Закон о платной рыбалке толкает северян на нарушения Нужда заставила жителей Эвенкии забыть о нормативных актах

Закон о платной рыбалке толкает северян на нарушения Нужда заставила жителей Эвенкии забыть о нормативных актах

Закон, который ввел платную рыбалку, больно ударил по коренным малочисленным народам Севера. КМНС оказались лишены традиционного вида деятельности, а как следствие – средств к существованию. Несколько лет назад на многочисленных пикетах рыбаки добились смягчения норм. Но и сегодня объемов, выделяемых государством на традиционное рыболовство, не хватает.

Мало рыбы, мало

В Эвенкии представители коренных малочисленных народов живут только охотой и рыбалкой. Редко когда разделяют эвенки эти два направления. На земельных участках, которые они берут в аренду, есть и зверь, и рыба в водоемах.

Сегодня страсти вокруг квотированной рыбалки немного утихли. Но в начале 2000-х годов, когда был принят федеральный закон, устанавливавший эту норму, общество гремело пикетами. КМНС оказались практически на грани выживания: работать негде, традиционная деятельность предполагает добывание пропитания рыбалкой. Выкупать право на ловлю денег нет, а квоту не получил – и рыбу ловить не имеешь права, оштрафуют. Заколдованный круг.

На сегодняшний день в этот нормативный акт внесены изменения и дополнения. Хоть квоты и существуют, но для КМНС, которые добывают рыбу для себя, они стали бесплатными.

Эвенкии выдаются квоты на традиционное рыболовство (для личного потребления) и промышленный лов. Заместитель начальника отдела по природопользованию администрации Эвенкийского муниципального района Валерий Аввакумов поясняет: коренные малочисленные каждый год заявляются на гораздо больший объем рыбы. Лимитов, указанных в краевом постановлении «Установление лимитов на добычу объектов водных ресурсов для удовлетворения личных нужд», им недостаточно.

По документу за год разрешено добыть полторы тонны различных видов рыб. Тут тебе и таймень, и хариус, и тугун, и щука. Чем ценнее рыба – тем меньший объем предполагается к вылову. А ведь продажа излишков – это единственная статья дохода эвенков, живущих в отдаленных факториях.

Возможно, и нарушают местные жители тот закон, что придумали люди, сидящие в далекой Москве в высоких кабинетах. Как говорится, не пойман – не вор. А ловить нарушителей особо и некому. В ЭМР прошли существенные сокращения работников рыбоохраны. Например, на весь Илимпийский район – один инспектор. Разве ж успеет он обследовать все водоемы?!

Не для них писано

В Эвенкии откровенно говорят о том, что федеральные законы не для их земли писаны. Не только любителям, но и предпринимателям, занимающимся охотой и рыбалкой, выполнять их сложно. Если не сказать – невозможно.

Родовым общинам (это большая семья, которая добывает зверя, оленя и рыбу и кормит бюджетные учреждения) здесь выделяются охотугодья. Находятся они за несколько сотен километров от поселка. Добраться туда зачастую только на вертолете можно. А федеральный законодатель что придумал: по Лесному кодексу каждый таежный участок должен быть оборудован пожарной техникой и инвентарем. Это пожарная машина или водовозка, трактор ДТ-75 для опахивания земель на противопожарной полосе, различные емкости.

– Как выполнить эту норму – законодатель не говорит, – жалуется и. о. руководителя департамента КМНС и сельского хозяйства администрации Эвенкийского муниципального района Галина Вильнис. – У нас вечная мерзлота, пропахать противопожарную полосу в тайге невозможно. Да и гнать за сотни километров по горам, болотам и рекам пожарную машину и тот же трактор не каждый отважится.

Кстати, стоит это оборудование недешево, а родовая община деньги только себе на жизнь добывает.

Родовые общины Эвенкии положения этого закона уже несколько лет в судах оспаривают. Но проигрывают. Вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера ЭМР «Аурун» Никита Каплин даже в Госдуму ездил – доказывал депутатам: нельзя Эвенкию приравнивать к средней полосе. Но норму так и не отменили. И этим подтолкнули северян к нарушениям. Говорят, родовые общины продолжают рыбачить и охотиться на своей земле, но уже с оглядкой на надзорные органы. Вдруг проверят и выявят отсутствие пожарных машин в тайге…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт