В самом разгаре приемная кампания в вузах – тысячи абитуриентов края станут в сентябре студентами. Многие получившие диплом 5, 10 и даже 20 лет назад немного им завидуют: время студенчества вспоминается с любовью. Новые знакомства, общение, интересная информация – все это сопровождает фактически любое обучение. И именно этого обычно не хватает взрослому современному человеку.
Тренировка для ума
Раньше наша жизнь была вполне предсказуема: детский сад, школа, институт или училище, после этого – карьера, своя семья, и все – «они жили долго и счастливо». Обучение на этом, в принципе, заканчивалось, потому что главной его задачей было получение профессии, которую потом нужно продолжать совершенствовать на производстве. Теперь отношение к образованию изменилось кардинально – начала главенствовать так называемая концепция непрерывного образования. В соответствии с ней человек может и, в общем-то, должен учиться всю жизнь, обучение, оказывается, одна из ведущих потребностей личности. Оно начинается с рождения и заканчивается с последним вздохом.
Такой подход находит горячую поддержку неврологов и геронтологов: дело в том, что люди, имеющие склонность к умственной деятельности, дольше сохраняют свежесть мышления, хорошую память и интерес к окружающему миру. Опасность впасть в старческое слабоумие им грозит намного реже, чем тем, кто ничего сложнее программы передач в руках не держал. Да и в целом люди, занимающиеся активно умственным трудом, живут на 10 лет дольше своих менее любознательных соотечественников.
Опасно было бы думать, что начинать тренировать свой ум нужно только после выхода на пенсию, – для того чтобы активность сопровождала нас всю нашу долгую и безусловно счастливую жизнь, продумывать очередной этап обучения нужно сразу после окончания предыдущего – и так до бесконечности. Иначе наш мозг «впадет в спячку», из которой потом придется его долго вытаскивать. Тем более что сейчас есть много вариантов расшевелить покрытые пылью извилины. И не за каждый из них нужно платить.
Под открытым небом
– Нас очень легко найти, – объясняет, как добраться до «лектория», Ульяна Анохина, руководитель проекта Open University, или «Университета под открытым небом». – Вы увидите нас сразу после пешеходного моста на остров Татышев, справа. Не забудьте захватить плед и коврик.
И действительно – под тополями на лужайке стоит черная, типично «школьная» доска, а перед ней на ковриках сидят слушатели.
– Все началось, как это ни странно, именно с этих досок. Мы их сделали своими руками для фестиваля «Зеленый» – у нас был проект «Даю слово»: предлагали людям дать публичное обещание сделать что-либо. А потом пришло понимание, что для хорошей лекции на самом деле достаточно доски и лектора – больше ничего не нужно. И в июле мы начали наши занятия на острове.
Лекции проходят каждый четверг и субботу, с 17:00 до 19:30. Занятие состоит из двух пар, которые ведут два разных лектора. Темы самые разнообразные – от чистоты речи до эмоционального интеллекта, самостоятельного изучения испанского и даже истории фламенко. Организаторы планируют обсуждать и сложные дискуссионные вопросы – на следующем этапе. Приходят на такие лекции обычно те, кого пригласили через социальную сеть «ВКонтакте», но бывает и так, что присоединяются праздно гуляющие, – здесь всем рады.
Площадка оказывается интересна и для начинающих лекторов:
– Они могут проверить себя – узнать, держат ли аудиторию, – объясняет Ульяна. – Это особенно интересно тем, кто хочет получить опыт преподавания. У аудитории нет жестких рамок: если слушателям что-то не нравится, они уходят. Из вежливости никто никого слушать не будет – люди голосуют ногами.
Без пробелов в знаниях
И это не единственный свободный образовательный проект: в ноябре прошлого года бесплатные лекции начали проводить в рамках проекта «Безпробелов». За это время прошло 20 лекций и мастер-классов, которые посетили более 700 человек. Приглашенные лекторы рассказывали об особенностях ведения бизнеса, тенденциях моды, самостоятельных путешествиях, методиках изучения английского, основах здоровья и многом другом.
– Этот проект – площадка для получения знаний в тех областях, которые по-настоящему интересуют красноярцев, – объясняет Евгения Иванова, директор культурно-делового центра «Особняк», на территории которого и проходят занятия. – Мы проводим опросы и собираем анкеты, узнаем, какие темы актуальны. В основном это интересные и полезные, применимые в жизни знания. Стараемся делать лекции практичными, с советами от специалистов в той или иной области.
Летом проект «Безпробелов» – на каникулах, новый учебный год начнется с сентября, хотя две лекции в летнее время все-таки запланированы, но какие и когда именно – пока секрет. Узнать о расписании можно на специальном сайте или в группе «Безпробелов» в социальной сети «ВКонтакте».
Еще один, не столь очевидный на первый взгляд плюс такого проекта, – возможность встретиться с единомышленниками. Люди приходят на лекции по интересующим их темам, а это значит, что у слушателей есть возможность существенно расширить круг общения.
– Я очень доволен, что пришел, – рассказывает Дмитрий, участник встречи «Как с успехом выступать публично?». – И вроде бы ничего кардинально нового не узнал, но какие-то тонкости, нюансы для меня стали очевидны. Это очень хороший проект. Самое интересное – я на этой лекции, как это ни парадоксально, отдохнул!
Такой совсем не образовательный эффект отмечают многие участники открытых лекций и тренингов, для него даже найден специальный термин – еdutainment – обучение через развлечение.
Университет. Народный
Есть одна категория «учеников», которые редко ходят на открытые лекции и тренинги, – это пенсионеры. Специально для них в ноябре прошлого года начал работу уникальный краевой народный университет «Активное долголетие». В нем все как в настоящем вузе – есть свой ректор, деканы, три факультета: «Здоровье», «Культура и искусство», «Краеведение». Вот только средний возраст учащихся – от 70 до 80.
– Первую попытку создать такой университет мы предприняли в 2000 году, – рассказывает председатель правления Красноярской региональной организации общество «Знание» Геннадий Овчинников. – Но тогда грант кончился, проект пришлось приостановить. И заново мы начали все в прошлом году.
Обучение в этом университете ведется с октября по май. Каждый пенсионер выбирает один из факультетов, а потом посещает лекции определенной тематики – обычно их две в месяц, кроме лекций проводятся экскурсии. К слову, уровню посещаемости в народном университете позавидует любой вуз – она составляет 100 %.
В новом учебном году кроме заявленных направлений студентов будут учить английскому и компьютерной грамотности, вот только попасть на такие занятия смогут только те, кто прошел первый год обучения. К слову, таких было 120 (!), по 40 на каждом факультете.
Еще одно новшество этого года – открытие филиалов университета в Ачинске, Канске, Минусинске и Большом Улуе. Набор на этот учебный год уже начался и будет продолжаться до 10 сентября. Более подробную информацию о поступлении можно получить в Совете ветеранов (тел. 211-89-30) и красноярском филиале общества «Знание» (тел. 220-59-88).
– Главное, что приводит пенсионеров в наш университет, – это общение, – делится наблюдениями Геннадий Александрович. – Им скучно просто сидеть дома. Вы бы видели, как они приветствуют друг друга на очередной лекции! Как они обнимаются!
Хотя, по данным социологического исследования, которое проводили сотрудники университета, для людей этого возраста важно и получать знания, и учиться взаимодействовать с властями по тем или иным житейским вопросам. Так что всех желающих в этом году ждут на занятиях, особенно, как признался Геннадий Александрович, мужчин – их сейчас среди студентов народного университета маловато.
Самое приятное, что все эти образовательные проекты доступны абсолютно всем желающим – за обучение в этих «университетах» не нужно платить, а эффект от занятий намного больше, чем просто полученные знания. Все организаторы и участники как один говорят, что дают людям возможность знакомиться и общаться, а это, как оказалось, в современном мире самая большая ценность.
Антонида ЛУКИНА
профессор, кандидат философских наук, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики СФУ
Учиться нужно всегда, всю жизнь – это совершенно однозначно, тем более что сейчас есть очень много возможностей для самостоятельного обучения. Я могу привести в пример себя – у меня кроме физфака университета никакого другого систематического образования нет, но я кандидат философских наук, доцент кафедры социальной психологии, а заведую кафедрой педагогики.
Но эффективное самостоятельное обучение, на мой взгляд, возможно только в том случае, если у тебя есть хорошее базовое образование. И это не диплом, не корочки. Это то, как ты можешь реагировать на возникающую ситуацию. Роль образования по большому счету в том, чтобы поставить мышление. Вот именно поэтому базовое высшее должно быть не натаскиванием, а формированием способности мыслить самостоятельно и быть ответственным. А после этого продолжать самостоятельное обучение можно бесконечно.