«В джазе есть место для каждого» Мировая премьера состоится в Красноярске

«В джазе есть место для каждого» Мировая премьера состоится в Красноярске

В последние два года знаменитая американская джаз-вумен ЛаФрей Ски частая гостья в Красноярском крае. Она не только дает концерты и проводит мастер-классы, но и готовит грандиозный проект, главные участники которого – студенты Красноярского колледжа искусств имени Иванова-Радкевича. Отправной точкой такого тесного сотрудничества и любви американки к сибирякам стал фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году.

Накануне нового АТФ ЛаФрей Ски поделилась с нами секретами своего проекта, который она представит вместе с красноярскими студентами.

– ЛаФрей, как возник у вас интерес к Сибири, почему мировую премьеру своей новой композиции решили сделать именно в Красноярске?

– Первый раз я приехала в Сибирь в 2012 году на фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Познакомилась с красноярскими музыкантами, а затем меня пригласили провести мастер-классы в ваш город. Так завязалось тесное сотрудничество с колледжем искусств имени Иванова-Радкевича и заведующей джазовым отделением Екатериной Катаевой. Мы с ней подружились. Говорили о студентах и музыке. А потом я написала музыку по книге «Мастер и Маргарита». Предложила колледжу сыграть это произведение, мою идею поддержали. Теперь студенты каждую неделю собираются и репетируют.

– Нашим ребятам хватает способностей для того, чтобы играть вашу музыку? Говорят, музыкант должен чувствовать композитора?

– Я уже со всеми студентами познакомилась, а это 30 человек. Во время репетиций изучила все их способности и даже писала музыку под них. Например, Евгений, который играет на саксофоне, может гораздо больше, и я давала ему возможность проявить себя. И так с каждым студентом. Это просто невероятно! Ребята настолько музыкально голодны. Кажется, они готовы принимать все больше и больше новой информации. Им нравится пробовать что-то новое. Все темы, которые я им презентовала, они встречали с восторгом. Не отказывались играть, а кричали: «Да! Да!»

Для исполнения своего произведения ЛаФрей Ски предложила красноярцам создать «Молодежный биг-бэнд». В него вошли музыкальный коллектив из США The 13th Amendment, студенты и преподаватели Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича. Это не просто классическо-джазовый оркестр, но и лаборатория для профессионального общения творческой молодежи, платформа для обмена опытом и сближения культур разных народов.

– Чем вас так заинтересовал роман Булгакова? Как пришла идея создать музыку на это произведение?

ЛаФрей Ски– Два года назад после АТФ моя группа играла в Москве в посольстве США. После концерта общалась с людьми, и они начали говорить о романе «Мастер и Маргарита». Мне и в Красноярске рассказывали об этой книге, потому что она любима многими россиянами. Столько людей советовало прочитать это произведение, что я просто взяла и начала читать. Как музыкант, я искала что-то интересное, музыкальное в книге. Политические вещи, которые отражены в романе, меня мало интересовали. Но и их я поняла. И я представила свою группу, играющую на балу Воланда. Главная тема произведения – «Великий бал у сатаны».

– А что вас больше всего поразило в этом романе, что запало в душу?

– Жертвоприношение героев. Для многих читателей этот роман о великой любви, но я вижу, что в его основе лежит жертва. Главные герои книги приносят в жертву свою жизнь ради истины, счастья и любви. Сама книга интересно написана: много пересекающихся линий. И уже не можешь понять, где ты находишься, про кого читаешь. Момент фантастичности – полет Маргариты, или перемещение во времени: знакомимся с Понтием Пилатом и Иешуа, а потом вдруг возвращаемся в Москву 1930-х годов. Я когда читала, начала слышать музыку (у композиторов это происходит внезапно) и стала писать: там-пара-ра-рам, пам-пам-пара-пара-ра… Вся мелодия пришла в голову сама, я не сидела, не выбирала ноты. Это было вдохновение.

Литературоведы отмечают, что Михаил Булгаков в описании бала Воланда использовал реальные предметы обстановки резиденции американского посольства в Москве, куда он был приглашен в апреле 1935 года. Для Булгакова прием в американском посольстве – событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала «американский империализм» в облике дьявола.

– А как, по-вашему, звучит Красноярск или Сибирь? Какая музыка приходит в голову?

– Я думаю, это комплекс традиционной и современной музыки. Например, в своем произведении я использовала и цыганские мотивы, и танго, и вальс, джаз, свинг, блюз, и современные мотивы тоже. Я уже шестой раз в Красноярском крае, мне нравится бывать здесь. Интересно, как люди объясняют: «Мы сибиряки, мы не такие, как в Москве. У нас более открытые сердца». И это действительно так.

– Как вас встречали в районах края, чем угощали?

– В Боготоле я первый раз попробовала самогонку. Это просто фантастика! Мне сказали, что я первая американка, побывавшая в Боготоле. А в Минусинске подарили зимний шарф. Мне нравятся сибирские пельмени, но я ела все, чем угощали. В Сибири я два раза встречала Новый год. В России этот праздник больше по событийности и дольше по времени. На Новый год здесь делают салаты, а все родственники собираются вместе. Это здорово.

– Женщина-барабанщик – довольно необычно. Почему выбрали именно этот инструмент и джазовое направление?

– Мне в России все говорят, что женщины-барабанщицы редкость. Но джаз и барабан сами меня выбрали. В детстве я наблюдала за своей мамой (она танцевала), и современный танец сопровождался звуками барабанов. Я из музыкальной семьи. Мои родители всегда радовались, когда я играла на каком-то музыкальном инструменте или читала. Я играла на пианино, флейте, барабанах, гитаре, пела. Музыка всегда присутствовала в моей жизни, но я не думала, что стану профессиональным музыкантом. А когда услышала джазовую пианистку Ширли Хорн, поняла, что хочу играть эту музыку. И именно на барабанах. Вообще я хотела стать юристом. Изучала экономику, политическую теорию.

– И эти знания пригодились?

– Да. Сейчас я культурный посол, путешествую по всему миру, общаюсь со многими людьми. Джаз – это музыка, образованная многими людьми, которые собрались вместе. И в этой музыке есть место для каждого. С мастер-классами и концертами я объехала более 30 стран. Мне всегда было интересно строить мосты между людьми. Меня не привлекает профессия, в которой просто что-то берешь от земли или от людей, мне интересна сфера, где можно давать.

– А как музыка расширяет права человека или наделяет полномочиями женщин?

– Когда я начала преподавать, не задумывалась об этом. Но, путешествуя по странам и вникая в их культуры, поняла: молодые девушки тянутся ко мне за общением, я для них пример. Я одна из основателей лагеря для девочек в Нью-Йорке. В определенном возрасте – 10–15 лет – девчонки меняются, уходят назад, а мальчишек пропускают вперед. Я не учу девочек быть сильнее мальчишек, хочу, чтобы они выпустили свой свет и позволили себе реализоваться. Я за то, чтобы расширить возможности всех людей. Фундамент джаза – блюз. А блюз – это такой музыкальный жанр, где человек рассказывает историю. Учу студентов импровизации и прошу их рассказать свою историю с помощью инструментов. Когда к ним приходит уверенность в себе, в инструменте, в своем умении, они могут поведать это всему миру.

– Какое произведение нужно послушать, чтобы услышать вашу историю?

– «Мастера и Маргариту». Это самый масштабный мой проект как композитора.

Мировая премьера «Мастера и Маргариты» состоится в рамках АТФ

27 и 29 июня в Красноярском театре юного зрителя (ул. Академика Вавилова, 25).

Досье:

ЛаФрей Ски – барабанщица, лидер группы The 13th Amendment, композитор, профессор академии Jazz at Lincoln Center, культурный посол Государственного департамента США, основатель рок-лагеря «Вилли Мэй» для девочек.

Окончила Оберлин-Колледж, где изучала экономику и политическую теорию, а также сочинение и теорию музыки и технику джазовой импровизации. Разработала джазовую обучающую программу и методику для студентов средней общеобразовательной школы. Написала книгу «Понимание истории джаза и культуры». В научные интересы ЛаФрей входят «расширение прав и возможностей через музыку», «наделение полномочиями женщин через музыку», «культурная дипломатия в действии».

Со своей группой ЛаФрей Ски играла в известных концертных залах по всему миру, в США – зал Карнеги, Бруклинская академия музыки, Линкольн-центр, зал Радио-сити-мьюзик и т. д. Также играла дважды в Белом доме для президента Барака Обамы и в резиденциях послов США, где побывала с миссией, в том числе в Москве.

Программа фестиваля АТФ в Красноярске

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных