Высокая доблесть сибирского парня Николай Тотмин, именем которого названа улица в Красноярске, был настоящим витязем воздушной войны

Высокая доблесть сибирского парня Николай Тотмин, именем которого названа улица в Красноярске, был настоящим витязем воздушной войны

Вглядываясь в улыбчивое лицо нашего земляка Николая Тотмина на немногих сохранившихся фотографиях, трудно представить себе его черты искаженными яростью атаки. Тем не менее во фронтовом небе он был пламенным, неукротимым воином, не ведавшим страха.


Лобовой таран

СамолетЗащищая Ленинград, он одним из первых в Великой Отечественной войне совершил воздушный таран. Причем лобовой!

…4 июля 1941 года большая группа фашистских бомбардировщиков внезапно появилась над аэродромом, где базировался наш авиаполк. Советские истребители, едва успевшие вернуться из боевого вылета, еще не прошли заправку горючим. И только один из них смог подняться в небо по боевой тревоге. За его штурвалом находился старшина Николай Тотмин.

Набирая высоту, наш пилот быстро оценил обстановку, которая ничего хорошего ему не предвещала. Восемь бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождении двух истребителей приближались к аэродрому и уже начали выполнять заход на бомбометание. Действовали немецкие летчики спокойно, не усматривая на своем пути никаких препятствий. Полнейшей неожиданностью для них стало появление какого-то там одиночного И-16, который вопреки всякой немецкой логике открыл по ним огонь. У ведущего бомбовоза тотчас же задымилось простреленное крыло, строй нарушился, остальные поспешили лечь на обратный курс и отбомбиться не по аэродрому, а по ближнему лесу.

Николай развернул свою машину и вступил в неравную схватку с двумя фашистскими истребителями. Он резко увеличил скорость и ринулся на лобовой таран одного из них. Ошарашенный такой «наглостью», вообще не имевшей аналогов в истории воздушных боев, пилот мессершмита решил уклониться от боя. Испугаться было немудрено: лобовая атака в воздухе требует от летчика не просто отваги, но и готовности к самопожертвованию. А перед такой русской храбростью немцы, как правило, пасовали…

В тот момент, когда фашистский «ас», казалось, сумел увернуться от тарана, наш пилот левым крылом своей машины рубанул по хвостовому оперению вражеского самолета. Сила удара была такова, что мессер упал на землю и взорвался.

Но и у Тотмина были считаные секунды на спасение: И-16 тоже был серьезно поврежден. Николай не смог выпрыгнуть из кабины самолета, ушедшего в штопор. Жизнь ему удалось сохранить благодаря смекалке: летчик выбросил парашют в воздух, и раскрывшийся купол выдернул его из кабины…

За этот подвиг Николаю Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кто чья добыча?

Герой Сов Союза Тотмин.jpgЗдесь необходимо сделать небольшое отступление. И-16, на котором воевал старшина Тотмин, довольно долго, с 1933 по 1940 год, сохранял положение самого высокоскоростного истребителя в мире. Но из-за нескольких конструктивных просчетов скорость «ишки» оказалась ниже той, на которую можно было рассчитывать при такой мощности двигателя и аэродинамической схеме. Задняя центровка самолета сделала его излишне «вертлявым». Он страдал так называемым рысканьем, его было сложно вести по прямой. Но Николай Яковлевич научился пилотировать свое воздушное судно настолько четко и филигранно, что сумел свести почти до нуля последствия этих недоработок. Вообще в руках опытного воздушного бойца этот истребитель даже «под бременем своих несовершенств» представлял собой грозное оружие. Германские летчики, которым довелось сходиться в воздушных боях с «ишками», вовсе не считали их легкой добычей. Да, навязать более скоростным BF 109 свой «рисунок» боя для наших И-16 было сложно. Но на виражах именно они становились хозяевами положения. Для мессершмитов, которые ввязывались в маневренный воздушный бой с И-16, эта схватка часто заканчивалась трагически.

И это при том, что серийный ВF 109 имел перед нашим самолетом немало тактико-технических преимуществ. Поэтому поначалу немцы были уверены, что пилотам И-16 остается лишь пассивно защищаться, уворачиваясь от атак мессеров.

К сказанному можно добавить, что «немец», опять же за счет лучшей аэродинамики и большего веса, быстрее разгонялся на пикировании. А потому у «рыцарей» рейха всегда имелась возможность в невыгодной для себя ситуации выйти из боя и оторваться от преследования. По бортовому вооружению большинство BF 109 также превосходило И-16.

То есть формально-логически Тотмин победить в этом неравном бою не должен был никак. А ведь победил! И аэродром спас от гибели под фашистскими бомбами, и бомбардировщик поджег, и мессер уничтожил. Вот что значит боевое мастерство, помноженное на силу характера и сознание того, что ты воюешь за правое дело!

Вообще неприятных сюрпризов немцам довелось пережить немало. Начнем с того, что авиация агрессоров встретила упорнейшее сопротивление с первых минут войны. Уже за сутки 22 июня нашими летчиками было сбито около трехсот фашистских самолетов. Неприятной неожиданностью стали для немцев и самоотверженные действия советских летчиков. С первого дня вооруженной борьбы таран стал нашим страшным и неотразимым оружием против самоуверенного врага. 22 июня его совершили не менее 15 пилотов. Таранные атаки не прекращались и в последующие дни и месяцы.

Например, незадолго до подвига Тотмина, 27 и 28 июня 1941 года, вражеские самолеты в районе Ленинграда таранили младшие лейтенанты Петр Харитонов и Степан Здоровцев. Причем оба после этого сумели посадить свои истребители. Оба были удостоены звания Героя Советского Союза.

Дальше – бессмертие

Табличка_на_улице_Тотмина.JPGНаш прославленный земляк еще не раз проявил свое боевое мастерство и отвагу. В одной из воздушных схваток над расположением противника он сбил вражеский самолет. Но его машина тоже была подожжена огнем зениток, а сам Николай Яковлевич ранен. Но даже на горящей машине он сумел дотянуть до нашего переднего края и выбросился на парашюте. А после госпиталя снова поднялся в ленинградское небо.

За год и четыре месяца войны Тотмин совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, в которых лично уничтожил семь самолетов противника.

Жизнь бесстрашного летчика оборвалась 27 октября 1942 года. Он погиб в ожесточенной схватке с большой группой фашистских истребителей.

Однако на этом эпопея Николая Тотмина не закончилась. По той простой причине, что точное место падения его самолета не было известно.

В апреле 1967 года Красноярский горисполком присвоил одной из улиц Северо-Западного микрорайона краевого центра имя Героя Советского Союза Николая Тотмина. Улицы с этим же славным именем появились в селе Ирбейском и деревне Усть-Яруль, где 19 декабря 1919 года родился знаменитый летчик.

И только по прошествии почти 50 лет после Победы поисковики Ленинградской области обнаружили в Тосненском районе место гибели самолета и останки летчика. Краевые власти выделили племяннику героя Михаилу деньги на доставку праха его героического дяди в Усть-Яруль, где он и был предан родной земле. В самой деревне установлена мемориальная доска в честь выдающегося земляка.

Есть какая-то горькая ирония истории в том, что останки Николая Яковлевича были найдены и упокоены уже после исчезновения с карты мира Советского Союза – той великой страны, которую он так беззаветно любил и бесстрашно защищал…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь