Министр образования Красноярского края Светлана Маковская выступила в Совете Федерации России с докладом о реализации в регионе национального проекта «Образование». Заседание профильного комитета прошло в рамках Дней Красноярского края в Совете Федерации.
Светлана Маковская сообщила о комплексном подходе к реализации национального проекта в крае, об особенностях, которые характеризуют систему образования региона, актуальных вопросах реализации проекта и путях их решения. Несмотря на то, что прошло менее года с начала реализации нацпроекта, разработаны определенные модели и механизмы деятельности. Опираются они на сильные стороны образовательной отрасли региона — систему кадетского образования, профессиональную подготовку молодых специалистов в соответствии с международными стандартами (движение «Молодые профессионалы»), а также систему эффективного сотрудничества ведущих университетов и академических институтов с предприятиями различных отраслей экономики.
Утверждены шесть региональных проектов в рамках нацпроекта: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». Расходы на мероприятия этих проектов составляют почти 6 млрд рублей, из них более миллиарда – средства федерального бюджета.
Все региональные проекты в сфере образования содержат два типа основных мероприятий – создание современной инфраструктуры и внедрение новых содержательных подходов.
Проблема, на которую Светлана Маковская обратила внимание, – это необходимость обеспечения отрасли педагогическими кадрами. Если в 2016 году в крае было более 311 тысяч школьников, то к 2030 году ожидается уже более 400 тысяч. В целях сокращения вакансий в сельских школах и уменьшения процента молодых педагогов, выбывающих из отрасли в первые два года работы, правительство края с 2010 года приняло ряд мер. В частности, организовано дистанционное обучение в сельских школах, имеющих долгосрочные педагогические вакансии; проведена переподготовка учителей и специалистов других отраслей экономики; ежегодно проводятся летние школы для молодых педагогов; в регионе успешно реализуется практика педагогического наставничества. Принятые меры позволили за пять лет сократить количество учительских вакансий в сельских школах края на 30 %. Благодаря целенаправленной работе численность учителей в возрасте до 35 лет продолжает расти, в 2018 году она составила 24,3 %. Однако этих мер недостаточно для решения кадровых проблем.
— Предлагаем предоставить педагогическим колледжам возможность возобновить подготовку педагогов по остродефицитным специальностям (иностранный язык, математика, русский язык и литература) и увеличить региональную квоту приема Красноярскому педагогическому университету для обучения по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» на 1500 мест, – цитирует Светлану Маковскую пресс-служба правительства Красноярского края.
В регионе работают 1100 школ, 63 % из них находятся в сельской местности, некоторые учреждения до сих пор располагаются в деревянных зданиях, поэтому необходимо обновлять инфраструктуры. За последние шесть лет в крае построено 20 школ, в том числе 14 за счет регионального бюджета. В ближайшие три года планируется построить еще восемь образовательных учреждений.
— Для исключения рисков обучения школьников во вторую и третью смены на строительство трех школ (общей численностью 4060 обучающихся) в микрорайонах-новостройках Красноярска требуется дополнительное финансирование и поддержка федерального уровня, – отметила Светлана Маковская.
Также министр обратила внимание на необходимость обновления школьного автопарка. В связи с вступлением в силу с 30 июня 2020 года изменений, предусматривающих ограничение сроков эксплуатации школьных автобусов (не более 10 лет с года выпуска), в 2020 году в крае потребуется заменить 230 школьных автобусов.
— Ежегодно на средства краевого бюджета приобретаются школьные автобусы на сумму 50 млн рублей для замены изношенных, но это не решит в полном объеме проблему подвоза, требуется поддержка федерального уровня. Просим рассмотреть возможность выделения краю 430 школьных автобусов, – отметила министр.
Сенаторы поддержали предложения по выделению федеральных средств на строительство трех новых школ в Красноярске, а также по выделению новых школьных автобусов.