В среду, 11 апреля, концертом отделения оркестровых струнных инструментов колледжа искусств имени Иванова-Радкевича в краевом центре откроется I Красноярский фестиваль детских и молодежных камерных оркестров, посвященный перекрестному Году культуры России и Японии.



На дебютный фестиваль в Красноярск пригласили японского дирижера Сусуму Мацумото. С Красноярском маэстро связывает многолетняя дружба и творческое сотрудничество. Впервые Сусуму познакомился с представителями Красноярска в 1991 году, когда камерный оркестр Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича «Глория» под управлением Валерия Алексинцева был удостоен почетного права представлять Россию на международном молодежном музыкальном конкурсе в городе Сидзуока в Японии. Директором на тот момент являлся Сусуму Мацумото.

Маэстро в рамках международного обмена девять раз прилетал в Красноярск, возглавляя культурные делегации Японии. Он принял участие в I Международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1992 году, в фестивале «Россия – Япония. Диалог культур» в 2010 году, в концертах к 95-летию колледжа искусств в 2015 году.

В свою очередь студенты, выпускники и преподаватели отделения «Оркестровые струнные инструменты» Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича семь раз посетили префектуру Сидзуока. А в 2016 году Красноярский колледж искусств отметил 25-летие творческой дружбы с Японией, японскими музыкантами и дирижером Сусуму Мацумото концертом в префектуре Сидзуока.

В рамках I Красноярского фестиваля детских и молодежных камерных оркестров Сусуму Мацумото проведет мастер-классы для студентов колледжа искусств и учеников детских музыкальных школ. С его участием пройдут два концерта – 11 апреля в Органном зале Красноярской краевой филармонии, 14 апреля – в колледже искусств. На сцену выйдут сразу 137 музыкантов камерных оркестров: детской музыкальной школы № 1, «ДеКор» детской школы искусств № 6, детской школы искусств № 9, «Солнечная капель» детской школы искусств № 13, Березовской школы искусств, 1-го курса Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича, музыкального колледжа Красноярского государственного института искусств, старших курсов Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича, «Кредо» преподавателей детской музыкальной школы № 2.

Также в рамках фестиваля 13 апреля состоится научно-практическая конференция «Актуальность и перспективы обучения коллективному музицированию» для камерных ансамблей и оркестров, ансамблей струнных инструментов.

– То, что наш первый фестиваль вошел в официальную программу Года Японии в России, говорит не только о развитии творчества на территории нашего региона, но и о действительно дружеских отношениях между Россией и Японией, – сказала и. о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко. – С особой радостью мы вновь приветствуем у себя маэстро Сусуму Моцумото, которого с нашим городом связывают давние теплые отношения. Он не раз принимал участие в музыкальных фестивалях и концертах в Красноярском крае и сам способствовал приезду наших ребят в Японию. Надеюсь, что этот фестиваль станет доброй традицией и только укрепит отношения между нашими странами.

Балалайка заинтриговала японского маэстро

Наш корреспондент встретился с Сусуму Мацумото и поинтересовался, почему маэстро считает важным развивать культурные связи с Красноярским колледжем искусств.

– Сусуму-сан, как вы считаете, почему Японии важно поддерживать культурные связи с Россией, и, в частности, с Красноярским краем?

– С Красноярским краем я дружу с 1992 года. Тогда я впервые по приглашению Валерия Алексинцева приехал в Сибирь. Это было тяжелое время и для России, и для Японии, но мы прошли через это. Нам удалось создать прекрасный музыкальный союз. Отношения с колледжем искусств – пример дружбы Японии и России. Я ценю эти отношения, потому что и мои студенты при общении с красноярскими ребятами получают новый опыт. Студентам из Японии есть чему поучиться у учеников колледжа из России. Происходит взаимный технический рост оркестров – и моего, японского, и красноярского.

– Вы давно дружите с Красноярским колледжем искусств. Можете оценить, насколько выросло мастерство наших юных музыкантов?

– У красноярских студентов очень высокий технический уровень. Но всегда важна тренировка. Нужно постоянно повышать свое мастерство. Я не перестаю удивляться великолепной игре красноярских ребят. Многие выпускники этого учебного заведения играют в оркестрах не только в Красноярске, но и по всему миру. У меня возникла идея – устроить выпускников колледжа искусств в Красноярский академический симфонический оркестр. Ребята справятся.

– Чем важно лично для вас сотрудничество с сибиряками?

– Мне нравится учить молодых музыкантов, потому что я вижу, как они растут, развиваются, становятся профессионалами. Хочу отметить, что молодые музыканты лучше понимают японскую музыку, хотя она очень сложная. Они ее чувствуют.

– В прошлый приезд в Красноярск вам подарили балалайку. Освоили ли этот инструмент? Почему считаете важным помнить свои музыкальные корни – исполнять народную музыку?

– Мне очень нравится балалайка. Я собираю коллекцию народных музыкальных инструментов. У меня уже более 160 предметов со всего мира. И балалайка занимает в собрании достойное место. Я показывал ее студентам университета, где преподаю, – у балалайки очень интересный звук и необычная форма. И даже пытался научить ребят играть на ней. Они были в восторге от этого русского инструмента.

Я очень люблю народную музыку, часто слушаю русский фольклор. Считаю важным помнить о происхождении музыки, ведь она очень важна для людей. Человек только рождается – не умеет говорить, читать и писать, – но уже воспринимает музыкальные звуки. Это чудо!

Для себя я сделал открытие: музыка присутствовала не только в современной жизни, она была важна для наших далеких предков. Самый первый инструмент найден в Словении, ему 50 тысяч лет. Это флейта из кости медведя. 40 тысяч лет назад на территории Германии играли на духовых инструментах, сделанных из костей птиц. Более трех тысяч лет назад на месте нынешней Украины в ходу были барабаны из слоновой кости. Еще более удивительно: уже тогда люди играли не только соло, а объединялись в оркестры, ансамбли.
2018 год по соглашению министров культуры России и Японии Владимира Мединского и Хирокадзу Мацуно объявлен перекрестным Годом культуры России и Японии с целью культурного обмена между странами.
Досье

Сусуму МАЦУМОТО – преподаватель на факультете педагогики университета «Токоха Гакуэн». Выступает в качестве дирижера оркестров, хоров, ансамблей духовых инструментов и традиционной японской музыки, опер, оперетт и мюзиклов. Создав в 2007 году некоммерческую организацию «Школа оркестра префектуры Сидзуока», Мацумото посвящает себя активной популяризации народного музыкального творчества среди населения, придерживаясь идеи обучения через всю жизнь. В 2008 году стал дирижером крупнейшего в мире концерта с участием 2 864 музыкантов, играющих на тайсегото (японская арфа), за что был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В 2009 году издательство газеты Shizuoka Shimbun доверило Мацумото вести колонку, посвященную народным музыкальным инструментам.
Текст: Елена Лалетина 

Фото: Олег Кузьмин

Автор: Елена Лалетина     

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения