Вместо группы – своя семья Детские дома переходят на новую систему работы

Вместо группы – своя семья Детские дома переходят на новую систему работы

С сентября этого года у каждого детдомовского ребенка в России появится семья. Почти настоящая: с мамой, братьями и сестрами, пусть и не родными по крови. После вступления в силу соответствующего постановления государственные учреждения будут работать совершенно по иной схеме. Бесконечная череда воспитателей и большие группы воспитанников должны уйти в прошлое.Надежды инициаторов нововведений на новую модель работы вполне понятны. Пребывание в детском доме с сотней, а то и больше воспитанников, постоянно меняющиеся педагоги, у которых нет возможности уделить каждому хотя бы по полчаса в день – настолько неестественное существование для маленького человека, что результат в общем-то, за редким исключением, предсказуем. Суть новой системы – создание разновозрастных мини-групп (не более восьми воспитанников или шести – если дети маленькие) с постоянным воспитателем. Именно он станет мамой или, по крайней мере, личным взрослым для ребенка. Насколько эффективна такая система?

Около 20 лет назад в Санкт-Петербурге проводился эксперимент. В типичном детском доме при высоком уровне медицинского обслуживания, хорошем питании, постоянных занятиях с различными специалистами дети отставали в развитии. Даже по росту и весу. Тогда решили ввести небольшие изменения. Группы сократили вдвое. У каждой из них появился свой личный взрослый. В итоге дети стали быстрее развиваться и даже набирать вес! Конечно, всех проблем подобная новация не решила.

По словам специалистов министерства образования Красноярского края, для нашего региона постановление о детских домах семейного типа новацией назвать сложно.

 

Одними из первых систему семейного воспитания начали внедрять в Красноярском детском доме № 1: первые мини-группы появились здесь около 20 лет назад. И не по законодательной, а по собственной инициативе. Вначале сформировали четыре семьи. Посмотрели, оценили. Решили, что так значительно лучше: есть возможность объединить несколько братьев и сестер в одну группу, а не раскидывать их, как и положено, по возрасту. Сейчас 110 детей поделены на семь групп. Глава семьи – «мама», которая отвечает и за здоровье, и за развитие, и за уют в помещениях, – работает с часу дня до 10 вечера.

– Я нахожусь с ними постоянно с того момента, как они пришли из школы и до того, как они ложатся спать, – рассказывает воспитатель одной из семей, специалист с 18-летним стажем Наталья Кроневальд. – А в обычном доме при ставке педагога в 5 часов с утра на группе один человек, а после обеда – второй. Ушел в отпуск – появляется третий. Для ребенка наша система хороша тем, что нет постоянно меняющегося калейдоскопа взрослых, у каждого из которых могут быть свои требования. Они знают, что все вопросы – от бытовых до глубоко личных – они могут решить со мной. Создается совершенно иной тип отношений – более близких, родственных. У нас фактически отсутствует дедовщина, как в других домах: не позволят обидеть кровные старшие сестра или брат, которых при такой системе не разлучают. Дети после выпуска звонят, советуются, приходят в гости. И это естественно – ну а куда им еще идти?

Семьи в этом детском доме достаточно большие – более 10 человек. К сентябрю их сделают согласно постановлению более компактными. На мой вопрос о том, как относятся к грядущим изменениям сами воспитанники, 17-летний Миша отвечает:

– Да мы всегда жили в семье, даже не знаю, как это – жить в группах. Станет нас меньше – значит, спокойнее будет, тише.

В детском доме «квартира» такой семьи по габаритам невелика – несколько спален, гостиная, где есть диван и телевизор, санузел.

Проживают там ребятишки, как и в обычной многодетной семье, разных возрастов. Старшие, как правило, имеют обязанности по присмотру за младшими – могут проследить, умылись они, легли ли вовремя спать. Маленькие в случае конфликтных ситуаций в отсутствие воспитателя сразу знают, к кому обратиться. Педагоги давно заметили: если группы состоят из ровесников (и речь не обязательно идет о детском доме), то отношения между ними – это отношения конкурентов, которые ведут непрерывную борьбу за лидерство. Насколько комфортно в такой среде?

– Был период, когда нам некоторое время пришлось прожить в другом детском доме, – рассказывает Наталья Кроневальд. – Дети были распределены по возрастам. Представьте себе группу 15-летних парней. Какие отношения там могли сложиться? Девочки – в одном крыле, мальчики – в другом… Я стала свидетельницей ситуации, когда брат и сестра не имели постоянной возможности общаться друг с другом и выросли совершенно чужими людьми. Во время нашего пребывания не было цели провести какое-то исследование, но отличия между детьми были очевидными. Такими спокойными, ласковыми, заботливыми по сравнению с «чужими» казались нам наши дети!

Отогреть любовью

Что значит сделать ласковым и послушным ребенка, который до поступления в учреждение жил в семье наркоманов? Или просто в асоциальной семье – как Максим, которого в течение двух недель не могли вытащить из-под кровати – настолько запуганным он был. Сколько надо сил, чтобы отогреть подростка, от которого вначале биологические родители отказались, а потом – через несколько лет – еще и приемные: да нет, возьмите назад, какой-то он у вас «не такой»…

Временный руководитель Надежда Денк соглашается: коллектив в учреждении уникальный:

– У нас даже такой вот пример есть, когда одна из воспитателей для наших бывших воспитанников, братьев, стала не только «мамой», и еще даже бабушкой! Настолько близкие отношения сложились, что она бывает на их семейных праздниках, сидит с малышами, когда это необходимо, ну а «сыновья» заезжают сюда, помогают ей.

– Настолько сживаешься с ролью мамы, что даже уже и непонятно, где ты больше времени проводишь – здесь или в своей семье, – добавляет Наталья Кроневальд. – При таком стиле жизни своих и приемных детей почти не разделяешь – они у меня здесь и выросли. А как по-иному, если я здесь должна быть до 10 часов? Вместе в лагерь ездили. Более того, мои кровные с некоторыми детдомовскими до сих пор дружат.

Но если каждый сотрудник детского дома выкладывается на все сто процентов – насколько это может помочь?

– У ребенка дома какая ситуация? – спрашивает Надежда Денк. – Есть мама, папа, бабушка, тетя, дядя… Полный комплект родственников. А здесь? Вот я прошла по коридору, прижала, обняла его на несколько минут. Воспитатель его приласкала. Но у нее пусть даже восемь человек – это уже много. А у меня – так вообще более сотни. Хорошо, что волонтеры помогают. Вчера, к примеру, наши малыши на «смотровую» поехали. А потом, переполненные впечатлениями, весь вечер меня от себя не отпускали: все про Енисей рассказывали, и сколько там замочков интересных есть, и как там копеечки бросают, и какие зубы интересные у осетра…

Помощь со стороны хоть как-то восполняет и недостаток мужского воспитания. Мальчишкам вообще без папы очень сложно. Но согласится ли мужчина на ответственную работу за небольшие деньги? Кадры – это вообще больная тема для учреждений такого типа. Вот сейчас в связи с изменениями только в этот детский дом необходимо набрать дополнительно шесть воспитателей. Вакантна пока и должность директора.

– Я сама являюсь воспитанницей этого детского дома, – неожиданно говорит Надежда Денк. – С семи лет здесь. Потом стала вожатой, затем воспитателем, заместителем директора. Опыт большой. Но от должности отказываюсь. Почти сорок лет здесь. А на должности директора нужна такая самоотдача, для которой у меня уже просто нет сил. Тут дети особенные – они остро очень, кожей просто чувствуют – ты за зарплату с ними здесь или от всей души.

Если работать здесь – то только от всей души. Это всем понятно. Но сложно найти даже одну такую «маму». А если их нужно 110? Именно столько ненужных своим родителям детей сейчас живут в старинном доме на Вавилова.

Без любви нет развития

Ольга АБРОСИМОВА

директор краевого Центра развития семейных форм воспитания

– Для полноценного развития ребенка необходим эмоционально значимый взрослый. Все развитие, особенно в первый год жизни, зависит от того, присутствует ли рядом близкий, любящий человек. От его наличия зависят и такие моменты, как отсутствие или присутствие базового доверия к миру. Если есть личный взрослый, который постоянно обеспечивает потребность в любви, безопасности, то можно сказать, что созданы все условия для полноценного прохождения этапов формирования личности. Это дает не только ощущение нежности, безопасности, но и дополнительные стимулы для развития памяти, воображения, мышления. Ребенок учится таким важным вещам, как проявление любви и заботы, понимает, как завести разговор и разрешить конфликт. Как ухаживать за собой и строить планы на будущее. При отсутствии близкого человека ребенок боится окружающего мира и будет испытывать сложности с адаптацией в социуме.

Материалы подборки «Семейные истории»:

Формула любви

Чтоб не пропасть поодиночке

У вас будет… тройня

Здесь сирот нет

Отдавая, приобретаешь еще больше

Под ударом безрассудства

Пусть у всех будет семья

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь