Всем на свете нужен дом! В тесноте, да не в обиде

Всем на свете нужен дом! В тесноте, да не в обиде

Природой предназначено женщинам стать матерями и хранить тепло домашнего очага. Но в наше сумбурное время многие выбирают другое – карьеру, финансовое благополучие, свободные отношения, независимость. Но так ли они счастливы? Не ждет ли их в старости одиночество – самое тяжелое состояние для каждого человека? С каждым новым ребенком в твоей жизни появляется целый мир, и от тебя зависит, какими красками он вольется. У каждого человека свое представление о счастье, но вряд ли кто будет спорить, что дом, в котором царят искренность и доброта, взаимовыручка и веселость большой компании родных душ, счастливее многих. Дом Ирины Шатровой, где растут 12 ребятишек, именно такой.

Дети из трех семей

В маленькой прихожей особое внимание привлекла обувная полка – на ней столько разнообразных сапожек, туфель и тапочек… что чувствуешь себя оказавшимся в детском обувном магазине. На вешалке – ворох курточек и кофточек – хватит, чтобы одеть небольшую группу детского сада. Все проясняется, как только заходишь в кухню: за большим, в полкомнаты, столом расселись девчонки и мальчишки. Взгляд скользит по их лицам, сбиваешься со счету: сколько же их!? Ирина представляет всех по именам и подытоживает: пять девочек и семь мальчиков.

– Я никогда не думала, что у меня будет большая семья, – машет она руками. – У родителей только я и мой брат. И у мужа Сергея один брат. У всех родственников и знакомых по одному-два ребенка.

Ко мне подбегает пятилетний Ромка, хватает за руку, показывая свою детскую силу. Он самый младший, всеобщий любимец, именно с него началась история большой и дружной семьи. У Ирины с Сергеем уже было две дочери, когда созрело решение взять маленького мальчика. Обсуждали это и с девочками. Своего ребенка искали долго, объездили практически все детские дома и приюты Красноярского края, нашли только в Енисейске.

С Ромы началась история большой семьи– Нам показывали нескольких мальчиков, но у меня не возникало по отношению к ним каких-то особых чувств. В таком случае брать нельзя – нужна же любовь. А когда первый раз увидели Рому, сразу поняли: это наш сын, – делится Ирина.

Потом узнали, что у него есть еще братик Коля и сестренка Даша. И, не задумываясь, забрали всех троих. Сказать, что они были трудные, – ничего не сказать! Болезненные, голодные, отвыкшие, а может, и не видевшие никогда человеческой теплоты. Выхаживали их долго, но выходили. Органы опеки, глядя на такие успехи, попросили на время приютить трех мальчиков из лесосибирского приюта, которым грозила отправка по разным детдомам. Думали, возьмем на полгода, а оказалось – навсегда. Привязались, да и ребята подружились. Только маленькая Даша держалась от всех в стороне, росла замкнутой. Тогда решили взять девочку, чтобы стала ей сестренкой. В одном из детских домов нашли семилетнюю Ксюшу, но оказалось, у нее есть сестренка и два братика. Непросто было согласиться взять всех вместе.

– Когда спрашивают, сколько у меня приемных детей, я теряюсь, – говорит Ирина. – Все стали родными.

Такие разные, но такие родные

Родительская ласка обладает какой-то целительной силой. Слабенький Ромка, который переболел всеми существующими детскими инфекциями, теперь крепкий мальчуган, лихо делающий колесо. Врачи заявляли, что Настя из-за сильнейшей родовой травмы не будет ходить. Сейчас ей шесть лет и она ходит, готовится к первому классу. Максимка – заводила, негласный лидер среди детей. Всегда старается помочь родителям. Вроде бы выйдет во двор гулять, а сам дорожку от снега чистит.

Тяжело пришлось с девочками и мальчиками из семьи Каргополовых, которых взяли последними. Они полгода пробыли в детском доме и привыкли к жизни за казенный счет, в которой за ними ухаживали нянечки, прачки, повара. Не могли понять, что убирать за собой со стола, складывать игрушки и книжки, стирать одежду нужно самим. Отзывались не на имена, а на фамилию. Со временем оттаяли, стали проявлять ко всему интерес, просили разрешения нарезать к обеду хлеб, приготовить чай, погладить вещи. Сейчас при взгляде на них и не скажешь, что прошли через детдом, – совершенно домашние.

Шатровы Большая поддержка маме – старшие дочери – восемнадцатилетняя Дарья и шестнадцатилетняя Аня. Даша не только может помочь по хозяйству, отвести младших в школу и детский сад или поликлинику, но и с легкостью заменяет родителей на школьных собраниях. Когда их назначают в разных классах одновременно, на одно идет мама, на другое – папа, а она – на третье. Аня – прекрасный кулинар, со спокойной душой Ирина доверяет ей приготовление обеда или ужина. Оставляет на нее дом, если куда-то надолго отлучается. А это случается часто – здоровье у детей слабое, приходится ездить на обследования, лежать в больницах.

О наследственных заболеваниях Ирина с Сергеем знали сразу. Отнеслись к этому с православным спокойствием – не всегда ребенок рождается здоровым, на все Божья воля. Главное – сердцем чувствуют, что это их ребятишки, пусть и не родные по крови. И те отвечают такой же теплотой и преданностью. Данил, очень эмоциональный и восприимчивый малыш, придумал историю, что мама Ира потеряла его на прогулке. Детально описывает коляску, в которой тогда был, рассказывает, как лежал и ждал, когда же его найдут.

А если вдруг мама заболеет, то лечиться помогают все. Маленькие лекари делают компресс, укрывают одеялом, приносят воды, разыгрывают сценку, чтобы поднять настроение. На душе от такой помощи становится легко, и недомогание быстро проходит. Да и некогда ей болеть.

– Вокруг меня постоянный хоровод. Вот стою я картошку чищу, так один подойдет – обнимет, другой – за руку возьмет, третий сбоку прильнет. При этом не молчат – каждый свое лопочет, – рассказывает Ирина.

С верой в будущее

Шатровы опасаются только одного – недалек день, когда дом станет мал. Мечтают о доме, где хватит места всем, а в самой большой комнате можно будет устроить игровую с тренажерами, батутом, горкой и игрушками. Но опасаются, что своими силами его построить не смогут. Сами не молодые, здоровье не то, да и денег не всегда в достатке. Стараются изо всех сил, но… Ирина успевает работать, спасает компьютер с Интернетом – трудится удаленно интервьюером, собирает информацию для Центра изучения общественного мнения. Сергей частенько уезжает на вахту. Надеются, краевые власти заметят их и помогут с новым жильем. Сами просить не смеют:

Шатровы с папой– Боюсь, что попрошу о помощи, меня тут же попрекнут тем, что никто не заставлял детей брать. Подумают, не можем их содержать, и отнимут. А как без них, родные ведь уже. Вот и бьемся сами, чтобы они ни в чем не нуждались.

Родители хотят дать своим крохам все, чего те недополучили раньше. Ребятишки мечтают: когда вырастут, тоже будут иметь большие семьи и обязательно возьмут к себе брошенных крошек из детдомов. Понимают, что у каждого должен быть свой дом и родные.

Но финансовая помощь, по мнению Ирины, не так важна, как психологическая и педагогическая. Нужны консультации специалистов: дефектологов, логопедов, психологов. Все тонкости детского развития она постигает сама – перечитала массу тематической литературы, общается на форумах, ищет статьи в Интернете. Хотелось бы ей, чтобы в каждом городе был медико-психологический центр, где бы помогали адаптировать приемных детей к домашней жизни.

Смотришь и удивляешься ее неуемной энергии и самоотверженности. Привлекает многодетную маму и общественная деятельность: четыре года была председателем родительского комитета православной гимназии, а сейчас планирует создать краевую общественную организацию многодетных и приемных родителей. Забот хватает, случается – усталость накатывает невозможная, так что руки не поднимаются, но она знает: нельзя расслабляться.

– Испытания еще впереди, когда малыши подрастут и нужно будет помочь им выбрать и получить профессию. Считаю, правильнее бы было наградить нас, когда доведем их до ума, а сейчас мы пока не заслужили медали. Я верю в наши силы и знаю, что сможем воспитать из них хороших людей.

В этом году губернатор Красноярского края вручил Ирине Шатровой почетный знак Красноярского края «Материнская слава»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского