Виток вокруг экватора Миллиарды рублей – на дороги без ухабов

Виток вокруг экватора Миллиарды рублей – на дороги без ухабов

Более 43 тысяч километров – такова общая протяженность автомобильных дорог Красноярья. Этого расстояния хватит, чтобы обогнуть экватор и потом, с «нахлестом», еще проложить путь от Красноярска до Москвы. Асфальтовые, гравийные, лесовозные – они «нанизывают» на себя сразу девять климатических зон, стелясь через тундру, тайгу, горы, болота и степи. На всей планете подобное вряд ли где еще найдешь. В этом отношении наш край уникален. А ведь есть еще сезонные трассы – зимники, ледовые переправы. В довесок к ним – около тысячи мостов через реки, ручьи, транспортные переходы. Все это хозяйство нужно не только содержать в исправном виде – но и развивать. Иначе жизнь просто остановится. И в этом смысле профессия дорожника, чей праздник отметили в прошедшее воскресенье, приобретает в глазах красноярцев особый вес и значимость.

Транспортный каркас

– Что касается развития транспорта и дорожной инфраструктуры, то, безусловно, особая задача в развитии такого огромного края – сформировать транспортный каркас и связать территорию устойчивыми транспортными коммуникациями. Конечно, нам предстоит увеличить и объемы дорожного строительства. Мы еще в этом году добавим полмиллиарда рублей на муниципальные дороги внутри границ поселений, без учета Красноярска. Это даст нам практически такой же прирост отремонтированных улиц, как в 2015 году, – сказал в своем обращении к главам городов и районов губернатор Виктор Толоконский в январе. Ключевое слово тут – «прирост». В условиях кризиса, сложного бюджета мы не топчемся на месте, а действительно прирастаем – миллиардами вложенных денег и сотнями километров отремонтированных и построенных дорог.

Дорожная кампания завершится в октябре-ноябре, но уже сейчас специалисты отрасли рапортуют об окончании работ на автодорогах Ачинск – Ужур – Троицкое (Ачинский район); Абан – Почет (Абанский); Ключи – Ровное (Балахтинский); Канск – Абан – Богучаны (Иланский); Талое – Успенка (Ирбейский); Мотыгино – Широкий Лог (Мотыгинский); Малый Кантат – Айтат – Верх-Казанка (Большемуртинский); Сухобузимское – Татарская – Карымская, Красноярск – Енисейск (Сухобузимский район) и других.

Всего же будет приведено в порядок около 300 км региональных автотрасс. С колдобинами и ямами, например, надолго распрощалась дорога Уяр – Заозерный. Это очень значимое для территории направление. Настоящий межрайонный транспортный коридор, который соединяет федеральную автодорогу М53 «Байкал» с Уяром, Рыбинским районом и Заозерным. Дорожники уложили шесть километров нового асфальтобетона, укрепили обочины, обновили дорожные знаки и разметку.

Отремонтированы 2,5 км автодороги, соединяющей поселок Солонцы и трассу Красноярск – Енисейск. Она находится в пригороде краевого центра и необходима жителям развивающихся коттеджных поселков, дачникам. Кроме того, вдоль трассы дорожники укрепили обочины, отремонтировали съезды и восемь автобусных остановок.

Новый асфальт появился и на трехкилометровом участке автодороги Заозерный – Агинское в Саянском районе. Интенсивность движения по ней составляет около двух тысяч автомобилей в сутки, организовано междугородное автобусное сообщение. После ремонта дорога соответствует всем нормативным требованиям.

На других дорогах работы заканчиваются. Например, в Большемуртинском районе, на участках автодороги Большая Мурта – Юксеево протяженностью 2,5 км, ведется замена грунта с укладкой геотекстиля, появится новый двухслойный асфальтобетон. В Каратузском районе ремонты выполняются на участке межрегионального транспортного коридора Каратузское – Ширыштык. Это, в свою очередь, значимое направление уже для юга края, связывающее между собой Ермаковский и Каратузский районы, Красноярский край и Республику Тыва. В Назаровском и Козульском районах уделено внимание автодороге Шадрино – Подсосное. Протяженность ремонтируемых участков в Козульском районе составляет 5,5 км, в Назаровском – около 4 км. Эта дорога соединяет юго-западные районы с центром края. По ней осуществляются междугородные пассажирские перевозки, транспортируются сельскохозяйственные грузы.

Дорога к дому

Так сами дорожники называют специальную программу по ремонту улично-дорожной сети сел, райцентров и городов. Есть еще одно, неофициальное ее название – «Миллиард Толоконского». Объясню почему. Все началось в Канске, в одной из первых поездок губернатора по региону. Увиденное здесь оставило у него неизгладимое впечатление: ямы, трещины, провалы. Машины двигались по улицам еле-еле, образуя пробки и заторы, расшатывая подвески, прокалывая шины. Толоконский распорядился немедленно выделить Канску на ремонт улиц дополнительно 20 млн рублей, а затем еще 70.

