Завтра в школу Модернизация образования в Красноярском крае вступает в новый этап

Завтра в школу Модернизация образования в Красноярском крае вступает в новый этап

В последний день лета дети прощаются с каникулами. 1 сентября в Красноярском крае прозвенит звонок для 294 664 учащихся. Можно сказать, что все они придут в «новую школу»: в России продолжается реализация национальной образовательной инициативы.

Официально День знаний в нашей стране был учрежден 1 сентября 1984 года.
Первые звонки и волнение, море цветов и белых бантов, традиционные открытые уроки. Это праздник и для тех, кто впервые переступает школьный порог, и тех, кто делает очередной шаг по длинной, полной открытий дороге знаний.

1 сентября для учителей – это Новый год. Получается, что учителя отмечают его дважды – в сентябре и декабре. А перед новым годом принято подводить итоги и намечать перспективы развития, задачи на будущее. Поэтому на традиционном учительском собрании – августовском педсовете – сравнивались решения 2009 года и результаты 2010 года, полученные в рамках реализации инициативы «Наша новая школа».

Основные положения «Нашей новой школы» были подготовлены по поручению президента России Дмитрия Медведева и сформулированы им в послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 года. Инициатива прошла широкое общественное и профессиональное обсуждение, в том числе в Красноярском крае, и была утверждена президентом 4 февраля 2010 года. Документ стал основой модернизации образования, которое проходит по нескольким важным направлениям. Одно из них – переход на новые образовательные стандарты, цель которых – повысить качество знаний. По оценке качества необходимо было: 1) перейти к проведению государственной итоговой аттестации в девятых классах в новой форме в штатном режиме, 2) осуществить проведение краевых контрольных работ для четвертых классов во всех школах края, 3) поднять качество преподавания и результаты ЕГЭ по всем предметам и в особенности по естественно-научным и точным дисциплинам. Школьники должны обладать хорошим уровнем грамотности чтения, математической, естественно-научной, языковой, учебной грамотности.
Первые контрольные среди учеников четвертых классов принесли тревожные результаты: 43 % четвероклассников не справились с заданиями базового уровня трудности, 23 % детей не могут уверенно складывать, вычитать, умножать. Есть статистика и по ЕГЭ. Увеличился средний балл единого госэкзамена по физике, химии, биологии. Одновременно с этим доля детей, сдающих ЕГЭ по физике, уменьшилась с 21,7 до 19,8 %. Доля сдававших ЕГЭ по химии осталась практически неизменной и составила 7,6 %, по биологии – 18,2 %. Мы по-прежнему отстаем от среднероссийских результатов по химии и биологии. Одновременно с этим результаты ЕГЭ Красноярского края по истории, английскому языку, обществознанию выше средних по России.
Фабрика умников
2010 год стал знаковым в развитии системы поддержки талантливых детей. Это направление специально поддержано губернатором Красноярского края: Лев Кузнецов провел встречу с педагогами края по теме «Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей». Мероприятия, предложенные на этой встрече, легли в основу разрабатываемой ДЦП «Одаренные дети Красноярья» на 2011–2013 годы. Сейчас программа проходит согласование в правительстве края и будет принята до конца 2010 года. Нужно отметить, что в ее основу взят опыт создания ресурсного центра в Курагинском районе, где уже 10 лет реализуется районная целевая программа «Одаренные дети». Хорошей системой работы с талантами могут похвастаться в Лесосибирске, Норильске, Железногорске, Зеленогорске и Бородино. Каждый ребенок – маленький гений. Важно вовремя увидеть, поддержать и дать развитие его способностям. Поэтому министерство образования ставит задачу за три года вовлечь в олимпиадное движение 80 % учеников. Пока край вышел на участие 65 % детей в школьном этапе олимпиад.
Ресурсные центры станут теми «фабриками», где самородки получат необходимую огранку, будь они хоть юными художниками, маленькими профессорами или вундеркиндами от спорта. В течение года планируется создать три краевых и шесть межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми. Они позволят обеспечить участие одаренных детей в краевых форумах, программах дополнительного образования, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах всероссийского и международного уровней. Учиться будут не только дети, но и педагоги, ведь работа с одаренной личностью требует специальных навыков.
Всем известна мудрая мысль о том, что настоящий учитель – тот, кто сам учится всю жизнь. Поэтому одно из направлений инициативы «Наша новая школа» касается совершенствования учительского корпуса. В Красноярском крае проходит 16 профессиональных состязаний наставников: «Лучший директор», «От специальности – к профессии», «Учитель, которого ждут», «Лучший педагог-психолог», «Мои инновации в образовании». Впервые после 5-летнего перерыва в крае проведен конкурс «Учитель года Красноярского края – 2010». Победителем стала Татьяна Лобанова, учитель географии Шушенской средней школы № 2. Она представит край в финале всероссийского конкурса осенью этого года. Конкурсное движение увлекает все больше профессионалов в сфере образования: 65 тысяч педагогов доказывают, что они лучшие среди равных. Растет и размер поощрений: от 10 до 300 тысяч рублей. Увеличивать количество конкурсов и премиальную сумму до бесконечности невозможно. Поэтому педагогическое сообщество думает над новыми методами поддержки педагогов. Одно из предложений касается разработки целевой программы «Учитель», в которой будет предусмотрено и стимулирование приобретения жилья для молодых специалистов на селе и в северных территориях, создание системы выявления и поддержки проектных идей, включая их финансирование. В этом ряду стоит и идея педагогической интернатуры – индивидуальной подготовки выпускников педвузов. Сегодня даже молодой и неопытный учитель не может быть «урокодателем». Приоритетными навыками современного педагога становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться непрерывно.

Чувство нового

Самым большим подарком к учительскому «новому году» становится открытие новых школ в Красноярском крае. Этот год не стал исключением. В этом году на территории края будут введены в эксплуатацию четыре школы на 925 мест, из них три будут построены взамен аварийных: в с. Григорьевка Ермаковского района на 150 учащихся, в с. Можарка Курагинского района на 100 учащихся, в с. Тины Нижнеингашского района на 275 учащихся и одна новостройка в г. Енисейске на 400 учащихся. Школьная инфраструктура должна идти в ногу со всеми инновациями в образовании.
В прошлом году на противоаварийные мероприятия в школах было израсходовано 224,8 млн рублей. В результате здания довоенной постройки «помолодели». Но уже через несколько лет их заменят новые. Типовую школу 21-го века невозможно представить без применения энергосберегающих технологий, современных материалов, быстрого Интернета, электронных систем безопасности, современных спортивных объектов, а также полностью оборудованных учебных кабинетов. На подготовку к началу текущего учебного года выделено почти 875 млн рублей. Из этих средств оснащены необходимым оборудованием 103 школьных пищеблока и 137 медицинских кабинетов. В 529 школах учебные кабинеты оборудованы мебелью, соответствующей росту учащихся. Безопасность школ укреплена системами видеонаблюдения и тревожной сигнализацией.
В этом году инициатива «Наша новая школа» «приросла» еще одним направлением: «Расширение самостоятельности школ». Новый федеральный закон о бюджетных организациях призван частично ослабить бюджетную нагрузку и дать государственным учреждениям со статусами автономных или бюджетных большую финансовую свободу. При этом уроки в школе останутся бесплатными. Ведь полное школьное образование в пределах действующих учебных программ гарантировано Конституцией. К концу года появится план перевода не менее 10 % муниципальных школ в статус автономных.
Новый учебный год школа снова встречает на пороге перемен. Можно ли ее сегодня считать по-прежнему одним из консервативных общественных институтов? Как одновременно сохранять добрые школьные традиции и привносить свежий ветер в отношения педагог – ученик? Меняется мир, не отстают от времени и школьные предметы – физика, химия… Развивается наука, совершенствуется техника, открывая новые возможности. Чувство нового, стремление к совершенству присуще каждому человеку, тем более современному школьнику. И, конечно, учителю. А перемены? Они всегда к лучшему.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока