Усатый нянь в горящей избе Стоит ли делить профессии по гендерному признаку?

Усатый нянь в горящей избе Стоит ли делить профессии по гендерному признаку?

Есть профессии мужские, а есть женские. Мальчику хорошо быть водителем и директором, учили нас в детском саду, девочке – воспитателем и портнихой. А наоборот нельзя. Наоборот – это почему-то плохо.

Правда, почему, никто сказать не может, ведь, по сути, мы же живем в стране, провозгласившей равноправие полов, – летом этого года российским работодателям даже запретили указывать пол в объявлениях о вакансии. Тем не менее на мужчину с профессией «мастер маникюра» у нас до сих пор смотрят косо, а над женщиной-водителем посмеиваются, мужчина-педагог вызывает сочувствие, а женщина-министр – недоверие.

В красноярских кадровых агентствах случаи, когда работодатель желает нанять воспитателем мужчину или машинистом – женщину, называют «казусными» и говорят, что ситуаций таких крайне мало.

Специалист по подбору домашнего персонала кадрового агентства «Клиент-сервис» Марина Шмиголь вспоминает:

– Были у нас мужчины, которые работали гувернерами в неполных семьях, выполняя роль отца для мальчика, были и мужчины-сиделки. Но такие специалисты – это всегда эксклюзив, искать их приходится долго. Одна красноярская семья подбирала через нас водителя – именно женщину. Мотивировали свое желание тем, что женщины более аккуратно водят машину, пунктуальнее, им не страшно доверить детей. Вот, пожалуй, и все, что я могу вспомнить. В обществе есть некие стереотипы относительно мужских и женских профессий, и мы вынуждены им следовать.

Рекрутеры отмечают – несмотря на то что эмансипация давно уже перестала быть ругательным словом в России, о равноправии полов на рынке труда говорить еще рано: женщины начинают осваивать мужские профессии, когда те перестают быть сверхприбыльным делом. Мужчины же, наоборот, интересуются женской работой, только если профессия вдруг стала престижной, денежной и очень востребованной.

…Герои моего материала посмели плыть против течения и добились большого успеха в профессиях, которые, по мнению большинства, не свойственны их полу. Каково же это – занимать «чужое» место?..

Лебедем белым скользя по волне…

СтепаньковыВ Красноярске живет единственная на весь бывший СССР женщина – механик речных судов.

Любовь Степанькова отработала в речном флоте края 40 лет. Редкую для своего пола специальность выбрала случайно – говорит, когда в ремесленном училище № 2 предложили пойти на масленщика, решила, что будет просто механизмы смазывать. Но вышло совсем по-другому.

– Нас тогда пять девчонок таких «залетных» оказалось на этой специальности. Окончить-то все окончили, а вот механиком работать стала только я, – вспоминает Любовь Прокопьевна. – Тяжкий это труд для женщины. Но я всегда была там, где трудно. И всегда справлялась. Про себя говорила – докажу вам всем!

16-летняя Люба в 1942 году начала свою карьеру в машинном отделении «Большого Красноярска», быстро дошла до помощника механика. Говорит, мужики относились с уважением, не грубили никогда и даже матом при ней не ругались. Навигацию 1950-го она начала механиком теплохода «Туркменистан» – так в нашем крае появилась единственная на весь Союз женщина-механик.

«Туркменистан» в то время был «героическим» теплоходом – доставлял по Подкаменной Тунгуске топливо для Эвенкии, ходил до Кызыла. Любовь Прокопьевна со смехом вспоминает: в 1951 году, когда теплоход с помощью трактора готовился преодолевать сложнейший Большой порог Верхнего Енисея, главный инженер Енисейского пароходства, руководивший подъемом, приказал всем женщинам покинуть борт.

– Я тогда замешкалась… Как же судно без механика останется?.. Но главный инженер быстро вернул меня с небес на землю: вы, говорит, не женщина, вы – механик! Наверное, так и мужики про меня думали – в кино никто не звал, на свидания не приглашал. Пришлось брать инициативу в свои руки – приказала своему второму помощнику жениться на мне, и дело с концом, – рассказывает Любовь Прокопьевна историю своего замужества.

Второй помощник – Алексей Васильевич – скромно отмалчивается: с тем, что его жена настоящий главнокомандующий, давно смирился. Говорит, несмотря на решительный характер и мужскую профессию, жена она идеальная – и в доме прибрано, и еда вкусная, и детей вырастила на зависть всем.

62 года прожили супруги вместе! Воспитали трех дочерей, восемь внуков и десять правнуков.

– Праправнуков дождемся, – безапелляционно заявляет Любовь Прокопьевна. – Мы ведь живем без зла, людям только добро стараемся делать, значит, долго проживем.

О том, что всю жизнь трудилась на мужской работе, Любовь Прокопьевна не жалеет. Говорит, это ее место, по ее характеру. И всем молодым желает найти в жизни именно свою профессию, без оглядки на то, «женская» она или «мужская».

И за рулем машины – как на троне

Водители женщиныВ красноярском МП «КПАТП № 7» водителями автобусов работают сразу шесть женщин.

Директор предприятия Александр Оськин по этому поводу шутит: одна хоккейная команда уже есть, набираем вторую – стажировку в автоколонне проходит сейчас седьмая девушка. «Протоптала дорожку» на предприятие в 2008 году Марина Тит, следом за ней из троллейбусного депо пришла Елена Лорингель.

Александр Васильевич признается – непросто было поверить в женский профессионализм за рулем, но сейчас «нестандартными» водителями очень доволен: дисциплины не нарушают и работают ударно. А в прошлом году на всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства среди водителей автобусов Марина Тит заняла первое место в дисциплине «Городские перевозки на автобусе марки «ЛиАЗ».

– Уделала мужиков, – улыбается директор.

Сама Марина ничего необычного в своей профессии не видит (у нее, кстати, открыты все категории в правах) – говорит, с детства мечтала управлять транспортом – хоть кобылу гонять, хоть за рулем сидеть, лишь бы водить.

– У меня в детстве даже кукол не было, – вспоминает Елена Лорингель, – одни машинки. И как тут водителем не стать?..

Свою работу девушки непосильной не считают: говорят, управлять современными автобусами, напичканными автоматикой, почти удовольствие. К пробкам относятся философски, а лето недолюбливают: очень уж тяжело в жару за рулем, приходится по нескольку раз в день обливать голову водой, чтобы не получить тепловой удар. В отношении к себе водителей других АТП ничего особенного не замечают: поблажек не дают, бывает, и нагрубят. Но и наши героини не принцессы, ответить тоже могут по-мужски хлестко.

– Главный профессиональный секрет – соблюдать правило трех «Д»: дать дорогу дураку, – рассказывает о работе Марина. – Никакого лихачества, ведь мы везем людей и в ответе за их жизни.

Недавно Марина и Лена ездили во Владивосток – пригнали себе по иномарке…

– Так хочется порой быть слабой, – вздыхает Лена. – Но кони все скачут и скачут, а избы – горят и горят…

– Что поделать – мужской у нас характер, – женственно улыбается красавица Марина.

«Доброе слово и корове приятно»

Удоям Виктора Гусева завидуют все краевые доярки.

С начала этого года Виктор получил с одной фуражной коровы 5 482 кг молока! Средний показатель по ОАО «Племзавод «Таежный», где трудится прославленный дояр, – 4 106 кг. А ведь считается, что уход за скотиной – это женское дело…

На ферме Виктор трудится практически всю сознательную жизнь – сызмальства помогал матери, а с 15 лет начал уже работать за зарплату – ухаживал за телятами. В 20 перевелся в операторы машинного доения – и вот уже почти два десятка лет своей профессии не изменяет.

– Нравилось с детства с животными работать, – скромно рассказывает Виктор. – А когда работа по душе, то и результат высокий.

В прошлом году Виктор Гусев занял второе место на краевом конкурсе операторов машинного доения, сейчас готовится ко всероссийскому этапу конкурса.

О секрете своего мастерства говорит так:

– Неважно, кто доит – мужчина или женщина, главное, чтобы к животному с душой относились. Корма хорошие и витамины – это тоже важно для надоя, но доброе слово – оно и корове приятно. Вот только, – сокрушается Виктор Гусев, – опыт свой передавать особо некому.

Доить коров для сельских девчонок нынче немодно, чего уж там про парней говорить…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских
Без рубрики
17 апреля 2024
Ветераны и школьники почтили память воинов-интернационалистов
На Аллее Славы кладбища Бадалык много захоронений очень молодых людей. Двадцатилетние парни отдали свои жизни, исполняя интернациональный долг в Афганистане.
Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе