Чудо-бетон
Вы когда-нибудь видели кафельную плитку размерами два на четыре метра? Цвета морской волны, гладкую, матовую – да притом такую, что может вынести нагрузку в десять этажей? Игорь Троянов, директор компании «Эммануил», быстро и легко вводит нас в курс дела:
– Конечно, это не кафель, а строительная конструкция нового поколения из высокопрочного порошкового бетона, – объясняет Игорь Троянов. – Концепция, разработанная нашими специалистами, ранее в России не применялась. Она представляет собой многослойную стеновую панель для строительства зданий в условиях Крайнего Севера при эксплуатации в температурах до минус 50 градусов.
Выглядит это так: лицевой слой плиты толщиной всего 15 мм – как раз из этого бетона. Внутри находится утеплитель – полистиролбетон – тоже новая разработка компании. Если сравнить конструкцию с традиционно применяемыми в строительстве панелями (кстати, по стоимости они примерно одинаковы), выходит, что квадратный метр инновационного изделия весит 120 кг, обычного – полторы тонны. Далее идет морозостойкость – у новинки она выше в десять раз. Плюс – прекрасный архитектурный, экологически чистый фасад. Можно делать цветные бетоны под мрамор, нефрит, гранит – какие угодно. Легок в изготовлении и очень прочный – обычный бетон твердеет 28 суток, этот – за 24 часа.
Все эти преимущества нового материала дают возможность создавать легкие капитальные конструкции в местах, не имеющих мощной и громоздкой строительной индустрии – например, в Норильске, Дудинке и прилегающих к ним городах-спутниках. Не случайно презентационный объект – дом в Емельяновском районе – компания строит под заказ краевого агентства по делам Севера.
А вот проявляют ли интерес к разработке местные строительные компании? Отвечая на этот вопрос, Игорь Троянов сразу грустнеет:
– На выставках их представители подходят к нашему стенду и… уходят. Мол, мы и так строим панельные дома, нам и так хорошо. В одиночку же организовать производство очень тяжело, нужны многомиллионные вложения.
Строить по старинке привычнее и, наверное, выгоднее. Иначе как потом обосновать высокие цены на жилье в краевом центре? Обидно – товар не сегодня, так завтра будет обязательно востребован. К этому приводит сама логика внедрения энергосберегающих технологий. Вот только будет он уже, скорее всего, не с красноярской, а с китайской пропиской.
Да будет свет!
В опытно-конструкторском бюро автоматики и радиоэлектронной техники (ОКБ АРТ), напротив, проблем со сбытом нет. Продукцию – светодиодные экраны, осветительные приборы – разбирают как горячие пирожки и даже выстраиваются в очередь.
– Мы начинали с производства усилителей проводного вещания, – говорит Георгий Ворожейкин, руководитель проекта ОКБ АРТ. – Это позволило нам создать базу для развития новых направлений. Более пяти лет изготавливаем светодиодные экраны, которые можно увидеть в Красноярске, концертные, сценические полноцветные приборы с дистанционным управлением и встроенным процессором. Такое оборудование, в частности, используется в телестудиях Первого канала, на концертных площадках Москвы.
Еще одно ноу-хау – уличные светильники и светильники промышленного назначения (для складов, гаражей, цехов, автозаправок). Их оптимальная конструкция разработана совместно с СФУ. Состыковаться с учеными помог краевой фонд науки. В итоге получен оптимальный корпус, который обладает высокими параметрами энергоэффективности, хорошим теплоотводом и высокой прочностью. Сейчас в ОКБ делают две тысячи таких светильников в год и планируют увеличить производство до четырех.
– Существующие уличные осветители – газоразрядные лампы – потребляют более 400 ватт электроэнергии. Наш светодиодный – не более 150, – поясняет Георгий Ворожейкин. – Экономия на электричестве до трех раз, а в сравнении с лампами накаливания – до 12.
Поначалу смущает стоимость. Покупка светодиодного освещения – достаточно крупное вложение средств. Один светильник стоит около 23 тысяч рублей. Но он окупается в течение 3–4 лет (при сроке службы в 25 лет работы без замены и техобслуживания). Обычная ртутная лампа стоит тысячу, часто перегорает, ее нужно менять – в принципе, и здесь экономию подсчитать несложно.
Вряд ли светодиодами будет освещен каждый двор, каждый фасад электрических домиков – все-таки затраты достаточно высоки. Но общественные места, спортивные сооружения, площади, подсветка улиц во время массовых мероприятий – на это местным администрациям вполне можно потратить деньги: все вернется сторицей, и довольно быстро.