Присоединяйтесь к нам:
20 Сентября
04:04 
исправленный1.png

      

       разместить  

Все работы хороши?

Где школьникам помогут пройти профориентацию


Все работы хороши?

Одна из острых проблем современного рынка труда – низкая производительность. И ведь оборудование обновляется, и обучение люди проходят, и работают объективно много, а по результатам мы уступаем европейцам и азиатам. Причина зачастую в том, что каждый второй россиянин трудится на нелюбимой работе и менять ее не хочет. А все потому, что сам не знает, к чему лежит душа.

Когда начинать?

Традиционно вопрос о том, кем хочет стать ребенок, возникает не раньше девятого класса: нужно выбрать экзамены, к которым придется усиленно готовиться. И всем понятно, что выбор этот очень приблизительный – с ЕГЭ по обществознанию можно поступить на добрый десяток специальностей. А куда именно, ребенок решит сам после окончания. По факту решают чаще всего родители – «все равно ничего не хочет, а так хоть куда-нибудь пристроить». Вчерашние школьники утешают себя тем, что работу по душе смогут найти после окончания вуза: как-никак полстраны выучились на юристов во всевозможных филиалах малоизвестных вузов, что совершенно не мешает им массово трудиться менеджерами по продажам. Но уже совсем скоро такой практике придет конец: в силу вступили поправки к Трудовому кодексу, и в соответствии с ними до 2020 года все работодатели будут обязаны применять профстандарты. За этой абсолютно нейтральной фразой скрывается страшное – работать по специальности, полученной в вузе или техникуме, будут обязаны не только врачи и педагоги, но и абсолютно все. Это означает, что завтрашние студенты права на ошибку не имеют – работать им придется по той специальности, на какую учились. И выбор должны сделать самостоятельно.

По наблюдениям специалистов, рынок востребованных профессий обновляется каждые пять-семь лет: вполне возможно, что в скором времени перестанет существовать, например, профессия переводчика – слишком быстро развивается соответствующее программное обеспечение. Все это означает, что родительский опыт в таком случае может быть не просто бесполезным – вредным: когда человек окончит вуз, мир будет совсем другим.

Выбирать нужно, но как? Лучше один раз попробовать, чем 20 раз прочитать об этом, считают психологи. Тем и была хороша советская система, что кроме доступных кружков и секций для каждого школьника было обязательным посещение учебно-производственных комплексов, в которых учили десятку специальностей. Девочки традиционно шили, мальчики осваивали азы слесарного мастерства. И после такой учебы точно знали, хотят они такой работы потом или нет. Сейчас трудовое воспитание школьников сведено к минимуму, а знакомство с профессиями в лучшем случае происходит на производственных экскурсиях, куда детей приводят как в музей.

Но все-таки возможность «прощупать» способности и предпочтения школьников в Красноярском крае сегодня есть.

Помогают волонтеры

С конца 80-х в регионе существует организация, занимающаяся профориентацией молодежи. Сейчас Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций предлагает не только тренинги, но и психологические консультации, которые помогают взрослым и детям выявить предрасположенность к той или иной профессии (тел. 201-49-59). Консультации не бесплатны, но цена не так высока (от 300 рублей).

При организации уже более 10 лет есть свой волонтерский центр «Твои горизонты», помощь наставников-консультантов в области HR здесь уже бесплатна. Волонтеры (студенты вузов) работают с группами школьников 9–11-х классов: проводят тестирование, экскурсии в учебные заведения, в разные организации – от заводов до больниц – и многочисленные массовые мероприятия в районах края.

В этом году добровольцы реализовали пробный проект ранней профориентации «Первые шаги»: в детский сад пришли специалисты технопарка «Кванториум» и пожарные-добровольцы. Такая ранняя профориентация – безусловное благо, во многих странах занятия, на которых глубоко знакомят с профессиями, составляют существенную часть учебной программы. В Красноярске проект проводился на деньги гранта «Территория 2020».

Сейчас агентство труда и занятости населения подписало соглашение с руководителем всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации «Zaсобой». Пока сотрудничество идет в большей степени в области методического обеспечения, но есть надежда, что в скором времени профориентационные мероприятия станут для садиков и школ привычным делом.

Самой заинтересованной стороной в процессе профориентации оказались высшие учебные заведения. В центре карьеры Сибирского федерального университета можно пройти диагностику «Профкарьера», разработанную в МГУ (тестирование платное, стоимость можно узнать по тел. 246-99-41). Работают они в основном со студентами, но берут для профориентации и школьников. Работают в этом направлении также в Красноярском государственном педагогическом университете и в Сибирском государственном университете науки и технологий. Но здесь занимаются уже с теми, кто проявляет склонности к гуманитарным или техническим наукам.

Не навредить

Структуры, помогающие школьникам найти себя, в крае есть, но пока профориентационные уроки не войдут в учебный план каждого садика и школы, пока не возродятся занятия в учебно-производственных комплексах, основная работа опять-таки ложится на родительские плечи. И здесь рекомендации психологов просты: нужно самим показывать ребенку мир – брать к себе на работу, водить на импровизированные экскурсии к друзьям. Ведь проблема «кем быть» – это всегда вопрос самоопределения в нашем мире. И возникает он потому, что кроме виртуального мира социальных сетей подростки мало что знают – выражаясь языком психологов, они не имеют должного числа профессиональных проб. Тем полезнее всевозможные подработки, начиная с трудовых отрядов главы города и заканчивая раздачей флаеров. Тем важнее дополнительное образование – кружки авиамоделирования, создания мультфильмов, комиксов и т. д. Если у ребенка этого нет, он замкнут в рамках школьной программы, а отличник, как и хороший человек, – это совсем не профессия.

А потом, когда ребенок проявит склонность к чему-то, что родителю кажется не таким серьезным, отойти в сторону и не мешать – из любителя компьютерных игр вполне может вырасти гениальный программист, а из поклонника аниме – приличный дизайнер одежды. Ничего не выйдет только из того, кто совершенно ничем не увлекается и не интересуется. И с этой проблемой бороться сложнее всего.

МНЕНИЕ

Профессия – в первую очередь

Мария НАЗАРОВА,

заместитель директора центра развития профессионального образования, занимается профориентацией более 10 лет

– В современной России сложилась иллюзия, что высшее образование может являться гарантией получения хорошей интересной работы. Это настраивает родителей и детей на поступление в вуз любой ценой. Техникум и рабочая специальность может стать хорошей альтернативой истерической подготовке к ЕГЭ. Получив профессию, молодой человек решает для себя – зарабатывать деньги, встраиваясь в экономику страны, или уже дальше получать высшее образование. И в этом случае он уже осознанно выбирает вуз, специальность и там продолжает свое образование. В современном профессиональном мире надо следовать своим путем развития, а не искусственно созданным и навязанным обществом.

Фото: архив КГБОУ ДПО "Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций"

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика