О таких, как Адель Абдрахимов, обычно говорят – человек-легенда… Этому красноярскому скульптору, основателю собственной школы, исполнилось сто лет. За целый век сделано немало – его монументы, мемориальные доски стоят далеко на Севере, в Красноярске, в других городах и поселках.
Как и в любой другой судьбе удивительного человека, у Аделя Хакимовича все получалось зачастую наперекор. Сегодня мало кто вспомнит, что у него нет официального художественного образования. Казалось бы, дорога в искусство должна быть закрыта, да еще в советское время.
Но мальчишка из Енисейска имел природный дар, мечтал о творчестве. Когда семья переехала в Красноярск, устроился на фарфоровую фабрику. Делал из глины посуду. Тогда и понял, что его призвание – работать с формой. Учился, упорно преодолевая робость, делал первые шаги, искал свой путь.
Но прежде чем стать скульптором, пришлось пройти суровое испытание. Началась Великая Отечественная война. Ушел добровольцем на фронт. В окопах лейтенант Абдрахимов понял – хочешь выжить, трудись, преодолевай. Именно там – на войне, вероятно, закладывался творческий фундамент, который потом нашел отражение в его работах. После тяжелого ранения вернулся в Красноярск, где был в ссылке известный скульптор Георгий Лавров. Попал в ученики к мастеру. Адель Хакимович потом рассказывал: всего за несколько лет общения с этим художником изменилась не только его манера, но и само видение мира, искусства. Вместе выполняли заказы по оформлению общественных учреждений. Затем у начинающего скульптора появились собственные работы.
Классический герой его скульптур – целеустремленный человек, не боящийся препятствий.
Одним из самых поразительных его монументов является памятник исследователю Таймыра Никифору Бегичеву, установленный на Диксоне. Этот полярный исследователь погиб во время одного из походов, когда стирал с карты белые пятна. За целеустремленность и силу местные прозвали его Большой Никифор.
Мастер сам хотел, чтобы это его творение разместилось на Крайнем Севере. И действительно, кто бывал там, понимает всю силу этой композиции, что стоит она на своем месте. Хотя, согласитесь, не каждый скульптор пожелает, чтобы его детище обдувалось всеми ветрами, испытывало перепады температур.
Адель Хакимович и сегодня любого, кто побывал на Диксоне, спрашивает о памятнике: на месте ли, в каком состоянии?
Героями его скульптурных портретов всегда были сильные люди – революционеры, вожди, герои Великой Отечественной, ученые, спортсмены. Одна из известных работ – портрет мастера спорта, тренера и основателя школы по вольной борьбе Дмитрия Миндиашвили.
По словам заслуженного работника культуры РФ Геннадия Рукши, Адель Абдрахимов всегда оставался простым и доступным человеком. Даже когда добивался успеха, участвовал в выставках, получал заказы, не бахвалился заслугами, всегда помогал молодым:
– С ним просто и легко. Сегодня Адель Хакимович остается для нас примером того, каким должен быть художник, человек. Как он должен сохранять приверженность и преданность своим принципам, идеалам, выбранному пути.