Умение всего себя отдать Записки родителя и бывшего ученика

Умение всего себя отдать Записки родителя и бывшего ученика

Накануне в России и в некоторых других странах педагоги отмечали свой профессиональный праздник – День учителя. Чем не повод, чтобы вспомнить своих учителей, поговорить о месте и роли педагога в современном обществе?

Проблески надежды

Если вы не пропускали уроки истории в школе, то знаете, кто такой Диоген Синопский. Тот самый древнегреческий философ, что жил в глиняной бочке и ходил днем по городу с зажженным фонарем. На вопросы горожан, зачем он это делает, ведь и так светло, – Диоген отвечал: «Ищу человека!» Когда в городе появилась армия Александра Македонского, великий полководец пришел к Диогену и сказал: «Проси все, что хочешь». Философ ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце».

Надо же – помню. Хотя с учителем по истории нам не повезло – приходила какая-то бабушка и что-то бубнила себе под нос, пока весь класс стоял на ушах. Поэтому предмет не стал моим любимым. Пришлось уже в зрелом возрасте наверстывать. Но лакуны в школьном образовании заполнить потом нелегко – базовые знания надо получать вовремя.

Как Диоген искал человека, так многие из нас всю жизнь ищут своего Учителя. Наши родители искали его нам, мы – своим детям, они будут искать его для наших внуков. Днем с огнем, с прожектором, а сегодня все чаще – с пачкой купюр в руках. Как будто можно купить за деньги доброту, ум, терпение, справедливость – все то, что мы ищем в учителе.

Нет, учителя были и будут. Хорошие и разные. Но тот единственный, благодаря которому ты прозреешь… Надо, чтобы очень повезло. В педагогике, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, гениев – единицы. Выдающихся – сотни. Просто хороших, честных, добросовестных профессионалов – уже тысячи. Но случается так, что в класс твоего ребенка попадает тот, кому лишь бы свое отчитать да день отбыть. Это уже из личного, печального родительского опыта.

Но не будем о грустном. У меня были хорошие учителя. Те, кто сумел разглядеть во мне проблески и надежды. Хочется верить, что и мой сын встретит таких.

«Учитель, перед именем твоим…»

Александра Александровна Запорожец преподавала нам русский язык и литературу. Именно она открыла мне Слово, научила любить его, смаковать. Чувствовать язык, трепетать над ним. Кое от чего и отучила буквально за неделю – от фрикативного южного «г», например. Она терпеть не могла этот одесский говорок, который многим так нравится и культивируется в сериалах и анекдотах. Говоркам, диалектам и «суржикам» – место на улице и на кухне, считала Александра Александровна. А здесь, в школе, я буду учить вас русскому литературному языку! Она рассказала нам об увлекательном мире словарей и на всю жизнь привила любовь к ним. Поняла, что учить меня правилам бесполезно. И не нужно. Не давались они мне! Только запутывали. Не стала меня ломать, лепить двойки за то, что я не вижу разницы между сложноподчиненным и сложносочиненным предложениями. Сейчас бы лепили не глядя. Потому что ФГОСы, потом ЕГЭ… А я просто писал грамотно лет с восьми, без всяких правил. Мои сочинения висели в гороно на специальной доске – как образец. Их читали детям в других школах. Александра Александровна мною гордилась и говорила: вот моя смена. Класса с седьмого, когда все зубрили «жи-ши», я сидел на задней парте и проверял диктанты пятиклассников – разгружал любимую учительницу.

Где она сейчас? Жива ли? Хочется поклониться ей в ноги.

А вот Ольги Федоровны Герасименко уже нет. Погибла в автокатастрофе, не дожив, кажется, до 45. Красивая, умная, статная женщина. Это тоже был Учитель от бога, которого забыть невозможно. Она тоже преподавала нам язык и литературу – украинские. Благодаря ей я и сейчас свободно читаю и говорю на этом языке. В ее устах он звучал как музыка. Ольга Федоровна была, кажется, из-под Полтавы. Она открыла для нас Лесю Украинку и Коцюбинского, Ивана Франко и Шевченко, стихи которого я в детстве читал наизусть километрами. Да и сегодня многое помню.

«Труды» у нас вел Александр Николаевич Кузнецов. Строгий мужчина в синем халате, из кармана которого торчал штангенциркуль. Этот педагог научил нас работать руками. Даже тех, кто не хотел. К окончанию школы все мальчишки умели держать молоток и рубанок, гаечный ключ и стамеску. Знали станки – токарный, сверлильный, фрезерный, не боялись работать с металлом, умели заточить сверло. Любого из нас после школы можно было отправлять работать слесарем или токарем по второму разряду. С голоду бы не умерли. И это было не ПТУ, а обычная средняя школа. Вот как оно тогда все было устроено?! Как это удавалось?! И знания, и ремесло в одном флаконе? Наверное, секрет простой: учителя вкладывали душу в свою работу. В нас. А начальство не дергало их по пустякам.

Школа мечты

Современную же школу не ругает только ленивый – это нынче модно. И формализма много, и ребенок в системе образования на последнем месте. А на первом – рейтинги и планы воспитательной работы. Но крайним почему-то всегда оказывается учитель. Конечно, до него проще дотянуться, он же на передовой – лицом к лицу с родителями и детьми. Вечно меняющиеся министры и хитромудрые чиновники, которые чуть ли не раз в три года придумывают для школы очередную «реформу», – эти далеко, с них какой спрос? Вот с учителя все и спрашивают, он под рукой. Почему не воспитал, недосмотрел? Почему программа дурацкая, а в учебниках черт ногу сломит? Как будто рядовой учитель их утверждает…

Продвинутые родители, поездившие по миру, рассуждая о «школе мечты», любят рассказывать, как замечательно устроено школьное образование в Австралии или Финляндии, где уже, кажется, и расписания нет – дети просто приходят в класс, садятся в кружок, чуть ли не на пол, и учат все подряд: химию вперемешку с литературой. И страна – в числе самых развитых. Вот бы и у нас так! – мечтают родители. Ищут «идеального учителя» и цитируют «письмо президента Линкольна педагогу своего сына», которое гуляет по Интернету: «Научите его, что на каждого подлеца найдется герой, что если есть враг, то найдется и друг… Дайте ему свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма… Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне…»

Какие пчелы, какие птицы?! Что за вредная демагогия? К ЕГЭ надо готовиться! Зубрить! Галочки в клеточках расставлять. Да учитель и рад бы поговорить с ребенком о вечном, о друзьях и врагах. Но кто же ему даст? А образовательные стандарты? А внеклассная работа? А совещания?

Разумное, доброе?..

Когда писал эти заметки, позвонил знакомому директору школы в район. Он признался, что, несмотря на все потуги последних лет сделать наше образование «как в Финляндии», на все «реформы», оно по-прежнему остается тем, советским. Да, в СССР это была вполне работоспособная система. Но требованиям сегодняшнего времени она уже не отвечает! Вчерашний день. Вот и бьются учителя, чтобы в этих рамках внедрить хоть что-то передовое, нестандартное. Пытаются заглянуть в душу ребенка. Научить его не только математике – жизни. А им некогда этим заниматься.

Вот выдержка из еще одного открытого письма, которое широко, но тихо обсуждается в учительских кругах. Доктор наук, профессор Саратовского госуниверситета Вера Афанасьева написала его новому министру образования РФ Ольге Васильевой. «Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию…»

Однако не хочется заканчивать свои записки на печальной ноте. Ничего еще не пропало. В стране наконец появился адекватный министр образования (тьфу-тьфу!), который не рубит сплеча и пытается вернуть в школы все то хорошее, что мы стали терять в последние годы. У нас еще остались настоящие педагоги. Подвижники, профессионалы, неравнодушные люди. Особенно их много в сельских школах, где каждый человек на виду и плохо работать просто нельзя. Каждый раз, бывая в деревне, с удивлением узнаю, как много среди сельских выпускников медалистов, как много детей поступает в вузы на бюджет. Есть прекрасные педагоги и в городе – дети и родители готовы на них молиться. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый учитель был таким.

Но ему надо создать условия. Учителя мы должны беречь и лелеять – его ошибки обходятся обществу слишком дорого. Ему надо платить достойные деньги и не заставлять заниматься всякой бюрократической ерундой, не имеющей отношения к образованию. И тогда в школу каждый ребенок будет идти с радостью.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что