«Лицо» любого региона – его дороги и аэропорты. Это первое, с чем мы сталкиваемся, приезжая в гости. В одном из самых больших регионов страны – Красноярском крае федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных дорог более 43 тысяч километров и 13 аэропортов. Естественно, далеко не везде дорога как стекло – ямы и ухабы в силу климатических особенностей и расстояний Сибири, наверное, никогда не уйдут из нашей жизни. Есть в крае такие районы, куда доступ вообще возможен лишь по зимнику или по воздуху.
Какие задачи стоят сегодня перед министерством транспорта Красноярского края? Будем ли мы вкладываться в дорогой капитальный ремонт или выберем другую стратегию? Исполняющий обязанности министра Сергей ЕРЕМИН говорит, что главное – добиться того, чтобы дороги в деревнях и городах не отличались по качеству.
Конкретные деньги – конкретные дороги
– Сергей Васильевич, два года назад минтранс объявил, что в своей работе будет руководствоваться принципом «Единый край – единые дороги». Каких результатов удалось достичь за это время? Насколько сельские дороги приблизились по качеству к городским?
– В 2012 году в связи с формированием дорожного фонда мы проанализировали модели финансирования и поняли, что объемы средств, выделяемых на отдельные муниципальные дороги, могут отличаться в десятки раз. Одни главы муниципальных образований старались содержать свои дороги в порядке, а другие жили по принципу – как получится. Чтобы изменить эту ситуацию, мы решили в рамках дорожного фонда выделять каждому муниципалитету определенную норму средств. Она рассчитывалась, исходя из определенных критериев – местонахождения, количества населения в муниципалитете, типа дорог, ширины, интенсивности движения и т. д. Методика полностью исключила человеческий фактор – количество выделяемых денег зависело только от дорожной сети муниципального образования. Это был первый шаг, и мы его сделали. Каждая копейка, выделяемая муниципалитетам, расходовалась на конкретную дорогу в конкретном муниципалитете.
Конечно, введение норматива не означает, что мы за один год привели всю дорожную сеть края в идеальное состояние. У нас около 15 тысяч километров дорог регионального значения в крае и столько же – муниципальных. Но уже сейчас мы видим эффект от точечного распределения средств. К примеру, если раньше в небольших населенных пунктах трассы зимой чистились крайне редко, то теперь снег регулярно убирают, проводят ямочный ремонт там, где никогда в жизни его не делали.
– Куда будете двигаться дальше? Врио губернатора уже задал ведомству какие-то направления для развития?
– Виктор Александрович проехал по большей части территории края и, конечно, не мог не заметить, что дороги оставляют желать лучшего. Так, после посещения Канского района, где недоремонт дорожной сети превзошел уже все грани разумного, он принял решение увеличить объемы финансирования ремонтных работ. В этом году мы выделили Канску из бюджета края 34 миллиона рублей, 20 миллионов выделены по распоряжению врио губернатора дополнительно и, кроме того, подрядная организация выполнит в этом году работ в Канске еще на 20 миллионов рублей в счет оплаты следующего года. Соответствующее распоряжение уже подписано. Это позволит нам до конца текущего сезона привести дорожную сеть города в приемлемое состояние.
Ситуация в Канске стала катализатором принятия еще одного важного для края решения. Виктор Толоконский поставил задачу выделить на следующий год целевые средства не только на содержание, но и на ремонт дорог. В дорожном фонде появится отдельная строка – средства на ремонт автодорог. Это исторический шаг в развитии дорожного хозяйства края. Всем муниципальным округам выделят средства на ремонт – точно так же, исходя из критериев специальной методики, учитывающей ширину, состояние покрытия, протяженность, транзитность… Врио губернатора подписал распоряжение, согласно которому в следующем году мы направим 1 миллиард рублей на ремонт дорог в муниципальных образованиях. Это большой прогресс. Без такого принципиального решения мы не смогли бы кардинально изменить к лучшему состояние дорог в крае.
– Миллиарда достаточно для того, чтобы отремонтировать все автотрассы?
– Для первого года сумма колоссальная, но надо помнить: у нас 15 тысяч километров только муниципальных дорог. По нормативу, должны ремонтировать не менее тысячи километров в год по каждому виду дорог. Мы сегодня отказались от капитальных ремонтов. Капремонт делает дорогу эталонной, но она получается короткой. Километр такого ремонта обходится в 25–30 миллионов рублей, если дорога четырехполосная, то затраты возрастают до 50 миллионов. И это при том, что мы «выжимаем» из сметы максимум и зачастую рассчитываемся с подрядчиком с отсрочкой. Такая ситуация не дает ничего хорошего отрасли, экономика предприятий страдает. Конечно, со временем это исправим, а сейчас мы для себя решили, что эффективнее будет потратить те же 30 миллионов не на один километр капитального ремонта, а покрыть асфальтом слоем в 4–5 см пять-шесть километров дороги. Трасса будет комфортной для езды. Но это, повторюсь, временная мера. Конечно же, мы будем заниматься капитальным ремонтом.
Болевые точки
– Давайте вернемся к Канску: проблема дорог этого города – в большом потоке транзитного транспорта в том числе. Но строительство глубокого обхода должно завершиться только через шесть лет.
– В Канске действительно фуры идут сплошным потоком по городу. После окончания ремонтных работ на въезде и выезде из города установят пункты весового контроля. Пока так. В этом году дорожники уже должны приступить к строительству обхода. С генподрядчиком объекта будем обсуждать возможность сокращения сроков работ.
– Начались работы на многострадальном путепроводе в Ачинске. Это капитальный ремонт?
– Там нет необходимости в капитальном ремонте. К такому выводу пришли наши специалисты после проведенных обследований. Проблема в швах, за которыми не ухаживали должным образом. Но балки и все остальное в хорошем состоянии, мост работоспособен. Заменим швы и положим новый асфальт до конца этого года.
Существует и проект строительства глубокого обхода Ачинска. Транзитные нагрузки на дороги этого города несоизмеримы с задачами городской дорожной сети. Но начать строительство планировалось не ранее 2020 года. Виктор Александрович Толоконский планирует представить этот проект на федеральном уровне и добиться ускорения сроков его реализации.
– Еще одна болевая точка Красноярского края – дорога Северо-Енисейск – Епишино…
– Дорога тяжелейшая. 300 км длиной, с огромной транспортной нагрузкой – тяжеловозы идут один за одним. Возникла она как зимник около 30 лет назад. Прорубили просеку, сложили деревья, насыпали земли сверху – вот такая у дороги конструкция. И по ней идут машины грузоподъемностью 40–60 тонн. Конечно же, дорога пришла в негодность. Мы ремонтируем по 10 километров в год, но это капля в море. В этом году собрались с золотопромышленниками и решили делать дорогу, что называется, всем миром. Кроме того, подготовили обращение к федеральному правительству с просьбой помочь в ремонте, ведь 25 % всего российского золота вывозится именно по этой трассе. А зимник, которому уже три десятка лет, совершенно непригоден как дорога общего пользования.
– Когда завершится строительство кольца на 2-й Брянской в Красноярске? Жители вынуждены простаивать в километровых пробках.
– Там есть проблемы с подрядчиком. Субподрядчик закончил весной работу и расторг договор с генподрядчиком – компанией «Сибмост». Естественно, очень многое было завязано на субподрядчика. Плюс ко всему на этом участке много коммуникаций, которые необходимо переносить. А это дело непростое. Две проблемы наложились друг на друга и привели к тому, что мы вынуждены были перенести срок сдачи объекта на 2015 год.
– Из года в год подтопляются одни и те же дороги краевого центра. Эти места давно известны автомобилистам и властям. Существует ли кардинальное решение проблемы?
– Конечно, существует. Все раскопать и сделать по уму. Но приведу пример. Участок возле Качи у Центрального рынка. В ливень там воды по пояс. И самым элементарным было бы проложить трубу, сделать сток в Качу. Но существующие нормы законодательства не позволяют нам этого. Чтобы сбрасывать воду в реку, мы должны соорудить там целую станцию водоочистки. Это огромные деньги.
Практически вся центральная часть города не имеет нормальной ливневой канализации. По задумке, вода должна была стекать по естественным уклонам. Вот она и перетекает теперь с одной улицы на другую. И, по сути, надо перестраивать центр, чтобы создать там систему ливневок. Что такое ливневка? Это траншея и труба диаметром до одного метра. А в центре такое количество сетей под землей, что «втиснуть» туда фактически второй водопровод нереально без масштабной реконструкции.
Качество и количество
– Качество дорожных работ. Есть ли у нас положительные изменения?
– Индикатор качества – изменение объемов автомобильных грузоперевозок. Если дороги плохие, фуры не поедут. В крае мы год от года наблюдаем увеличение объемов автомобильных грузовых перевозок. Раньше грузы везли в основном поездами, теперь – автомобилями. Потому что дороги стали комфортнее. Хотя, конечно, это палка о двух концах: улучшая дороги, мы стимулируем грузовой поток, и автотрасса опять нуждается в ремонте.
В этом сезоне мы ждем существенного улучшения качества работ. За счет того, что заказчики и подрядчики контролируются нами теперь еще на этапе производства асфальта. Раньше лаборатория брала пробы непосредственно с дорожного полотна, и если находили брак, то приходилось переделывать. Теперь лабораторные анализы проводят на асфальтовом заводе. Результаты этой меры будут понятны в октябре, но уже сейчас мне докладывают, что по отдельным районам качество укладки асфальта возросло в разы.
– Дорожно-ремонтный сезон 2014 года уже завершается. Какие можно подвести промежуточные итоги, озвучить основные показатели отрасли? Наметить планы на будущее?
– Всего в текущем сезоне будет отремонтировано более 300 км краевых автодорог и более 150 км федеральных. Ремонтные работы велись на 22 мостовых сооружениях (около 500 метров). В этом году завершаем строительство важного объекта для города Красноярска – путепровода по ул. Авиаторов, являющегося частью нового транспортного кольца краевого центра. Что касается финансирования, то в 2014 году оно осталось на уровне прошлого года – это около 12 миллиардов рублей.
Если говорить о планах следующего года, то показатели ремонта автодорог и мостовых сооружений будут сохранены примерно в таких же объемах. В 2015 году основной акцент ремонтной кампании будет сделан именно на улично-дорожную сеть в муниципальных образованиях, учитывая распоряжение врио губернатора края. И это, безусловно, правильно. Зачастую улицы во многих населенных пунктах требуют незамедлительного ремонта.
Одним из приоритетных объектов в 2015 году станет реализация инвестиционного проекта «Ангаро-Енисейский кластер», который попал в перечень проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния. Сейчас проводится уточнение финансовой модели проекта, в том числе отбор первоочередных объектов.
Уделим внимание ремонту подъездов к садоводческим обществам. Будут реконструированы очередные участки автодороги Красноярск – Железногорск. В краевом центре продолжим строительство четвертого моста и реконструкцию двухуровневой транспортной развязки на ул. Калинина – Брянская – 2-я Брянская.
– Какие объекты и дороги должны появиться к универсиаде-2019?
– Мы вышли на финишную прямую по строительству стратегически важного дорожного объекта для проведения универсиады – четвертого автодорожного моста через Енисей. Кроме того, необходимо построить еще три важных объекта.
Первый – дорога вдоль берега от четвертого моста до Академгородка с выходом на ул. Ак. Киренского в районе Гремячего лога. Дорога позволит обеспечить более оперативный выезд со всех объектов, которые находятся в районе СФУ и ул. Биатлонной, и свяжет их с фанпарком «Бобровый лог».
Второй объект – автомагистраль от нового моста до ул. Копылова с выходом на пр. Свободный, будет работать в непрерывном режиме без светофорных объектов и окажется связана с двумя двухуровневыми развязками.
Третий объект – транспортная двухуровневая развязка в районе четвертого моста на правом берегу, где планируется строительство Ледового дворца в микрорайоне «Тихие зори».
Крылья края
– Будут ли у нас происходить какие-то кардинальные изменения в сфере авиации? Какова судьба малых аэропортов края, многие из которых в плачевном состоянии?
– В Красноярском крае работают два стратегических аэропорта – Емельяново и Алыкель – и 11 аэропортов местного значения. Пять из них в 2011 году перешли в федеральную собственность, а оставшиеся находятся в краевом управлении на балансе главного регионального перевозчика – «КрасАвиа». Это аэропорты в Туре, Байките, Ванаваре, Енисейске, Хатанге и Диксоне. Их состояние оставляет желать лучшего, все они нуждаются в ремонте. Средств перевозчика хватает только на поддержание их в летной годности, но и на это у «КрасАвиа» уходит до 320 миллионов рублей в год. При такой ситуации эти аэропорты не получат развития. Поэтому Виктор Александрович во время встречи в конце июля с президентом страны обозначил вопрос о необходимости передачи из краевой собственности в федеральную оставшихся шести малых аэропортов. Президент согласился с необходимостью подобного решения, дал поручение федеральному Министерству транспорта, и до конца года наши многострадальные малые аэропорты должны перейти в федеральную собственность. Это позволит ускоренными темпами модернизировать их инфраструктуру.
Помимо малых аэропортов в федеральную собственность перейдут и плоскостные сооружения аэропорта Емельяново. Это важнейшее для развития краевой авиации событие. Сегодня взлетная полоса аэропорта в хорошем состоянии и прослужит еще четыре-пять лет, но затем ее необходимо капитально ремонтировать, на это потребуется порядка трех миллиардов рублей.
А вот перрон, магистральная рулежная дорожка нуждаются в реконструкции в ближайшее время. Для этого необходимы очень большие средства – около 8 миллиардов рублей. Такая нагрузка для регионального бюджета неподъемна. Передача в федеральную собственность плоскостных сооружений аэропорта Емельяново – это мощный импульс для его развития.