«Вы собираетесь быть биологом или пластиковые окна продавать?» Все ученые – ботаники-социопаты, похожие на героев «Теории большого взрыва».

«Вы собираетесь быть биологом или пластиковые окна продавать?» Все ученые – ботаники-социопаты, похожие на героев «Теории большого взрыва».

Женщина не может добиться в науке успеха (единственное исключение – Мария Кюри). Если вдруг она все же стала ученым, то ее судьба – быть «синим чулком». Основным времяпрепровождением становятся ученые советы и написание монографий. Екатерина ШИШАЦКАЯ опровергает все эти стереотипы. Молодая и красивая женщина два года назад получила президентскую премию за научные разработки. Научную карьеру совмещает с политической: она – член «Большого правительства» РФ, и, кроме того, Шишацкая избрана депутатом Законодательного собрания Красноярского края последнего созыва. Замужем, два сына.

Все это доказывает: можно заниматься наукой и быть при этом успешным человеком в других областях жизни. Видимо, для этого необходимо быть гением тайм-менеджмента. Однако, несмотря на свою занятость, Екатерина Шишацкая согласилась встретиться с корреспондентом нашей газеты.

Расскажите, пожалуйста, над какими направлениями работает ваш коллектив?

– Мы создаем и изучаем полимерные материалы, дружественные организму и окружающей среде. Такие материалы производят при помощи биологических систем. То есть они являются биоматериалами и разрушаются также при воздействии биологических – живых – объектов. Мы получаем наши полимеры с помощью специальных микроорганизмов. Затем изготавливаем из них разные изделия и изучаем, что и как с ними происходит в разных условиях. Как быстро и каким образом они разрушатся, что при этом произойдет. Эти полимеры нужны для различных медицинских технологий, для восстановления и лечения. Кроме того, их применение необходимо для охраны окружающей среды, если мы не хотим захламлять пластиковыми отходами нашу планету.

Такие технологии очень важны для развития общества. Более того, я уверена, что в будущем любые производства будут организованы так, чтобы не вредить окружающей природе и здоровью человека.

А в рамках «Большого правительства» РФ какие вопросы решаете?

– Проблемы высшего образования – моя область деятельности. В том числе и академическая наука, и проблемы ученых, особенно молодых, которым необходима поддержка. Кроме того, я вхожу в состав экспертного совета при президенте РФ по вопросам молодежи – области близкие, и работы хватает.

Создается ощущение, что наиболее перспективные люди России, в том числе и ученые, стремятся ее покинуть. Получается, наша страна их обучает, а «сливки снимают» другие. Вы, как человек, который находится внутри науки, можете подтвердить эту тенденцию? Как вы полагаете, почему это происходит? Что нужно сделать для решения этой проблемы?

– Безусловно, делать вид, что утечки мозгов у нас нет, неверно. Да, самые умные люди предпочитают легкую жизнь. Могу только добавить: на мой взгляд, Красноярск в этом отношении не так сильно страдает, как Москва или Новосибирск. Но в сложившейся ситуации это скорее не плюс, а минус. Дело в том, что у нас просто очень мало по сравнению со столицей и Новосибирском ученых, которые могут реализовать себя в других странах. Решение проблемы очевидно – необходимо создать приемлемые условия труда и жизни, то есть ту самую инфраструктуру науки, о которой все так много сейчас говорят. Все это было до перестройки. Сейчас нужно возвращать и восстанавливать, но люди не хотят ждать, а просто уезжают. Экспериментальная площадка, отдельно взятый пример создания такой инфраструктуры – «Сколково». Однако его существование не мешает искать нам здесь собственное решение проблемы. Это прототип российской науки. И от нас самих зависит, какой она будет. От того, насколько хорошо и ответственно мы работаем сейчас, зависит отдаленный результат. Необходимы серьезные вложения в науку. Однако через годы все они вернутся обществу открытиями и патентами, тем, что обеспечивает мировые приоритеты страны, – научным и интеллектуальным потенциалом.

Еще одна сторона проблемы – мозги утекают в ведущие мировые центры науки и образования, в частные исследовательские центры и компании. Сейчас там работает много русских. Я считаю, хорошо, что ведущая мировая наука сейчас в значительной степени реализуется россиянами. Многие из этих людей не утратили своих связей со страной. Да и не собираются этого делать – они просто работают в другом месте. Этот факт можно рассматривать как своего рода элемент национального превосходства.

Какие проблемы образования, на ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь и почему?

– Мы должны готовить специалистов, которые сейчас нужны обществу. Каждый студент, получивший диплом о высшем образовании, должен без проблем найти работу по специальности, которая указана в его дипломе. Сейчас существует проблема спроса и предложения: выпускают одних специалистов, а нужны другие. Когда ко мне приходят студенты, я сразу их спрашиваю: «Вы собираетесь быть биологами или продавать пластиковые окна?» Получаю оба ответа. Но в последние годы биологов определенно больше. Весьма непросто перестроить существующую структуру образования под изменившиеся требования. Это задача не одного года для множества людей, для ее решения, в том числе, необходимо активное участие правительства страны.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но