Ушли в глубокий запас В Красноярске волонтеры готовы стать донорами костного мозга, но сдать кровь им негде

Ушли в глубокий запас В Красноярске волонтеры готовы стать донорами костного мозга, но сдать кровь им негде

Десятки жителей краевого центра добровольно сдают образцы для типирования, чтобы пополнить национальный регистр потенциальных доноров костного мозга. Такие регистры есть во многих странах. Но в России движение потенциальных доноров костного мозга, как и список, пока считается неофициальным. Во многих городах их курируют благотворительные фонды, а не клиники. Нет государственного задания и законодательной основы для сбора образцов. Нет бюджетных денег. Между тем операций по трансплантации костного мозга от неродственных доноров в отечественных клиниках проводится все больше. Для пересадки ищут людей за границей через иностранные банки данных, рискуя временем и расходуя десятки тысяч евро.

Приведу хоть сто человек

Евгений Бобрович организовал в Красноярске первую сдачу образцов костного мозга. Если у обычной крови всего четыре группы, то подходящего донора костного мозга подобрать очень сложно. Поэтому важно, чтобы как можно больше людей прошли типирование и пополнили базу данных. Вдруг именно ваши клетки костного мозга совпадут с генотипом ребенка, умирающего от лейкоза? Сначала Евгений стал донором крови. Молодому человеку 33 года, он работает в Главном управлении МЧС по Красноярскому краю. Два года Евгений посещал краевую службу крови. А затем стал размышлять:

– Чем еще могу помочь людям с тяжелыми заболеваниями? Узнал про донорство костного мозга, о том, что есть такая потребность в медицине, что трансплантация костного мозга для многих пациентов является единственным шансом выжить. Но при условии, что найдется подходящий донор. Пять тысяч детей ежегодно заболевают лейкозом, а есть еще и взрослые онкобольные. Стал изучать тему и познакомился со специалистами НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии в Санкт-Петербурге. Они предложили помощь в организации сбора образцов крови. Затем я сделал в одной из социальных сетей группу, нашлись желающие стать потенциальными донорами костного мозга. То есть сдать образцы крови для типирования. Я нашел медицинского работника. Мой друг – врач – согласился сделать забор биоматериала. Пробирки нам прислали из благотворительного фонда. Помещение мы арендовали. На сдачу пришли семь человек. С этого и началось наше волонтерское движение.

Процедура сдачи клеток костного мозга происходит двумя способами: напрямую через прокол кости таза или через забор крови из вены. Она, в свою очередь, проходит через прибор для сепарации гемопоэтических стволовых клеток и возвращается в кровяное русло донора через вену на другой руке. Евгений отмечает, что медицинские учреждения Красноярска не предоставляют помещения для этой процедуры, для них она является самодеятельностью. Что называется, не положено. Врачи и другой персонал тоже на свой страх и риск (хотя риска никакого нет) занимаются с волонтерами сбором образцов костного мозга для типирования. Евгений мечтает, что когда-нибудь появятся в краевом центре полноценные и постоянные кабинеты для необычных доноров. Со своей стороны, он готов привести хоть сто человек, готовых сделать доброе дело, спасти чью-то жизнь.

В феврале в семи городах России прошла разовая акция «Спаси жизнь ребенку с лейкозом». В эти дни российский регистр доноров костного мозга пополнили 24 донора из Новосибирска, 20 – из Красноярска, 62 – из Новокузнецка, 19 – из Краснодара, 7 – из Сочи, 8 – из Новороссийска.

С первой попытки

Донор Татьяна Бурыгина одна из первых сдала кровь для типирования:

– В апреле 2014 года я отправляла образцы компанией экспресс-доставки (обошлось в 605 руб.), чтобы не рисковать материалом. А забор крови сделала в частной клинике. Просто пришла туда утром и сказала: «Доброе утро! Мне срочно нужно взять образец собственной крови, а пробирочки ваши. Которые с антикоагулянтом». Заплатила в клинике 300 руб., отправила в Питер и стала ждать результат. Как мне объяснили, типируют образцы по мере накопления материала. Реагенты очень дорогие, потому накапливают определенное количество пробирок, чтобы израсходовать комплект реагентов за один раз. В среднем от прихода материала до результатов недели три. Я ждала около шести недель. Теперь ситуация проще: у нас есть пробирки (их прислал Русфонд), и отправка образцов может быть осуществлена тоже за его счет. Люди сдают образцы и в частном порядке, и объединяясь. Благодаря помощи СМИ многие стали понимать, что донорство необходимо для спасения людей. В конце мая 2014 года волонтер, которая консультировала меня по вопросам забора и доставки образцов, написала, что моя кровь протипирована и данные занесли в базу данных Регистра потенциальных доноров. Как оказалось, образцы были далеки от идеала, но все-таки удалось определить фенотип. А то было бы очень обидно: много усилий потрачено. Если потребуется мой костный мозг для пересадки в случае совпадения типа, я без сомнения стану донором.

В мире почти 27 миллионов потенциальных доноров костного мозга.

Поиск подходящего донора может длиться целый год.

Только у 25 % пациентов есть родственники, которые по показателям тканевой совместимости могут стать донорами костного мозга. Для остальных донора нужно искать через международные регистры.

Вероятность совпадения генотипов двух неродственных людей составляет от 1:10 000 до 1:1 000 000.

В России, по данным на март 2016 года, протипировано более 44 тысяч образцов крови потенциальных доноров и проведено 85 операций по ТКМ от неродственных доноров.

От Казани до Иркутска

Самым крупным банком потенциальных доноров выступает регистр фонда имени Штефана Морша в Германии. Именно там ищут донорские клетки для российских детей. Мы только в начале пути по созданию своего банка данных будущих доноров. Пока регистры формируются разрозненно: каждый регион сам планирует, как организовать донорство, и выделяет финансирование. Общенациональный регистр создается пока на благотворительные средства. Национальный регистр доноров костного мозга базируется в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой. Ему дали имя Васи Перевощикова – мальчика из российской глубинки. Ему не нашли донора, и он скончался в феврале 2015 года в питерском НИИ.

В Казани действует свой республиканский регистр доноров костного мозга на базе Казанского федерального университета. Кровь первых 23 доноров-добровольцев уже исследована. А в Иркутске на базе первого в Сибири отделения трансплантации костного мозга готовы к пересадке собственных стволовых клеток пациента, заготовленных до проведения химиотерапии. Иркутяне планируют развивать лабораторию тканевого типирования, что позволит создать свой регистр доноров костного мозга, войти в федеральный и международный регистры, чтобы увеличить вероятность нахождения подходящих доноров. В Самаре возможность вступить в регистр доноров костного мозга предоставляет областная станция переливания крови. В Красноярске постоянной «прописки» у доноров, сдающих клетки костного мозга на типирование, пока нет.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений ВАСИЛЬЕВ

врач-гематолог высшей категории краевой клинической больницы № 1

– Национальный регистр доноров нужен. Ведь подбор иностранного донора стоит очень дорого и занимает больше времени. И чем больше наших образцов будет протипировано, тем больше шанс найти пациенту подходящего донора для трансплантации. Когда-нибудь и в Красноярске появится такой вид операций. Но сначала краевым врачам необходимо освоить методику, когда у пациента заготавливаются собственные стволовые клетки или костный мозг (аутотрансплантация). Это методика более широкого применения. Трансплантология постепенно развивается в регионах. Если у нас появятся площади, лабораторные мощности, то можно пробовать развивать аутологический вид трансплантации. Формирование регистра потенциальных доноров в этом плане должно идти параллельно с расширением клинической базы краевого здравоохранения. Чем больше граждан пройдут типирование и станут кандидатами на возможное донорство, тем больше шансов выжить у пациентов с тяжелыми заболеваниями.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории