ЗАТО отстояли? О страшных снах закрытых городов

ЗАТО отстояли? О страшных снах закрытых городов

Недавняя инициатива федерального Минэкономики об открытии шести «почтовых ящиков», в том числе и нашего Зеленогорска, вызвала серьезные волнения. Эксперты даже заявляли, что такие действия могут привести к интеллектуальной и социальной катастрофе в этих городах.

Чиновники подумали и притормозили решение – изначально снять статус ЗАТО планировалось уже в январе 2016-го.

Другой мир

В начале нулевых я проходил срочную службу как раз в Зеленогорске. И уже в то время жители этого милого и чистого городка рассказывали друг другу страшные байки, что произойдет, если отменят статус ЗАТО. Прогнозы местных были неутешительны – понаедут чужие, займут рабочие места, социалка развалится, зарплата снизится, преступность повысится… В общем, городок чистым и уютным уже никогда не будет. Тогда все это казалось фантастикой.

И вот в конце прошлого года страшилки чуть не стали реальностью – федеральное Минэкономики подготовило проекты указов президента об упразднении сразу шести закрытых административно-территориальных образований: нашего Зеленогорска, Заречного из Пензенской области, Новоуральска (Свердловская область), Северска (Томская область), Звездного (Пермский край) и Локомотивного (Челябинская область). Главная причина – оптимизация расходов.

Однако Росатом и Минобороны, в чьем ведомстве находятся закрытые территории, выступили против. Население городов тоже было не в восторге. В итоге решение приостановили, но осадок, как говорится, остался. А что было бы, если б открыли? Гипотетически? Может, правда, удалось бы сэкономить, а то сидят там за забором, жизни не знают?

Сразу оговоримся, экономия получилась бы сомнительной. Давайте посчитаем – ежегодно федеральный бюджет выделяет примерно миллиард рублей на поддержание режимности закрытых городов. Однако на то, чтобы открыть периметр, по расчетам Росатома, нужно еще больше – примерно 2,5 млрд рублей на один город. Сюда входят траты на компенсацию социальных издержек, изменение систем безопасности и пр.

Конечно, эти деньги придется отдать всего раз, но никто из инициаторов открытия не просчитывал, во что превратится территория после и сколько средств придется вливать сюда для поддержания нормальной жизни. Правда, все это ляжет на плечи, может быть, уже не федерального, а местного бюджета.

Не секрет, что и сегодня сюда направляются большие средства – тут своя медицина, дотации, отсутствие большинства социальных проблем. И все благодаря господдержке. Отказ от нее автоматически приведет к росту социальной напряженности, а отсутствие дотаций придется тем или иным способом компенсировать. Сколько это в рублях, никто из экспертов пока не считал.

И еще один психологический аспект, который мало кто из разработчиков учитывал. Сегодня ЗАТО – это, по сути, обособленный мир. На улицах чисто, преступность невысока, приезжих нет, стабильная работа. И люди к этой стабильности привыкли. По словам главы Зеленогорска Павла Корчашкина, именно этот микроклимат позволяет городу развивать интеллектуальный потенциал. В «почтовых ящиках» сконцентрированы лучшие умы атомной отрасли. И даже при не самых больших зарплатах эти кадры не спешат уезжать из города за длинным рублем. К примеру, глава Заречного Вячеслав Гладков рассказывает, что в его городе специалисты постоянно получают предложения поменять работу, однако люди ценят тот образ жизни, который налажен в закрытых городах.

Открытие никак не поспособствует притоку новых «мозгов». Либо придется заманивать их большими зарплатами. Так что, куда ни глянь, везде одни траты.

Глава Росатома Сергей Кириенко однозначно заявил: городам должна быть обеспечена гарантия финансовых вливаний, защищенности жителей, созданы условия, дающие преимущества, – лишь после этого можно думать о снятии статуса ЗАТО.

Клюнет ли инвестор?

Вероятно, в закрытых городах существует небольшое количество предпринимателей, которым открытие помогло бы вести бизнес более успешно. Отказ от режима, наверное, позволил бы без лишних бумажек и разрешений завозить в города, к примеру, бананы. Возможно, упростилась бы процедура получения и оформления земель… Вот только зададимся вопросом: смогло бы все это кардинально улучшить экономическую ситуацию?

Вряд ли. Ведь экономику делает не павильон с бананами, а масштабные проекты, ориентированные на серьезные отрасли, и в целом условия для развития бизнеса. Не секрет, что ЗАТО в последнее время связывали свое экономическое завтра с созданием в городах так называемых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Предполагается, что инвесторы здесь получают ряд льгот – низкие налоги, упрощенную регистрацию, свободную таможенную зону, сниженные энерготарифы и др. Свои намерения разместить производства в Зеленогорске высказали уже шесть крупных предприятий. Всего город подготовил восемь площадок для «приземления» подобных проектов. Общий объем инвестиций может составить около пяти миллиардов рублей.

Заинтересует ли инвестора обычный небольшой городок? Не захочется ли ему свернуть свои планы, когда город станет как все?

– Как только город лишится статуса ЗАТО, мы вообще не сможем смотреть в сторону ТОСЭР, – сказал в одном из своих выступлений Павел Корчашкин.

Отметим, пока в Минэкономики не распространяются, когда вернутся к вопросу о ЗАТО и вернутся ли вообще.

ИСТОРИЯ

Как это было? Как это будет?

Случаи открытия «почтовых ящиков» в нашем крае уже были. В 2007 году статус ЗАТО сняли с поселка Кедровый, в котором располагалась ракетная дивизия. Естественно, масштабы последствий не сравнимы с тем, что могло бы произойти при открытии полноценных наукоградов. В Кедровом, к примеру, проживало на тот момент чуть более пяти тысяч человек, а в том же Зеленогорске сегодня более 65 тысяч жителей, да и расположенные здесь производства и инфраструктура не сравнимы.

Но даже в случае с маленьким Кедровым понадобилось несколько лет для входа его в «самостоятельную жизнь». Была создана целая комиссия, оценивавшая все за и против, возможные последствия и способы смягчения негатива.

Глава Железногорска Вадим Медведев, входивший в эту комиссию, рассказывает: проблем было множество. Нужно было расселить часть населения, сформировать новую коммунальную инфраструктуру – военные денег не считали и пользовались для отопления мазутной котельной. Естественно, бюджет гражданского муниципалитета позволить себе такой роскоши не мог – пришлось возводить новый экономичный теплоисточник.

По сути, приходилось строить новые отношения как внутри городка, так и с внешним миром. Модернизации подверглись буквально все сферы.

В случае с Кедровым мотив снятия статуса ЗАТО не обсуждался и был вполне логичен – из городка ушла дивизия, и населенный пункт попросту перестал играть свою роль в обороноспособности страны. По словам Вадима Медведева, вопрос о снятии статуса может подниматься лишь в случае утраты этого самого стратегического значения в деле обеспечения безопасности страны и решаться на самом высоком уровне. Напомним, в Зеленогорске и других городах, которые хотели открыть, предприятия по-прежнему работают на оборонку.

К тому же очевидно, что сценарий федерального Минэкономики – осенью решили, а зимой уже открыли – слишком скор и не продуман. Ну не может так быть, что небольшому Кедровому на переходный период нужно три года, а большому Зеленогорску с оборонными предприятиями всего несколько месяцев.

Для справки

Цена вопроса

Всего в России 41 ЗАТО. Из них десять работают на атомную отрасль, остальные – на оборонку. На поддержание так называемого периметра каждого города федеральный бюджет тратит примерно миллиард рублей в год. Траты на открытие, по разным оценкам, составят 2–2,5 млрд рублей.

За океаном

Закрытые города есть и в США. В 1950 году близ Лас-Вегаса, к примеру, был отстроен Меркьюри, где проживали ядерщики. Город развивался до начала 90-х годов. Была инфраструктура, работа и т. п. В 1992 году запретили проводить ядерные испытания, население быстро разъехалось, сократилось с 10 тысяч до 500 человек. Сегодня здесь работает небольшая группа ученых.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных