Свидетелем торжественного открытия чего-то нового (школ, детских садов, выставок или музеев) мне приходилось бывать много раз. Нынешнее выбивалось из привычного ряда. Пожалуй, впервые приглашенные VIP-персоны выступали в роли статистов, хоть и почетных. За них все сделал робот. Механическая модель ловко схватила ножницы, деловито перерезала красную ленточку и укатила куда-то вдаль по своим кибернетическим делам. Именно так состоялось рождение центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в красноярской гимназии «Универс № 1».
3D-сканер для Эдисонов
Поговорка «Новое – хорошо забытое старое» в нашем случае не совсем корректна. Да, поколению от сорока и старше памятны слова «станция юных техников», «радиокружок». Но, положа руку на сердце, эти формы дополнительного образования скорее играли роль своеобразного барьера от пагубного влияния улицы. Пионеры по готовым лекалам строгали планеры и парусники, паяли допотопные радиоприемники. Лобзик да токарный станок – вот зачастую и вся тогдашняя материальная база. О каком техническом творчестве тут говорить? Неудивительно, что в 90-е станции юных техников погасли одними из первых.
То, что происходит сейчас, – принципиально иное явление. В руках юных Эдисонов из «Универса» оказалось действительно суперсовременное оборудование – стандартный набор фаблабов (открытых для населения цифровых лабораторий), которые существуют по всему миру, а в России только-только начинают приживаться. 3D-принтеры и сканеры, фрезерный станок с числовым программным управлением, станок для лазерной гравировки, цифровой осциллограф и многое другое – с таким инструментарием вполне по силам замахнуться на что-то очень и очень серьезное, способное выстрелить как в ближайшем, так и в далеком будущем. На инновации. Собственно, в этом и заключался расчет.
«Универс» и не только
ЦМИТ – детище краевого министерства инноваций и инвестиций. Именно оно в 2012 году инициировало создание одного из первых российских ЦМИТ на базе Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора.
– Наша главная задача – повысить у молодого поколения интерес к новым знаниям, к самым современным технологиям, создавать инновационную среду, из которой затем будут вырастать новые перспективные проекты. В том числе и для регионального бизнес-инкубатора, – говорит министр инноваций и инвестиций края Ольга Рухуллаева. – Сеть лабораторий в регионе создается не на пустом месте – проект уже обкатывается. Мы получили опыт подобной работы и теперь можем его масштабировать.
К сотрудничеству тут же подключилось министерство образования. Был объявлен конкурс среди учебных заведений региона, и по его итогам право на открытие ЦМИТ в своих стенах получили красноярские гимназии «Универс № 1» и № 13, молодежный центр «Зебра», а также Сосновоборский автомеханический техникум и Железногорская станция юных техников. Конкуренция была жесткой: помимо наличия штата креативных преподавателей, готовых учить ребят новым навыкам, требовались и условия для создания центра. Например, таких как в «Универсе»: здесь есть две рабочие зоны ЦМИТ. Первая – учебно-проектировочная, где ребята будут получать знания по работе в специальных графических программах. И вторая – производственная. Здесь школьники займутся изготовлением деталей изобретений в пластике, дереве и металле, созданием своих проектов.
Появление остальных центров не за горами. Все они будут открытыми – то есть туда смогут приходить заниматься не только учащиеся «альма-матер», но и ребята из других школ, просто живущие по соседству, – если в них не гаснет научно-техническая жилка. На открытие ЦМИТ в «Универсе», к примеру, съехались директора школ всего Октябрьского района – посмотреть, что да как, а потом рассказать об увиденном своим подопечным.
Я иду в инженеры!
То, что ЦМИТ создан на базе гимназии «Универс», не случайно.
– Еще четыре года назад мы начали использовать недостаток возможностей для изготовления платформ и деталей для решения наших задач. С новым оборудованием и знаниями мы сможем сделать идеи реальностью, – говорит преподаватель робототехники Олеся Баянова.
Видимо, такой необычный предмет преподают здесь на уровне: робот-церемониймейстер, о котором шла речь выше, создан руками гимназистов. И то, по словам ребят, это скорее такая научно-техническая шутка. У них все по-взрослому. Год отучились в центре на базе бизнес-инкубатора, теперь включаются в процесс, протекающий в родных стенах. Частыми гостями здесь станут преподаватели технических факультетов красноярских вузов – вот вам еще и профориентация. Которая, кстати, уже работает.
– Раньше я хотел стать учителем, но чем больше узнаю в лаборатории, тем сильнее меняются планы, – говорит гимназист Тимофей Шумилов. –Мне интересно делать что-то новое, конструировать. Хочу поступать на физтех, заняться лазерами, квантовой электроникой.
Вместе с аспирантом СибГАУ Тимофей конструирует беспилотный гексакоптер (шестиосный вертолет). Цель – создать с нуля платформу, с помощью которой им можно управлять. Сами делали печатную плату, покупали радиодетали, собирали. Сейчас пишут программу для того, чтобы аппарат полетел.
Кто знает, возможно, следующее поколение аппаратуры, которую сейчас используют в работе ребята, будет уже нашего, отечественного, а не забугорного производства – и сделано в том числе с их уже взрослым участием. Сами школьники в этом нисколько не сомневаются!
В красноярской гимназии «Универс» открылся Центр инновационного творчества
В Красноярске открылся центр молодежного инновационного творчества