– Два года назад Канск напоминал город после Сталинградской битвы. Сейчас найти убитую в хлам дорогу здесь практически невозможно. Это действие как раз этой программы. К хорошему привыкаешь быстро – и сейчас люди говорят о том, что неплохо бы и тротуары подлатать. И это нормально, это правильно, – считает министр транспорта края Сергей Еремин.

ДорогиПри этом в крае все же есть еще места, которые 30 последних лет не видели ни катка, ни грейдера. А некоторые деревни – вообще никогда. И губернатор распорядился сделать канский подход системным, распространить его на весь край. Выделять муниципалитетам по миллиарду рублей ежегодно на ремонт улично-дорожной сети. Ни на что другое тратить деньги нельзя – за соблюдением финансовой дисциплины Толоконский следит очень внимательно. В прошлом году таким образом отремонтировали 260 км улиц, в этом – уже 280. В программе участвует каждое муниципальное образование. И главный фактор здесь – предложения, которые высказывают сами люди.

В этом году запланированные работы уже полностью выполнены в Абанском, Боготольском, Большемуртинском, Большеулуйском, Емельяновском, Мотыгинском, Назаровском, Партизанском, Саянском, Тюхтетском, Ужурском, Уярском, Курагинском и других районах. В некоторых территориях протяженность отремонтированных улиц даже увеличена – с помощью высвободившихся средств, полученных по результатам торгов. Оставить сэкономленные деньги на местах и направить их на ремонт дорог также распорядился губернатор.

Так, например, в Дивногорске на эти средства продолжат ремонт Нижнего проезда – центральной городской улицы. В Бородино продлят ремонт улицы Лесной. Несколько улиц дополнительно отремонтируют в Минусинске.

Благодаря экономии в Бирилюсском районе в девяти из одиннадцати сельских советов продолжат ремонт улиц, которые приводили в порядок в этом сезоне, а также приступят к новым объектам. Продолжится ремонт дорог в Большой Мурте, в трех сельских советах (Верхнеададымский, Дороховский, Сахаптинский) Назаровского района и в других районах.

Кроме того, в этом году приступили к ремонту дворовых территорий и внутриквартальных проездов в некоторых городах края. Раньше средства на ремонт дворов выделялись только Красноярску. В 2016 году к краевому центру присоединились Канск, Зеленогорск и Шарыпово. Не забыли и о садоводах: асфальт уложен на 19 километрах подъездов к садоводческим обществам в Емельяновском, Шарыповском, Кежемском, Енисейском, Иланском районах, в Дивногорске.

– На публичной встрече в 2014 году я говорил, что мы примем законы, позволяющие бюджету софинансировать ваши планы по строительству дорог, линий электропередачи, водопровода. Такой закон принят, – доложил Виктор Толоконский садоводам в июле. – В этом году на эти цели выделено 50 млн рублей. Для сравнения – Кузбасс на это же дает 5 млн, Новосибирская область – 10. Ни одного в стране нет субъекта с уровнем поддержки, подобной нашей. Конечно, и этого недостаточно, но будем постепенно выходить на большие суммы.

Три северных луча

Еще одна важная тема – северные дороги. Так называемые три северных луча: трассы Канск – Абан – Богучаны, Мотыгино – Широкий Лог, Епишино – Северо-Енисейск. Все дороги – промышленные, крайне тяжелые, одна «интереснее» другой. На автомагистрали Канск – Абан – Богучаны заканчивается ее перевод из гравийного в асфальто-бетонное покрытие. Осталось доделать всего около 90 км гравийки. 326 км трассы уже в хорошем, пригодном состоянии. А ведь шесть-семь лет назад там не было проезда совсем. Машины, автобусы цепляли за грейдеры, тащили через ямы и грязь…

Второй «луч» – Мотыгино – Широкий Лог. Здесь власти сработали по приципу частно-государственного партнерства. С Новоангарским горно-обогатительным комбинатом была достигнута договоренность: предприятие развивает свои производственные мощности, увеличивает налоговую отдачу в краевой бюджет. А регион на эти деньги строит дорогу. В результате уже отремонтировали 40 км абсолютного бездорожья, закатали его в асфальт. Плюс 30 км – в качественном гравийном исполнении. По сути, здесь появилась абсолютно новая трасса. Это выгодно обеим сторонам: развивается экономика, решается большая социальная задача.

Трассу Епишино – Северо-Енисейск многие автолюбители окрестили «дорогой в ад».

– Забыть ее невозможно. Не так давно ее 294 километра мы преодолевали 12 часов, и то нам повезло с сухой погодой, – вспоминает Сергей Еремин.

Для ремонта этой автомагистрали использована схема, аналогичная мотыгинской. Компания «Полюс-Золото» наращивает добычу и налоговые отчисления, край вкладывается в инфраструктуру. В этом году уже около 500 млн рублей направлено на строительство трассы, будут сделаны первые 13 км. В следующем году – еще 15.

Большое хозяйство

О том, за счет чего и по каким основным направлениям сегодня развивается дорожная отрасль края, рассказывает министр транспорта региона Сергей ЕРЕМИН:

– Для того чтобы содержать все наше большое хозяйство в исправном состоянии, вот уже более четырех лет в крае функционирует дорожный фонд. Деньги, которые в нем аккумулируются, используются целевым образом. Идут только на содержание и ремонт дорог. Источников пополнения фонда несколько. Самые основные – это акцизы на нефтепродукты и транспортный налог.

Есть еще муниципальные дорожные фонды. Край состоит из 61 муниципального образования. В них входят 584 сельсовета. И каждый имеет свой муниципальный дорожный фонд. Денег там, скажем прямо, немного. Поэтому основным нашим финансовым источником является краевой дорожный фонд.

– Как он распределяется?

– 45–50 процентов денег мы направляем на региональную сеть автодорог – содержание и ремонт. Сюда же входят реконструкция, капитальный ремонт, мосты, организация безопасности дорожного движения. Около 40 процентов уходит на поддержку муниципалитетов. Все, что остается, порядка 10–15 процентов, идет на проекты инвестиционного развития. Это дополнительные дороги, строительство, это такие объекты, как, например, четвертый мост через Енисей в Красноярске. Кстати, по поводу моста. Нагрузка на бюджет была серьезной. Мы по два миллиарда рублей ежегодно выделяли на его строительство из регионального дорожного фонда.

– Сейчас мост построили, значит, станет чуть-чуть полегче?

– Нет, на очереди развязки в районе улицы Волочаевская и микрорайона «Тихие зори». Надо закладывать на протяжении трех лет около полутора миллиардов рублей ежегодно только в краевом бюджете.

– Что происходит на региональных дорогах?

– Их мы содержим круглогодично, ремонтируем. У нас ежегодно ремонт по региональным дорогам составляет от 200 до 300 километров. Причем мы определились – чтобы сделать как можно больше, в период ограниченного денежного ресурса уходим от очень емких капитальных ремонтов.

Восстанавливаем мостовые переходы, порядка 10–15 мостов ежегодно. Всего же их у нас на региональных дорогах около тысячи – различной конфигурации и длины. И, конечно, участвуем в развитии Красноярской агломерации – дорог, которые примыкают к краевому центру. Здесь интенсивность движения в разы выше, чем, к примеру, в Абанском или Дзержинском районах. Это касается и дороги Красноярск – Железногорск, которую мы реконструируем, и так называемой гостевой трассы аэропорт Емельяново – Красноярск. В следующем году начнем ремонтировать дороги на Устюг, на Чистоостровское, в Манском районе. На развитии агломерации мы делаем особый акцент. Президент Владимир Путин ставит задачу всем городам-миллионникам – разработать программу «Безопасные и качественные дороги» вплоть до 2025 года. У нас она будет касаться краевого центра и его агломерационного кольца в радиусе 100 км.

– Как обстоят дела с федеральными трассами?

– М53 за последние пять лет очень преобразилась. Навскидку даже не назову места, где бы остались плохие участки. Пока не доделано южное направление – это трасса М54, в Балахтинском и частично Новоселовском районах, но работы там идут планомерно, по графику. Строится за счет федеральных денег обход Канска, объект введут в строй в 2019 году. Для нас это очень важный проект – вытащить транзитный транспорт с городских улиц.

Меняется облик северов – федеральное управление «Байкал» сообщает о завершении ремонта подъезда к аэропорту Алыкель от Дудинки. Трасса эта – одна из самых необычных, она расположена в тундре и не связана с остальной сетью автодорог. Сейчас все ее 53 километра соответствуют всем нормативным требованиям.

Завтра начинается сегодня

Дороги

Правительство края утвердило государственную программу по развитию транспортной системы региона на 2017–2019 годы. Объем ее финансирования составит 39 млрд рублей. Большая часть средств пойдет на подпрограмму «Дороги Красноярья» – 31,2 млрд рублей. На содержание трасс выделят 9,7 млрд рублей, на ремонт дорог – 6,4 млрд, на содержание муниципальных дорог – 5,4 млрд.

Идет подготовка к международной зимней универсиаде 2019 года – запланировано строительство транспортной развязки в микрорайоне «Тихие зори» и автодороги в створе улиц Волочаевской, Дубровинского, Копылова. В течение следующего года появится транспортная развязка в районе нового терминала аэропорта Емельяново, а также начнется работа по освещению очередного участка гостевой трассы на подъезде к аэропорту. Кроме того, в 2017 году запланировано возведение новых мостовых переправ в Канске и Минусинске.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что