссионной площадки – давняя красноярская традиция, которая повелась еще с Красноярского экономического форума. Но если модель КЭФ давно понятна и проста, то медиафорум – это нечто совершенно новое. В медиакругах по отношению к форуму в основном испытывают осторожный оптимизм: идея хороша, но какой в итоге окажется ее реализация? Об этом за чашкой кофе мы решили поговорить с начальником управления информационной политики губернатора края Сергеем ПОПОВЫМ. Беседа сразу вышла за рамки предложенной темы – от форума к тенденциям краевого медиарынка. Оно и понятно. Одно переплетается с другим.

– Честно говоря, я, как представитель молодого журналистского поколения, наряду со многими коллегами-сверстниками испытываю некоторый скепсис по поводу медиафорума…

– А почему?

– Сколько ни бывал на подобных мероприятиях в России, образовательной ценности мало. Сплошная тусовка – «бутербродница».

– Тусовка тусовке рознь. Неформальное общение умных и содержательных людей очень полезная вещь. И оно обязательно будет присутствовать на нашем медиафоруме. Другое дело, что это всего лишь часть большого проекта. Главные направления форума – это, во-первых, то, что можно назвать «стратегическим осмыслением происходящих событий». У нас есть возможность собрать вместе журналистов, руководителей СМИ, представителей власти, специалистов по коммуникациям, чтобы в спорах, в обмене мнениями ухватить тенденции современного рынка СМИ. Во всех его секторах: печатном, телевизионном, радийном, сетевом. Тем – множество. Некоторые из них предельно актуальны. Например, если о «газетных проблемах» – падении тиражей, снижении читательского интереса – уже давно не говорит только ленивый, то проявления телевизионного кризиса мы начали ощущать несколько лет назад. Второе важное направление в программе медиафорума – это образовательный компонент: лекции, семинары, мастер-классы. Да, от формы и канала передачи информации зависит многое, но все же все эти каналы несут слово, а значит, в центре системы был и остается автор. Задача форума – помочь журналистам понять, в каком направлении развивать свой профессионализм, дать возможность лично пообщаться с авторитетными носителями журналистского мастерства, знания и опыта.

– Я работал и на ТВ, и в периодике. И да, с телевизионной стороны по отношению к газетчикам присутствовал легкий снобизм: «Вы – это прошлое СМИ, мы – будущее». А вон как получилось. Никто не знает, что ждет региональное телевидение. «Афонтово» собирается закрываться…

– Да, в телесреде задувает ветер перемен. Пожалуй, его можно назвать кризисом. Но, как всякий системный кризис, он несет не только проблемы, но и возможности развития на новом уровне. Предтечей сегодняшней ТВ-ситуации стала усталость традиционной формы регионального телевидения, определенный творческий застой, отсутствие «шальных» политических денег, падение рекламных рынков из-за финансового кризиса. Все бы ничего, но добавьте к вышеперечисленному массу неопределенностей, которые несет с собой переход на цифровое вещание, а также быстрое распространение (во всяком случае, в крупных городах) безлимитного высокоскоростного Интернета, и вы получите питательный бульон для кризиса. Уверен, что в течение ближайших 10 лет телевидение станет абсолютно другим. Уже невозможно игнорировать фактор Интернета. И речь не только о скорости передачи данных или доступности телевизионного контента через Сеть. Интернет переформатирует потребительские привычки и инструменты получения информации. При этом он создает новые формы. Посмотрите, например, как социальные сети превращаются в медианосители. Люди «В контакте» или на «Одноклассниках» группируются по интересам, находят отдельные ниши, создают локальные информационные сообщества. Они сами генерируют и потребляют информацию, сами решают, какой она должна быть. Повторюсь, осмысление происходящего, попытка представить, какой будет конфигурация медиаресурсов в будущем, – важная часть программы медиафорума.

– А мастер-классы? На тех, что я бывал, часто замечал: стоит передо мной заслуженный, профессиональный человек и… своими словами пересказывает какую-нибудь модную книжку, которую я сам давно уже прочитал. Зачем же ехать на форум, если можно получить информацию сидя в кресле – с первоисточником в руках?

– Безусловно, журналисты, которые занимаются собственным дополнительным образованием, имеют право на такой скепсис. Но я не думаю, что большая часть ваших коллег постоянно читает книги и самообразовывается (иронично улыбается). Здесь другой, на мой взгляд, важный момент. Хорошо учится тот, кто хочет учиться. Семинары форума – уникальная возможность пообщаться с людьми, имеющими обширный практический опыт. Умелый практик всегда сможет расширить ваш персональный горизонт. Сами по себе мастер-классы и лекции не замкнутые образовательные процессы. Надо пользоваться возможностью «интерактива». Если журналист вступит в полемику с «матерым» лектором, он не только себя обогатит новыми знаниями, но и другим доставит удовольствие от прослушивания умной беседы. Не надо ждать, пока вам в голову кто-то вложит знания, – нужно их создавать. Все очень динамично меняется. И журналистика обязана идти в ногу со временем. Посмотрите, что происходит со зрительским и читательским интересом!

– Я и без форума вам об этом расскажу: идет сегментирование. Если раньше смотрели и читали все подряд, теперь – сугубо по интересам. Больше СМИ – больше возможностей найти «свою тему».

– Но для того, чтобы понимать, как трудиться в новых условиях, необходимо постоянное самообразование. Задача лекторов – не рассказывать о привычных вещах, а подсказывать, как разобраться с окружающими нас тенденциями. А деление аудитории на ниши, сегментирование – объективный процесс. Идет всеобщая глобализация. Информационных возможностей становится больше. Соответственно, выбор у аудитории – богаче. Эпоха «семейно-диванного» телесмотрения – от новостей до сериалов – постепенно уходит. Могу об этом говорить, даже опираясь на результаты одной небольшой фокус-группы – моей семьи (улыбается). Сыновьям 9 и 10 лет. Они и их друзья – совершенно другое поколение! У всех – странички «В контакте», в руках – разные электронные гаджеты. Телевизор дети смотрят «набегами», только то, что их интересует, – познавательную программу «Галилео», канал «Дискавери». Не успели посмотреть по ТВ – скачали из Сети. Они очень органично «вплетаются» в те предложения, что им выдает современный мир. В Сеть можно выходить с игровой приставки и просматривать ролики на «Ютубе». Все вокруг сливается, перемешивается. И когда сей процесс завершится и технологические новинки станут обыденностью – никто не знает. Возьмем бумагу. Когда-то она была безумно дорогой, а сейчас пачками лежит на каждом рабочем столе. Думаю, не за горами время, когда Интернет войдет в нашу жизнь на «правах бумаги». Мы уже перестанем обращать на него внимание – он будет везде и нигде.

– Вы так говорите, как будто форум – это такая попытка властей донести до вышедших из спячки журналистов: «Технологии наступают! Пора вам меняться – а то станете частью прошлого». А почему раньше об этом не говорили? О федеральном внедрении цифрового телевидения было известно давно. Но многие региональные ТВ-менеджеры об этом долго не задумывались. Результат: туманные перспективы красноярских каналов.

– На самом деле задумывались. Просто задач много, а некоторые правила игры до сих пор не определены – даже на федеральном уровне. Часть дискуссии на медиафоруме будет посвящена теме «Как сохранить региональное и местное ТВ?». Думаю, здесь надо пояснить, какие проблемы стоят перед красноярскими каналами. Например, это возможная потеря федеральных сетевых партнеров. Тем, кто войдет в «российский телепул» и получит возможность транслировать свой сигнал на всю страну, местные партнеры в регионах по большому счету станут не нужны. Поэтому красноярским телевизионщикам, чтобы заполнить эфир, придется производить больше собственных программ. Или закупать чужие – в большом объеме. На какие деньги это делать? На что обновлять свой технологический парк, оборудование?

– Сергей, в нашей беседе мы постоянно сыплем терминами, говорим о новациях. А вы уверены, что большинству гостей форума из глубинки – регионов края – эти наши «модернизации-инновации» будут близки? Они вообще поймут, зачем вы им рассказываете об этом?

– Не стал бы преувеличивать «дремучесть» провинциальных журналистов. Это во многом миф.

– Я говорю не о «дремучести», а о разнице в жизненных укладах, ментальности между жителями мегаполиса и дальних районов.

– В конечном итоге все сводится к намеку на некую «провинциальную непросвещенность». Отвечу вам на конкретном примере. За последние две недели мы с коллегами проехались по территории края и провели четыре больших совещания – в каждой группе районов. В частности, обсуждали актуальный вопрос, какими будут краевые районные и городские газеты в будущем, к чему нужно стремиться, какие перспективные проекты и программы запускать. Общение с главными редакторами городских и сельских газет показало: да, по большей части люди в глубинке озабочены не стратегическим планированием, а повседневными делами. Денег не хватает, с кадрами беда – и так далее. Но! Система работоспособна. Люди управляют СМИ и прекрасно улавливают современные тренды – хоть иногда и странновато посматривают, когда им о «технологических прорывах» рассказываешь. Потому что понимают: в противовес технологическим вызовам времени у них есть колоссальный ресурс. Я и раньше предполагал, что у районок очень близкий контакт с читателем. А сейчас, увидев все собственными глазами, только уверился: ни одно из красноярских СМИ не сможет объединять вокруг себя столько людей, сколько обычное местное издание. Когда газета в Идринском районе проводит традиционный конкурс «Человек года», это вызывает там огромный резонанс. СМИ становится центром общественной жизни. В краевом центре это практически невозможно. Не спорю, может, у кого-то из красноярских коллег и найдутся гениальные идеи, мобилизующие каждого второго жителя города на участие в конкурсе или акции, – но пока это из области фантастики. Буду рад, если кто-то удивит обратным.

– Из последнего вспоминаю только программу «Человека обидели» на ТВК – в ее старом формате.

– В какой-то степени да. Резонирующая рубрика была. Свой след в телевизионной истории края, безусловно, оставила. Но все-таки объективная реальность говорит нам: такого объема звонков с обратной связью от читателей, как в районных СМИ, нет, пожалуй, ни у кого. И это колоссальное преимущество. Многим брендам из краевой глубинки – под 100 лет. Это устоявшиеся СМИ, узнаваемые, с огромным запасом лояльности. И взаимодействовать с ними власть должна по-особому – в том числе и путем специальных секций медиафорума. При этом хочу подчеркнуть, что если ничего не делать – любой, даже сильный, бренд «окочурится». Непонимание ситуации, отсутствие идей по развитию, неграмотный менеджмент, слабая воля руководства – катастрофа для любого СМИ, хоть районного, хоть краевого.

– Знаете, сейчас в мире набирает популярность «чернолебяжья» философия ливанца Талеба – гуру с Уолл-стрит. По его мнению, все на Земле определяется появлением так называемых «черных лебедей» – неожиданных событий, меняющих ход истории. Интернет – бесспорный такой «лебедь». Но какой – «доброкачественный» или «злокачественный»?

– Однозначно доброкачественный. Тот, кто вовремя включится в новейший информационный процесс, ничего не потеряет.

– То есть медиафорум – он все-таки летит к нам на крыльях «черного лебедя»?

– (Широко улыбается.) «Черный лебедь» – звучит немного трагично. Уж лучше на крыльях белого. Я, конечно, испытываю искушение сейчас вам сказать: «Да, медиафорум все сразу изменит – к лучшему». Но давайте объективно. Говорить о том, что 12 сентября для СМИ сразу же начнется «новая эра», безусловно, нельзя.

– Это был провокационный вопрос. Шуточная аллюзия.

– Понимаю. Тогда я тоже вам отвечу на языке аллегорий. Мгновенных революций в отдельно взятом крае, естественно, не произойдет. Но мне кажется, форум – важное событие, которое приоткроет перед нами некую дверь. Условно говоря, сейчас мы находимся в большом помещении. Толкаемся, ищем выход. С одной стороны, комната слабо освещена, не все друг друга видят и могут обозреть пространство. Я не говорю, что медиафорум – луч света в темном царстве. Но уверен, что несколько ярких фонарей он для регионального рынка СМИ непременно зажжет. Расширит наш кругозор. И нужные выходы найдутся.

– На этой замечательной, поэтической ноте мы и завершаем разговор. Спасибо вам за интересное интервью!

– Пожалуйста. Мне удалось вас переубедить и развеять скепсис в отношении медиафорума?

– По большей части да. Но посмотрим, как пройдет форум, и сделаем выводы.

– Мы постараемся оправдать доверие и ожидание коллег.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных