Все работы хороши? Где школьникам помогут пройти профориентацию

Все работы хороши? Где школьникам помогут пройти профориентацию

Одна из острых проблем современного рынка труда – низкая производительность. И ведь оборудование обновляется, и обучение люди проходят, и работают объективно много, а по результатам мы уступаем европейцам и азиатам. Причина зачастую в том, что каждый второй россиянин трудится на нелюбимой работе и менять ее не хочет. А все потому, что сам не знает, к чему лежит душа.

Когда начинать?

Традиционно вопрос о том, кем хочет стать ребенок, возникает не раньше девятого класса: нужно выбрать экзамены, к которым придется усиленно готовиться. И всем понятно, что выбор этот очень приблизительный – с ЕГЭ по обществознанию можно поступить на добрый десяток специальностей. А куда именно, ребенок решит сам после окончания. По факту решают чаще всего родители – «все равно ничего не хочет, а так хоть куда-нибудь пристроить». Вчерашние школьники утешают себя тем, что работу по душе смогут найти после окончания вуза: как-никак полстраны выучились на юристов во всевозможных филиалах малоизвестных вузов, что совершенно не мешает им массово трудиться менеджерами по продажам. Но уже совсем скоро такой практике придет конец: в силу вступили поправки к Трудовому кодексу, и в соответствии с ними до 2020 года все работодатели будут обязаны применять профстандарты. За этой абсолютно нейтральной фразой скрывается страшное – работать по специальности, полученной в вузе или техникуме, будут обязаны не только врачи и педагоги, но и абсолютно все. Это означает, что завтрашние студенты права на ошибку не имеют – работать им придется по той специальности, на какую учились. И выбор должны сделать самостоятельно.

По наблюдениям специалистов, рынок востребованных профессий обновляется каждые пять-семь лет: вполне возможно, что в скором времени перестанет существовать, например, профессия переводчика – слишком быстро развивается соответствующее программное обеспечение. Все это означает, что родительский опыт в таком случае может быть не просто бесполезным – вредным: когда человек окончит вуз, мир будет совсем другим.

Выбирать нужно, но как? Лучше один раз попробовать, чем 20 раз прочитать об этом, считают психологи. Тем и была хороша советская система, что кроме доступных кружков и секций для каждого школьника было обязательным посещение учебно-производственных комплексов, в которых учили десятку специальностей. Девочки традиционно шили, мальчики осваивали азы слесарного мастерства. И после такой учебы точно знали, хотят они такой работы потом или нет. Сейчас трудовое воспитание школьников сведено к минимуму, а знакомство с профессиями в лучшем случае происходит на производственных экскурсиях, куда детей приводят как в музей.

Но все-таки возможность «прощупать» способности и предпочтения школьников в Красноярском крае сегодня есть.

Помогают волонтеры

С конца 80-х в регионе существует организация, занимающаяся профориентацией молодежи. Сейчас Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций предлагает не только тренинги, но и психологические консультации, которые помогают взрослым и детям выявить предрасположенность к той или иной профессии (тел. 201-49-59). Консультации не бесплатны, но цена не так высока (от 300 рублей).

При организации уже более 10 лет есть свой волонтерский центр «Твои горизонты», помощь наставников-консультантов в области HR здесь уже бесплатна. Волонтеры (студенты вузов) работают с группами школьников 9–11-х классов: проводят тестирование, экскурсии в учебные заведения, в разные организации – от заводов до больниц – и многочисленные массовые мероприятия в районах края.

В этом году добровольцы реализовали пробный проект ранней профориентации «Первые шаги»: в детский сад пришли специалисты технопарка «Кванториум» и пожарные-добровольцы. Такая ранняя профориентация – безусловное благо, во многих странах занятия, на которых глубоко знакомят с профессиями, составляют существенную часть учебной программы. В Красноярске проект проводился на деньги гранта «Территория 2020».

Сейчас агентство труда и занятости населения подписало соглашение с руководителем всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации «Zaсобой». Пока сотрудничество идет в большей степени в области методического обеспечения, но есть надежда, что в скором времени профориентационные мероприятия станут для садиков и школ привычным делом.

Самой заинтересованной стороной в процессе профориентации оказались высшие учебные заведения. В центре карьеры Сибирского федерального университета можно пройти диагностику «Профкарьера», разработанную в МГУ (тестирование платное, стоимость можно узнать по тел. 246-99-41). Работают они в основном со студентами, но берут для профориентации и школьников. Работают в этом направлении также в Красноярском государственном педагогическом университете и в Сибирском государственном университете науки и технологий. Но здесь занимаются уже с теми, кто проявляет склонности к гуманитарным или техническим наукам.

Не навредить

Структуры, помогающие школьникам найти себя, в крае есть, но пока профориентационные уроки не войдут в учебный план каждого садика и школы, пока не возродятся занятия в учебно-производственных комплексах, основная работа опять-таки ложится на родительские плечи. И здесь рекомендации психологов просты: нужно самим показывать ребенку мир – брать к себе на работу, водить на импровизированные экскурсии к друзьям. Ведь проблема «кем быть» – это всегда вопрос самоопределения в нашем мире. И возникает он потому, что кроме виртуального мира социальных сетей подростки мало что знают – выражаясь языком психологов, они не имеют должного числа профессиональных проб. Тем полезнее всевозможные подработки, начиная с трудовых отрядов главы города и заканчивая раздачей флаеров. Тем важнее дополнительное образование – кружки авиамоделирования, создания мультфильмов, комиксов и т. д. Если у ребенка этого нет, он замкнут в рамках школьной программы, а отличник, как и хороший человек, – это совсем не профессия.

А потом, когда ребенок проявит склонность к чему-то, что родителю кажется не таким серьезным, отойти в сторону и не мешать – из любителя компьютерных игр вполне может вырасти гениальный программист, а из поклонника аниме – приличный дизайнер одежды. Ничего не выйдет только из того, кто совершенно ничем не увлекается и не интересуется. И с этой проблемой бороться сложнее всего.

МНЕНИЕ

Профессия – в первую очередь

Мария НАЗАРОВА,

заместитель директора центра развития профессионального образования, занимается профориентацией более 10 лет

– В современной России сложилась иллюзия, что высшее образование может являться гарантией получения хорошей интересной работы. Это настраивает родителей и детей на поступление в вуз любой ценой. Техникум и рабочая специальность может стать хорошей альтернативой истерической подготовке к ЕГЭ. Получив профессию, молодой человек решает для себя – зарабатывать деньги, встраиваясь в экономику страны, или уже дальше получать высшее образование. И в этом случае он уже осознанно выбирает вуз, специальность и там продолжает свое образование. В современном профессиональном мире надо следовать своим путем развития, а не искусственно созданным и навязанным обществом.

Фото: архив КГБОУ ДПО "Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций"

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что