В разнообразной программе грядущего III Красноярского международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона выделяется блок джазовых исполнителей. Наш сегодняшний собеседник – пожалуй, самый эрудированный красноярский знаток этого вида музыки. Своими ожиданиями от предстоящего фестиваля с нами поделился ведущий джазовых программ Красноярской государственной филармонии, журналист и педагог Владимир ВАСИЛЕНКО.
– Владимир Семенович, много интересного нашли для себя в программе?
– Я долгое время был в недоумении относительного того, какая же музыка будет звучать на фестивале. Сама его концепция никак не вытекала из названия. Что там будет – рок? Классика? Этника? Географическая принадлежность музыкантов сама по себе ничего не значит – культура каждой страны состоит из множества компонентов. Что можно придумать на этом поле? Некий сплав, где каждый слушатель найдет для себя что-то интересное. Важно здесь найти золотую середину, а не впадать в крайности, которые могут быть интересны сами по себе, но ради которых не стоит затевать целый фестиваль.
– Какие, например?
– Одна крайность – уход в чистую этнографичность. Когда вся программа состоит из одних лишь условных аборигенов Океании. Это, конечно же, очень любопытно, но вряд ли привлечет широкого слушателя. Но не стоит чрезмерно заигрывать и с массовостью. Естественно, для привлечения аудитории фестивалю нужны свои звезды, громкие имена, как Ванесса Мэй. И хотя эта симпатичная артистка на своей электроскрипке играет академический репертуар, ее творчество лежит в плоскости поп-пузыки. Знаю, что многие не просто любят, но предпочитают слушать классику в современных обработках, полагая, что так сочинения композиторов прошлого становятся доступнее, но мне это совершенно неинтересно. Еще одна крайность – обилие «международной» классики. Если европейская опера или балет поставлены по всем классическим канонам, пусть и труппой из самой экзотической страны, по-настоящему интересны они будут лишь специалистам. Тут никаких эстетических откровений и нового взгляда ждать не приходится. Куда ценнее возможность услышать музыкантов, творчество которых уникально и не имеет аналогий в других странах. Например, ансамбль японских барабанщиков. Ничего подобного за пределами Японии нет.
– Кроме этого, выступления каких музыкантов привлекают вас как слушателя?
– Я жду выступления британского гитариста Джона Маклафлина и его проекта Shakti. Это – пример поистине творческого соединения электрического звучания джаз-рока Америки и Европы с традиционной, корневой музыкой Индии. Сам Маклафлин – уникальная фигура. Он сотрудничал со многими выдающимися музыкантами мира (их список занял бы отдельную статью) и прочно прописался в списках лучших гитаристов, которые периодически составляют музыкальные критики. Симпатичную живую музыку исполняет австралийская певица Мишель Николь и «Классик-джаз-квинтет». Посмотрим, какую программу они нам привезут. Кроме того, к нам приезжает наш старый друг – дирижер и саксофонист Мартин Пьецух. Это тот удивительный и странный для Америки тип артиста, который озабочен не коммерческим и даже не пропагандистским успехом своей страны за рубежом. Он – истинный культуртрегер, человек, который распространяет высокую оркестровую культуру по всему свету и видит в этом свою миссию.
– Как вам кажется, фестиваль повысит общую слушательскую культуру в крае?
– Повысит, и не только слушательскую, но и исполнительскую. Наши творческие силы работают на привычных площадках, с привычным репертуаром, и такое событие должно их всколыхнуть, дать новый стимул к творческому развитию. Фестиваль станет камушком, брошенным в воду. Уверен, от этого камушка пойдут круги.