«Жить одним днем мы не имеем права» Историю края пишут конкретные люди

«Жить одним днем мы не имеем права» Историю края пишут конкретные люди

7 декабря – день рождения Красноярского края. Мы тут живем, и нам не все равно, что вокруг происходит. А происходит разное: и хорошее, и не очень. Мы это видим, чувствуем, переживаем. Всякий, правда, по-своему. А есть ли вещи, способные приблизить нас друг к другу, объединить, укрепить? И какова здесь роль власти?

Об этом размышляет наш сегодняшний гость – Сергей ПОНОМАРЕНКО, первый заместитель губернатора края – руководитель администрации губернатора.

Историческая веха

– В 2007 году три субъекта – Красноярский край, Эвенкия и Таймыр – объединились в один. Вы были одним из активных участников процесса. Большое видится на расстоянии – что видите вы?

– Я вспоминаю этот период с удовольствием. Прежде всего потому, что жители края проявили редкое единодушие во взглядах. В новейшей истории это был, пожалуй, единственный случай политической кампании, которая объединила все политические силы, обошлась без грязных технологий и т. д. Были, конечно, скептики, но их голос люди слышать не захотели. Референдум прошел при высочайшей явке и с однозначным результатом.

Если говорить об итогах общественно-политического характера, – на тот момент, если кто забыл, была весьма сложная ситуация с Норильском. Город административно подчинялся Красноярскому краю, а формально находился на территории Таймыра. То и дело разворачивались битвы за деньги крупнейшего налогоплательщика – «Норильского никеля». Нам удалось закрыть тему, а то бы непременно нашлись горячие головы, требующие отделения Норильска от края. И тогда наша история пошла бы по другому, худшему сценарию.

С точки зрения экономического эффекта – объединение получило поддержку президента страны Владимира Путина. Началась интенсивная реализация крупных инвестиционных проектов. В иной ситуации «Роснефть» вряд ли бы так быстро приступила к разработке Ванкорского месторождения. Не факт, что сдвинулась бы с места замороженная программа освоения Нижнего Приангарья. Богучанская ГЭС могла так и остаться печальным наследием советских времен. До вопроса о нынешнем масштабном проекте «Ангаро-Енисейский кластер» вообще бы дело не дошло. Административные барьеры препятствовали промышленному развитию региона. А кому из инвесторов нужна головная боль по их преодолению?

Взгляд изнутри

– Сергей Александрович, вам нет еще и сорока лет, а вы уже два года на столь высоком посту. При этом опыт работы во властных структурах – 16 лет. Скажите, власть с течением времени меняется в сути своей?

– Многим сталинским наркомам было чуть более тридцати лет! (Смеется.) Я поднимался по карьерной лестнице постепенно, ступенька за ступенькой. Знаю, как работает власть на разных уровнях, чувствую, что и как меняется.

Понимаю ваш сарказм. Меня беспокоит, что в последнее время в обществе складывается тенденция отрицательного отношения к муниципальным и государственным служащим. Чиновник уже априори – взяточник, бюрократ, лентяй. А я знаю массу людей на разных уровнях власти: большинство – порядочные, профессиональные сотрудники. Безусловно, немало и таких, кто пытается из должности извлечь ренту. Паршивые овцы есть в любом стаде, в любой сфере, в любом обществе. И не только в России.

– Этого не будет только в одном случае – если «сердюковы» начнут получать по заслугам…

– Согласен. Что касается принципов работы – изменения кардинальные. И они – отклик на запрос граждан. Не так давно большинство жителей страны было озабочено тем, как прокормить семью, во что одеть детей, чем заниматься завтра. Они ждали от власти улучшения своей жизни, но в решение задач не вмешивались. С ростом благосостояния, появлением демократических свобод появилось желание влиять на работу власти: на участие в выработке более рациональных, справедливых решений. И это правильно. Власть это слышит, чувствует и все больше откликается: ведет открытый диалог с населением, предлагает различные форматы взаимодействия. Когда было, чтобы ремонт улиц или дворов производился, так скажем, по требованию жителей? Где и когда раньше обсуждались с людьми места строительства тех или иных объектов? Не буду перечислять все форматы взаимодействия, но их немало, и не только в Красноярске. Вчерашняя ситуация, когда власть принимала решения в тиши кабинетов, кулуарно, не советуясь с гражданами, сегодня уже невозможна.

А СМИ влияют на работу власти?

– Губернатор использует средства массовой информации как постоянный канал обратной связи, читает мониторинги, обращает внимание на критические материалы – они зачастую служат для него неким руководством к действию… 16 лет назад этого не было.

– 16 лет назад невозможно было взять комментарий

– Политика открытости и доступности – стратегия нынешней власти. Другое дело, что порой критика бывает ради критики. Если делаешь дело, проблемные ситуации всегда возникают. Но раздувать из мухи слона, выносить в публичное пространство не факты, а предположения, обливать грязью людей, вина которых не доказана… Это по меньшей мере неконструктивно.

– Ряды чиновников растут и ширятся. Многие вспоминают – мол, раньше… Лично у вас есть тому объяснение?

– Болезненная тема. Недоумение объяснимо: раньше вроде власть рулила всем: и промышленностью, и торговлей, и «коммуналкой», а крайком партии и крайисполком умещались в одном здании. Но в этом недоумении есть доля лукавства. Даже школьники знают, насколько изменились общественные отношения в стране, насколько усложнилась законодательная база. Мы, конечно, документы не на машинках печатаем, но если бы людей, работавших здесь в 60-е или 80-е годы, погрузить в нашу действительность, они бы сошли с ума от объема законодательных требований. Для исполнения всего, что предписано законами, требуется гораздо большее количество чиновников. Появились частная собственность, бизнес, конкуренция… Это совершенно новые права, новые отношения с властью, которые регламентированы, стандартизированы…

«Взять и сократить» – самое легкое. Давайте сокращать чиновников. Но к чему это приведет? Если к ухудшению качества управления – я против. Но дальнейший рост числа служащих недопустим. И я всегда стоял на этих позициях.

В поисках главного смысла

Сдача норм ГТО– Причин вроде особых нет, а в атмосфере витают апатия, недовольство, раздражительность, извините за молодежный сленг, пофигизм. Вы не ощущаете?

– Нет. Я общаюсь с разными людьми, в том числе и с молодежью – она верит в свои силы, в будущее, комфортно чувствует себя в нынешних реалиях. Социологические исследования, которые мы регулярно проводим, свидетельствуют о том, что большинство красноярцев удовлетворено жизнью.

Какая апатия? Зайдите в гипермаркет «Леруа Мерлен» (магазин экономкласса) – там 25 касс, и ко всем огромные очереди. С одной стороны, финансовый ресурс есть. На последний рубль никто же не станет покупать резные перила для дачной лестницы? С другой – есть потребность что-то делать на земле, благоустраивать, ремонтировать…

Конечно, есть категория людей, у которых не получилось вписаться в нынешнюю экономическую модель. Пережив переломное десятилетие 90-х, они не нашли для себя новых возможностей: не могут поменять профессию, обеспечить достаток в семьях… Задача государства – помогать им. В Красноярском крае принят целый ряд мер социальной поддержки, каких нет в других субъектах. В этом, собственно, кроется причина наших сложностей с бюджетом.

А вот с тем, что нет какого-то общего душевного подъема, объединяющих инициатив, какие были в советские времена, я согласен. Возможно, Олимпиада в Сочи даст такой импульс.

– Помню, после развала СССР политики поговорили-поговорили о необходимости новой национальной идеи да и затихли…

– Да, национальной идеи, которая бы нас всех объединила и к чему-то вела, пока нет. Но руководство страны понимает это, занимается – не зря же Владимир Путин говорил о необходимости неких духовных скреп…

– «Здоровый дух – в здоровом теле!» на национальную идею не тянет? Если смотреть на нее не только спортивным взглядом…

– Оздоровление нации – серьезная задача государства, и оно многое делает в этом направлении. Модернизация здравоохранения, внедрение высоких технологий в медицине, повышение качества образования, возрождение семейных ценностей, поддержка одаренных детей, строительство храмов… Задаются серьезные ориентиры. И мне кажется, подвижки есть. Характерная деталь. Директор театра оперы и балета Светлана Гузий рассказывала: лет 15 назад на премьерных спектаклях зрителей было меньше, чем актеров на сцене. Сегодня, если хочешь попасть на представление, билеты нужно покупать месяца за полтора до премьеры.

Несмотря на современные носители информации, на Красноярскую книжную ярмарку, которую ежегодно проводит фонд Михаила Прохорова, приходит колоссальное количество людей… Книги покупают целыми стопами – для себя, для детей…

– Ранее тема универсиады не вызывала особого отторжения. Недавно вдруг появились активные противники. В чем причина?

– Да, феномен. Причина? Могу предположить, что это результат «разоблачительной» кампании в СМИ по поводу сочинской Олимпиады. Все прикидывают, сколько денег разворовано. При таком огромном масштабе строительства, к сожалению, всегда находятся те, кто играет свою нечестную игру. Но значит ли это, что России не нужна Олимпиада, а Красноярску – универсиада? Тогда давайте всему миру заявим: мы ничего не можем, ни на что не способны, потому что у нас есть воры. Так?

Если по делу – у нас сформировался класс людей, которые нигилистически относятся к любым инициативам власти. Благо появилась такая замечательная трибуна, как Интернет, – можно, лежа на диване, все отвергать, критиковать, высказывать свое особое мнение, при этом ничего взамен не предлагая.

Универсиада для Красноярска совершенно позитивный проект, и наши потомки будут нам благодарны. Жить только сегодняшним днем мы не имеем права.

Я недавно был на учебе, которую проводила администрация президента, где были мои коллеги со всех регионов страны. Сразу после событий в Брюсселе. Десятки человек подходили, восхищались: как вам это удалось, молодцы, завидуем. Люди «внешние» понимают, что это для Красноярска исторический шанс. А у нас «внутри»… Вот скажите, что случилось с депутатом Законодательного собрания Анатолием Быковым? Почему он, большой сторонник и пропагандист развития спорта в крае, вдруг стал против универсиады, против появления новых спортивных объектов, против развития нашего краевого центра? Анатолий Петрович всегда говорит, что он патриот края, но разве этот проект направлен против интересов края? Я удивлен безмерно.

– Да уж… А может, он, как и другие, считает, что власти уделяют спорту слишком много внимания? Универсиада, турники, ГТО… Других задач нет или уже решены?

– Но это же не в ущерб другим отраслям! Взгляните на структуру бюджета – отрасль далеко не доминирует в расходной части. Мы нисколько не сокращаем расходы на здравоохранение, строим современные центры. Перинатальный центр, окноцентр – уникальные объекты. Краевая больница после ремонта – это же небо и земля по сравнению с прежним состоянием. Образование – самая финансово емкая отрасль. СФУ – наш стратегический приоритет, но посмотрите на обычные школы, как и чем они укомплектованы! Нам в детстве такого и не снилось! И это все за последнее десятилетие.

А спорт… Его просто больше в публичном пространстве. Губернатор делает это осознанно. Если пропаганда здорового образа жизни захватит умы, будущие поколения не будут тратить столько денег на лечение. Алкоголь и наркотики перестанут быть лекарством от скуки.

Россия сильно отстает от развитых стран. В США, например, 80–90 процентов населения занимается спортом. Здоровый образ жизни там как мода, национальная традиция. А это – здоровое потомство, сохранение генофонда, успешность, в конечном итоге – мощь страны. Губернатор личным примером ведет за собой красноярцев: играет в футбол с ребятами из детских домов, с журналистами, катается с молодежью на роликах, приходит на все соревнования… Президент не случайно поручил именно ему разрабатывать тему ГТО.

Эффект от всего этого будет позже, и мы увидим, оценим, поймем, что все делали правильно. Главное, не свернуть с трассы…

– Занятие многими видами спорта – недешевое удовольствие. Почему забыт такой доступный вид, как настольный теннис? Этот вопрос наши многочисленные читатели просили адресовать Льву Владимировичу

– Да, для губернатора этот вид спорта не чужой. Он мастер спорта СССР по настольному теннису. Я донесу до него пожелания ваших читателей.

Ценности… на века

Стартуют все! – Можно с утра до вечера крутиться на турнике, но если при этом дышать смогом… Экологический топор в виде ферросплавного завода еще висит над нашими головами или уже нет?

– Если честно, никто до конца не знает, действительно ли настолько опасно это производство. Нормальной экологической экспертизы до сих пор нет. Но реализация проекта в Красноярске невозможна по другой причине. Собственники и инвесторы пошли по неправильному пути. Они не учли главного: того, что строить собрались не в чистом поле или тайге, что миллионное население – это не племя туземцев, от которых можно откупиться стеклянными бусами. Сочли лишним доказывать населению преимущества современного (если таковое планируется) производства? А мы призывали их к диалогу с людьми. Компания отмахивалась.

В результате сложилось отрицательное отношение к проекту абсолютного большинства красноярцев. И, как говорит один мой знакомый, предложи они теперь хоть хрустальный завод с выбросами чистейшего кислорода, жители мнения не поменяют. Поезд ушел. Я думаю, тема закрыта.

– Если универсиада будет, а завода-убийцы не будет, – вековые плюсы, на десятилетия определяющие будущее наших детей. Это, знаете, дороже денег. Хотя кому-то деньги нужны здесь и сейчас. Я про отмену компенсационных выплат по детским садам. Много сэкономим, стоит игра свеч?

– В свое время мы думали, что удастся одновременно и строить детские сады, и помогать тем, кто вынужден сидеть с ребенком дома. Увы, не хватает финансовых ресурсов. Правительство края приняло верное решение: помощь должна быть адресной. Не секрет, что за ней исправно приходили и весьма обеспеченные. Выплаты вроде невелики, около четырех тысяч на ребенка, но в масштабах края это миллиарды рублей, которых как раз не хватает на строительство детских садов.

Если мы хотим системно, на многие годы вперед решить проблему, необходимо сейчас сконцентрировать финансовые ресурсы и интенсивно вести строительство. Других вариантов нет.

– Спасибо известному меценату Хазрету Совмену, подарившему краевой столице детский сад – дворец. Но люди недоумевают: нельзя ли было построить несколько объектов попроще? Или это желание увековечить свое имя?..

– Хазрет Совмен – уникальная личность. Человек с богатой биографией, с желанием и умением любое дело делать на пять с плюсом. Такой культуры производства, какая есть на золотодобывающем комплексе «Полюс», я не видел ни на одном производстве, ни в крае, ни за его пределами. Идеальный порядок, идеальные условия для работающих: бесплатное пятиразовое питание, идеальная чистота, как в больнице… Все это было создано Хазретом Меджидовичем.

И то, что он, не проживая больше на территории края, делает городу такие подарки, вызывает восхищение. Сказочные дворцы? Так это его представление о том, в каких условиях должны пребывать дети.

– Кроме Совмена есть и другие богатые люди в крае…

– Есть, но мы не можем назвать ни одного, кто бы взял и на свои личные деньги что-то подобное сделал.

– Пусть не конкретный человек, пусть бизнес-структуры проявят щедрость…

– Убежден, что так должно быть. Но законодательство оставляет региональной власти все меньше рычагов влияния на крупных производителей. Большая часть социальных объектов Красноярска строилась в советские времена при поддержке предприятий. Мой дед, Валентин Васильевич Пономаренко, возглавлял завод «Сибэлектросталь», я помню рассказы о том, как его вызывали в крайком партии и ставили социальные задачи. Завод строил жилье, содержал пионерские лагеря и так далее. Конечно, возврат к этому невозможен. Но очевидно, что крупный бизнес, ведущий свою деятельность на территории, должен более активно участвовать в решении ее социальных проблем.

Есть жалобы на конъюнктуру цен, на закредитованность предприятий, другие финансовые сложности… А глянцевые журналы в это же время пишут о баснословно дорогих приобретениях за рубежом. Но… налоги отчисляю, зарплату плачу – свой долг исполняю; остальное – не обязан. Власти остается только методом переговоров настаивать на более активном участии в решении социальных проблем края.

Накануне Нового года

– Сергей Александрович, год к концу близится. Принято итоги подводить…

– Самое главное, конечно, победа в заявочной кампании на универсиаду. Многим казалось, что это утопия. А это… вектор развития Красноярска на долгие годы.

– Красноярску все, а остальным?

– Многие проблемы столицы края, которые мы намерены решить за счет универсиады, пришлось бы решать в любом случае, но за счет краевых ресурсов. При наличии федеральных средств краевые деньги будут направлены на реализацию различных проектов в территориях.

Ситуация с ферросплавным заводом. Только после сентябрьской встречи губернатора с президентом наступила окончательная определенность: решение проблемы зависит от региональной власти!

– Первое чтение сложнейшего за последние пять лет бюджета прошло без ожидаемых скандалов…

– У нас с Законодательным собранием конструктивный диалог, продуктивное взаимодействие с фракциями всех партий. Есть позиции, к которым разный подход. Но мы слышим друг друга. Находим взаимопонимание. В обсуждении любого стратегического решения получается избегать горячих политических эмоций – с обеих сторон подход здравый, как говорится, с холодной головой. А это гарантия того, что край будет работать, как и раньше, спокойно и планово. Хотя дискуссии в парламенте – нормальная, цивилизованная практика, и очень хорошо для края, что у нас есть разные точки зрения.

– А решение о строительстве храма?

– Возвращение веры – важнейший компонент оздоровления общества. Несмотря на возню вокруг выбора места, красноярцы с воодушевлением приняли решение о возрождении собора. Возрождение духовности, возможно, самый правильный путь к объединению и оздоровлению общества.

– Что хотели бы пожелать жителям региона в день рождения Красноярского края?

– По сути, смысл жизни состоит в том, чтобы научиться любить. Детей, стариков, отчий дом, свою землю, свой край… Это главный источник сил, энергии, здоровья.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт