Восточный культурный вакуум Грустно, когда враги бывают правы

Восточный культурный вакуум Грустно, когда враги бывают правы

Немецкая «Зюддойче цайтунг» опубликовала статью под красивым заголовком «Красивая. Необъятная. Свободная», в которой рассказывается о том, как в России относятся к Сибири и Дальнему Востоку.

Григоренко А Статья самая обыкновенная, русофобская – что-то другое, как засвидетельствовал мой однокурсник, выдававший дочку замуж в европейской бюрократической столице – городе Брюсселе, тамошняя пресса принципиально не производит. Использован типичный для текущего момента инструментарий («На Украине Москва борется за каждый квадратный сантиметр земли»), в качестве российского духовного авторитета упоминается писатель Сорокин, в роли экспертов – Бжезинский и, само собой, «Новая газета», у которой в Приамурье живет до полумиллиона китайцев, т. е. значительно больше, чем местных, а после распада СССР более 600 островов по Амуру и Уссури отошло к Китаю – отчего амурские комментаторы недоумевают: где ж они столько островов нашли на этих речках? Разумеется, к нему же в ближайшее время отойдет и все остальное – последний аргумент уже давно отметил столетний юбилей.

Удивляться, повторяю, нечему, вполне понятно и нормально, когда враги говорят о тебе всякую чушь. Хуже, когда враги говорят правду – а она в этом опусе просматривается. Автор напоминает, что был такой писатель А. П. Чехов, который записал в дневнике по пути на Сахалин: «По Амуру живет очень насмешливый народ; все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла об Амуре. Нерасчетливо и неумно». Удивительную политическую дальнозоркость амурских жителей образца 1890 года болгары красноречиво подтвердили, выступив в двух мировых войнах на стороне наших врагов, да и сейчас там же пребывают. С другой стороны, эти люди считали Дальний Восток такой же Россией, как Вологодчину или Москву, и не понимали, зачем правительство тратит столько сил на освобождение чужих стран, когда в своей дел по горло. Нерасчетливо и неумно. Конечно, историки приведут два миллиона аргументов в пользу того, что как раз наоборот, и ни фига эти провинциалы не понимали в высокой политике. Но цитирую дальше: хоть и придумано в федеральном правительстве особое министерство по Дальнему Востоку, однако ему «не удается остановить демографический и экономический упадок региона. Не удается также закрепить в сознании российского народа тот факт, что он является частью их Родины. Вовсе необязательно любить Дальний Восток так же сильно, как Москву, но любовь русских к нему не идет в сравнение даже с любовью к Крыму, Брайтон-Бич или Французским Альпам».

Информацию насчет двух последних любовей автор наверняка подцепил в определенных столичных кругах (большинство заграничных авторов именно там все и цепляют), но по поводу «части Родины» – увы, почти правда. Архетип «сибирской каторги и ссылки» в российском сознании по-прежнему сильнее действительности, равно как «бескрайняя тайга» и «таблица Менделеева в недрах». Если ради чистоты эксперимента исключить Москву и спросить у коренного калужанина, нижегородца, ярославца, что для него Сибирь, – он и будет говорить о тайге, таблице, а в качестве населения назовет охотников и зеков. О миллионных городах он, может, и слышал, но в его картине мира их нет – потому что русская культура, со всеми ее глубинами и высотами, их не создала. Как и вообще появление крупнейшей на земле страны прошло мимо нее.

И потому немец совершенно по заслугам нашим наступает на больную мозоль: «В России не хватает романтического сибирского эпоса. Дальний Восток – это не место, где зарождалась Русь, в отличие от Киева или Новгорода… Но российская поп-культура благодарна Аляске за душераздирающую историю, которую можно было бы охарактеризовать скорее как дальневосточный эпос. Это история любви между Николаем Резановым и Консепсьон Аргуэльо». Остается радоваться, что хоть здесь нам Америка помогла…

И дело не только в эпосе. Виктор Ремизов, московский литератор, по-настоящему знающий и любящий российское Зауралье – а таких там единицы, – рассказывал, как недавно впервые съездил в Китай, пошел в картинную галерею, увидел там дальневосточные пейзажи в жанре го-хуа – и вдруг понял, что в русской живописи он не видел Дальнего Востока ни-ког-да! Может быть, он и не совсем прав, поскольку есть у нас местные отделения Союза художников, и живописцы – хабаровские, благовещенские – прославляют свою природу. Но при всегдашней централизованности, москвоцентричности русской культуры дальше местных выставок и коридоров учреждений они не пойдут. Ждать, что на Востоке разразится свой Левитан, не стоит – пусть даже он там и есть. Потому что – давайте посчитаем: Суриков, Астафьев, Распутин – три имени за триста лет.

Прав немец, прав…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что