5 декабря на четвертом заседании пятой сессии депутаты Заксобрания приняли во втором чтении региональный бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.
Итоговые параметры краевого бюджета на 2014 год составили: доходы — 148,3 млрд рублей, расходы — 171 млрд рублей, дефицит бюджета — 22,7 млрд рублей. Основными источниками покрытия дефицита являются облигационные заимствования и кредиты коммерческих банков.
По словам спикера краевого парламента Александра Усса, «такой напряженной обстановки и интенсивной работы по бюджету не было уже давно».
Подводя итоги обсуждения, в первую очередь Усс отметил положительные аспекты в принятом документе, который по всем требованиям соответствует бюджетному законодательству.
«Основные социальные обязательства, которые имеются у края, в полной мере будут профинансированы. Более того, бюджет на 2014 год предусматривает увеличение социальных расходов по сравнению с прошлым годом на 16 млрд рублей. У нас есть 4 важных социальных цели, которые мы должны достичь к 2016 году. Среди них увеличение зарплаты бюджетникам, ликвидация очередей в детские сады, снятие проблемы по ветхому и аварийному жилью, а также создание необходимой инфраструктуры по обустройству земельных участков, выделяемых многодетным семьям. На эти цели нам предстоит потратить 120 млрд рублей», — отметил председатель Заксобрания.
Но главное, что вызывает большую тревогу у депутатов края, по мнению Усса, это «перенапряженность и разбалансированность бюджета».
«Мы выходим на следующий год с предельным дефицитом в 23 млрд рублей и с большим государственным долгом. Если такая финансовая динамика сохранится, то к 2016 году госдолг увеличится до 114 млрд рублей», — подчеркнул спикер.
По его словам, на формирование дефицита бюджета оказало влияние федеральное законодательство. Например, использование для уплаты налогов механизма консолидированных групп налогоплательщиков. Крупные промышленные предприятия («Норникель», «СУЭК», «Роснефть») имеют возможность по своему усмотрению менять место уплаты значительной части налогов, независимо от того, какие подразделения находятся на территории края – убыточные либо высокорентабельные. Это привело к тому, что в 2010 года платежи в федеральный бюджет предприятий Красноярского края возросли в 2,6 раза, а платежи в краевой бюджет сократились на 4%.
По мнению Усса, ставка только на крупный бизнес привела к тому, что в рейтинге социально-экономического развития край с 7-го места сдвинулся на 14-ое. По соотношению собственного дефицита к доходу регион ушел с 9 места на 77, госдолга к доходам – с 18 на 30.
«Когда бюджет формируется в такой напряженной обстановке, это должно пододвигать край к пересмотру того, как выполняются наши обязательства, как выглядят расходы на управленческий аппарат, почему столь высока стоимость 1 кв. м садика, почему такая цена 1 км асфальтового покрытия и т.д. Объективные проблемы, с которыми край сегодня сталкивается, не должны приводить к самоуспокоению и к отказу от пересмотра нашей собственной финансовой политики», — отметил Александр Усс.