Выборы: цена ошибки может быть слишком высока Тест на зрелость

Выборы: цена ошибки может быть слишком высока Тест на зрелость

В 1907 году премьер-министр Столыпин произнес фразу, которую в последнее время довольно часто цитируют: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию».

Мечта Петра Аркадьевича не сбылась – покоя стране не дали. И не только потому, что в мире уже были запущены механизмы будущих глобальных потрясений. В самой России оказалось слишком много жаждущих перемен, причем перемен грандиозных, коренных, всеобщих. Нужно все снести, построить заново, и вот тогда начнется та самая жизнь, о которой грезят миллионы. Но что именно строить – в этом согласия не было.

Между тем Столыпин знал, о чем говорил, поскольку он вывел Российскую империю в мировые лидеры экономического роста, сделал одной из крупнейших промышленных держав, первой житницей Европы. Может быть, действительно, 20 лет непрерывного развития привели бы страну к необратимым переменам, вывели на тот уровень, с которого уже не сбросят никакие кризисы и войны. Собственно, на этой непрерывности развития строились все страны, на которые нам двадцать лет предлагали равняться. В их успехе нет никакой загадки – самая обычная логика. На той же непрерывности – от ступени к ступени – основаны все советские достижения, благодаря которым мы как-то перешли провал 90-х и которые лежат в основе многих нынешних достижений.

Кстати, Столыпину принадлежит другая фраза, ставшая крылатой, – его ответ жаждущим коренных перемен: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая Россия».

Перемены ради перемен?

Нынешнюю ситуацию по степени накала вряд ли можно сравнить с той, что была сто лет назад, но по существу, по содержанию она практически та же. Во всяком случае «покоя внешнего», о котором говорил великий реформатор, нам точно не дадут. Все казавшиеся незыблемыми правила международных отношений нарушены, а после возвращения Крыма наши «партнеры» решили, что вообще никаких ограничений – ни юридических, ни моральных – больше не существует и, как в плохом детском саду, «можно все». И теперь, наверное, уже всем стало ясно, что кроме как на самих себя нам надеяться не на кого – только на самих себя.

Продление и ужесточение санкций вкупе с подешевевшей в разы нефтью хоть и не смогли загнать Россию в угол, но ставки в игре неизмеримо возросли – соответственно возросла и цена ошибки. Даже такой, которая еще четыре-пять лет назад могла оказаться незамеченной. Причем речь не только об ошибках власти.

Основной драматический момент нынешних выборов по большому счету заключается даже не в том, за какую партию или кандидата отдать свой голос.

По сути это выбор между дальнейшим развитием и переменами. Часто переменами ради перемен, поскольку во многих случаях их содержательная сторона сводится к известному «все отнять и поделить» либо к обещаниям заведомо несбыточным. Так что нынешние выборы станут для общества своего рода тестом на зрелость.

Что у нас есть

Нас очень долго приучали думать о том, чего нам не хватает, особенно в сравнении со странами «золотого миллиарда». А то, что у нас есть, обычно оставалось за кадром либо подвергалось критике. Но если обернуться хотя бы на полтора десятилетия назад, то можно сказать, что живем мы в другой стране. С большими проблемами, нерешенными задачами, нестроениями – но в другой. Та страна, в которой шла война, по нескольку месяцев не платили зарплату, горели вконец обветшавшие школы, дома престарелых, коммерческие вопросы решались оружием и т. д. – та страна теперь существует разве что в кино.

Вот лишь несколько фактов. Продолжительность жизни выросла до 71 года – на десять лет больше, чем десять лет назад. Пенсии, которые действительно не так велики, как хотелось бы, за полтора десятилетия увеличились в 15 раз. Зарплата учителя в зависимости от региона – в два-три раза. Рождаемость, пусть пока ненамного, превысила смертность – впервые за полтора десятилетия. Размер материнского капитала – мера, которую не могут себе позволить даже самые сытые страны, – вырос начиная с 2009 года более чем в полтора раза, составил почти 450 тысяч рублей, воспользовались им более пяти миллионов семей.

Повторю, проблем остается великое множество, но эти цифры – хотя бы только они – не возникли из ниоткуда. Это результат последовательной, планомерной работы, сопряженной с огромными интеллектуальными, организационными и финансовыми затратами.

Если собрать все позитивные новости хотя бы за один предвыборный год, то они займут несколько томов. Вот лишь некоторые из них. В 2014 году доля сырьевого экспорта снизилась до 48,5 % и продолжает снижаться – это для сведения тех, кто привык рассматривать Россию только как «бензоколонку». Мы стали поставлять за рубеж больше готовой продукции и технологий. Согласно дальнейшим планам Минэкономразвития, к 2020 году размер несырьевой выручки должен вырасти примерно в два раза.

За последние годы наша страна выбилась в число крупнейших мировых производителей продовольствия, экспорт которого превысил 22 миллиарда долларов.

У России почти нет конкурентов в атомной энергетике, имеются твердые контракты на несколько десятилетий вперед. На подходе – реактор нового поколения, не имеющий аналогов в мире.

Гражданская авиапромышленность начала выходить из почти полного аута. Проект «Суперджет», имевший непростую, иногда трагическую судьбу и море критики, все же встал на крыло, его закупают отечественные и иностранные компании. Совсем недавно впервые показался на публике МС-21 – ближне-среднемагистральный лайнер, на который возлагают особые надежды.

Особняком стоит военно-промышленный комплекс, по сути вернувший себе высочайший статус советской оборонки. Один только танк «Армата», прорывное достижение в мировом танкостроении, стал притчей во языцех. И, пожалуй, важнейшее достижение последних лет – престиж военной службы стал невероятно высок.

Скажите, могли мы думать о таком еще 15–20 лет назад?

От начала до финала

Стоит особо отметить, что здесь не упомянуты начатые проекты, для воплощения которых потребуется не один год. Как, например, мощный промышленный кластер Нижнего Приангарья…

Предыдущий и нынешний год были для Красноярского края далеко не самыми легкими, что было обусловлено общим усложнением экономической ситуации в стране. Но регион все равно сохраняет тенденции роста. Значительные результаты достигнуты в энергетике, в том числе за счет пуска Богучанской ГЭС – одного из величайших долгостроев, завершить который стало возможным только в последние годы. Растут объемы производства металлов, продукции ЛПК. Край уже много лет сохраняет лидерские позиции по урожайности зерновых культур среди субъектов СФО. Увеличиваются инвестиции в ремонт и строительство дорог. Заработал долгожданный четвертый автомобильный мост через Енисей. Началась реконструкция аэропорта Емельяново. Только в прошлом году введены в эксплуатацию четыре школы, 29 детских садов, 1 млн 260 тысяч квадратных метров жилья. В экономику края за год вложено почти 400 млрд рублей инвестиций – почти на 5 % больше уровня прошлого года.

Наконец, социальная система региона, несмотря ни на какие кризисные явления, функционирует бесперебойно. И все это, опять же, «не из воздуха взялось».

Все перечисленное – не столько предмет для гордости, сколько повод задуматься над одной не самой заметной, но вполне очевидной вещью. Государственная деятельность, власть состоит не из лозунгов, призывов и соревнования в оригинальности идей. Это прежде всего работа. Ежедневная, кропотливая, требующая больших знаний и опыта. В этой работе – так же как в строительстве самолетов, проектировании зданий, постановке спектаклей – есть своя профессиональная традиция, которую разрушить легко, восстановить – трудно, иногда невозможно.

То, что кажется «достижением последнего дня», на самом деле результат очень длительной работы, в которой самое главное – довести начатое до конца. Политика есть политика – в ней высок риск того, что процесс может упереться в призывы, не имеющие никакого отношения к реальности, в «жажду перемен» ради самих перемен. Какой из этих двух путей выбрать – решать нам с вами.

Нас очень долго приучали думать о том, чего нам не хватает. А то, что у нас есть, обычно оставалось за кадром либо подвергалось критике. Но если обернуться на полтора десятилетия назад, то можно сказать – мы живем в другой стране

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,