Врач не по бумажке Как в крае закрывают дефицит кадров в медицине

Врач не по бумажке Как в крае закрывают дефицит кадров в медицине

Кадровый голод медицина Красноярского края, как, впрочем, и всей страны, испытывала даже в «золотые» советские годы. Однако причины дефицита тогда и сейчас отличались. В частности, сегодня одним из факторов недобора профессионалов является использование устаревших нормативов штатной численности. С другой стороны, в малых городах и поселках до сих пор не хватает узких специалистов не «по бумажке», а по факту. Как признают в краевом минздраве, проблема эта многосоставная и требует комплексного подхода.

Здоровье не купишь

Сегодня в Красноярском крае работает 126 государственных медицинских учреждений и более 500 частных. В них трудится 13,7 тысячи врачей, 33,9 тысячи медработников среднего звена, 14 тысяч санитарок. Обеспеченность врачами на десять тысяч населения составляет 47,8 специалиста.

По данным за 2015 год, потребность во врачах составляла 3,5 тысячи человек. При этом наибольший дефицит испытывали лечебные учреждения малых городов – Канска, Ачинска, Минусинска, Ужура, Лесосибирска, поселков Большая Мурта, Мотыгино, Курагино, Козулька. Сталкиваются с этой проблемой и в Красноярске, что может показаться странным только на первый взгляд – в краевом центре больше возможностей для трудоустройства выпускников. Некоторые предпочитают трудоустройство администратором в частной клинике или торговым представителем фармкомпаний работе по специальности в поликлиническом звене.

Отметим, в зависимости от территории показатель дефицита может существенно разниться. Интересно, что количество жалоб по поводу нехватки докторов при этом остается равномерным вне зависимости от реальной обеспеченности специалистами. Вероятно, большую роль тут играет общее отношение населения к медицине и медикам. Большая часть пациентов, увы, приходит в поликлинику с ярко выраженным потребительским настроением – «купить или получить здоровье». И тут бесплатная медицина априори воспринимается как худшая альтернатива платной. Значительная доля пациентов, конечно, довольно быстро убеждаются, что на самом деле это далеко не так. Но этот миф все еще очень живуч среди тех, кто редко общается с людьми в белых халатах.

Сам себе диагност

Еще одним фактором недовольства пациентов зачастую является просто нежелание понимать, что в небольшом населенном пункте нет необходимости держать в штате того или иного специалиста. Не раз приходилось слышать жителей далеких поселков – да у нас тут и своего окулиста, нейрохирурга, лаборатории (и далее по списку) нет и не будет, один только фельдшер. Однако, как отметил министр здравоохранения региона Вадим Янин, восполнение медицинских кадров без наполнения технологиями бессмысленно. И, например, такой доктор, как нейрохирург, просто не сможет работать в отдаленной деревне, где не имеет смысла возводить дорогущую современную операционную – потому что здесь никогда не будет соответствующего потока пациентов.

Еще одна характерная проблема – пациенты стремятся попасть к узкому спецу, заранее сами себе выставляя диагноз. Хотя в большинстве случаев лечение с успехом может назначить врач общей практики.

Формальная причина недобора также кроется в устаревших нормативах, которые используются до сих пор. К примеру, наиболее дефицитное сегодня лабораторное дело уже на 70 % автоматизировано, а кадровая обеспеченность считается по тем же меркам, которые применялись, когда все делали руками.

Все средства хороши

По словам Вадима Янина, кадровый голод в здравоохранении был всегда, в том числе и в советское время. К примеру, в 40-х годах прошлого века в регионе был всего 961 врач (почти столько ежегодно выпускает Красноярский медуниверситет), в 50-х годах – 2,3 тысячи докторов.

Чтобы полностью решить проблему, необходимо вести работу сразу по нескольким направлениям. Прежде всего повышать целевой набор в медицинский вуз и техникумы. Это позволит обеспечить приток молодежи туда, где дефицит особенно острый. Первый опыт показал эффективность этого подхода.

В ряде регионов, где нет собственных медицинских вузов, решают проблему нехватки, переманивая специалистов из других субъектов Федерации. Возможно, и нам стоит взять на вооружение такой метод. Кстати, он прекрасно сработал, когда мы приглашали докторов в красноярские высокотехнологичные медицинские центры – такие как кардиоцентр.

Добро пожаловать или…

В Красноярском крае предпринимается целый комплекс мер для привлечения специалистов. В некоторых медучреждениях и в четырех территориях края с прошлого года стартовал пилотный проект по введению дополнительных выплат участковым врачам. Прибавка к зарплате начисляется исходя из целого ряда критериев – в среднем заработная плата врачей, участвующих в проекте, увеличилась на пять тысяч рублей. Небольшие дополнительные стипендии выплачиваются и студентам, которые поступают на целевые направления, интернам, ординаторам.

Естественно, не обходится без проблем. Пока не удалось переломить тенденцию ухода молодых специалистов из профессии – ежегодно около пяти процентов (а это 50–60 человек) выпускников красноярского университета идут работать не по специальности.

Также требуют доработки и некоторые уже действующие стимулирующие направления. Так, программа «Земский доктор» предполагает выплату миллиона рублей для молодых спецов, которые переезжают в сельские территории и живут там несколько лет. Вроде бы полезная идея, однако на практике выяснилось – многие участники программы буквально ни дня не работали на селе. Рецепт прост: женщина-врач заявляется на участие в программе, получает деньги и тут же уходит в декрет.

Министр предлагает внести изменения – не засчитывать в стаж декретный отпуск и службу в армии.

Здесь пусто, там густо

Проблема дефицита кадров в здравоохранении характерна для всей страны. По данным на конец прошлого года, в России не хватает 37,3 тысячи врачей и более 200 тысяч медсестер и фельдшеров. Самый ощутимый дефицит среди терапевтов, врачей общей практики, педиатров, анестезиологов-реаниматологов.

При этом особенно острая нехватка специалистов в поликлиниках, а в больницах некоторых регионов их даже избыток. Так, в поликлиниках сейчас вакантно более 41 тысячи мест, на скорой – почти 4,5 тысячи мест. Зато в стационарах страны профицит в 8,6 тысячи врачей.

Отметим, что всего в стране работает более 530 тысяч врачей, 1,3 млн среднего медицинского персонала. Нехватка среди врачей составляет 6,4 %, среди сестер и фельдшеров – 7,3 %.

Кстати, дефицит медиков – не только российская проблема. Например, в больницах Германии ежегодно вакантными остаются до пяти тысяч рабочих мест. Из-за этого в некоторых немецких клиниках медикам приходится находиться на рабочем посту по суткам и более за смену. При этом распределением выпускников после окончания вуза в этой стране не занимаются. Впрочем, найти работу начинающему доктору с зарплатой в две тысячи евро здесь не проблема.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского