Наука боя С первых дней войны край стал кузницей кадров для фронта

Наука боя С первых дней войны край стал кузницей кадров для фронта

К уже имевшимся на территории региона пяти военным училищам добавилось 15 эвакуированных образовательных учреждений, где готовили летчиков, артиллеристов, пехотинцев, железнодорожников, переводчиков, медиков и даже моряков. Науку боевого искусства не менее активно постигали и гражданские – практически все рабочие и служащие в крае прошли через так называемый всевобуч. Военнообязанные и допризывники проводили настоящие учения, по жесткости и реальности ничем не отличавшиеся от маневров настоящих солдат.

Отстоявшие небо и землю

В край эвакуировали учебные заведения со всей страны, много училищ перебралось из Украины. Киевские педагоги готовили на красноярской земле артиллеристов, пехотинцев, связистов и летчиков.

Конечно, при эвакуации не все проходило гладко – и курсанты, и преподаватели сталкивались с нехваткой аудиторий, жилья, нужной материальной базы. Некоторым училищам не раз приходилось менять места дислокации. Так, 12-я Краснодарская специальная школа ВВС РККА, готовившая старшеклассников к поступлению в авиаучилища, сначала обосновалась в Енисейске, а затем перебазировалась в Абакан. Не всем авиашколам везло с аэродромами – почвы не везде были пригодны для взлетно-посадочных полос. Пожалуй, больше всех «угадала» с месторасположением Бирмская школа пилотов – она базировалась в Черногорске, где на песчано-каменистую почву с травой могли садиться все типы самолетов того времени в любую погоду. А климат позволял курсантам совершать учебные полеты практически круглый год.

Впрочем, никакие бытовые неурядицы не могли помешать учебному процессу. Лекции и практические занятия велись с первых дней приезда – в неподготовленных и зачастую неотапливаемых аудиториях, на неприспособленных полигонах. Курсанты и преподаватели быстро обживались и самостоятельно налаживали инфраструктуру.

Особенно активно в крае готовили специалистов для военно-воздушных сил – летчиков-истребителей, стрелков-бомбардиров, штурманов, авиамехаников… Из стен училищ выходил практически весь набор профессионалов для авиации. Так, Бирмская авиашкола подготовила 1 215 пилотов-истребителей. Из выпускников черногорского и красноярского аэроклубов (Хакасская область в годы войны входила в состав Красноярского края) был сформирован 679-й ночной бомбардировочный авиационный полк, до конца войны сражавшийся на Карельском фронте. Самолеты и личный состав канского аэроклуба стали частью 682-го полка в Ленинск-Кузнецком.

Инструкторский и курсантский состав Красноярского аэроклуба с членами экзаменационной комиссии

Обучение в крае проходили не только новички, но и опытные боевые пилоты. На базе гражданского аэродрома в Красноярске с 1942-го по 1946 год базировался запасной авиаполк ВВС СибВО, где фронтовые летчики осваивали управление американскими «кобрами» и другими лендлизовскими летательными аппаратами, которые перегоняли по красноярской воздушной трассе.

Времени на подготовку не было, а потому учебный график спрессовывался до минимума. К примеру, артиллерист должен был стать профессионалом высочайшего класса всего за восемь месяцев. Ежедневное расписание военного курсанта, по меркам сегодняшних студентов, выглядит невыносимо жестким. В некоторых училищах занятия длились по 10 и более часов плюс два часа на самоподготовку. И это без учета ночных полевых выходов, занятий по тактике. Артиллеристы особое внимание уделяли практическим занятиям борьбы с танками противника, имитации боевых действий батареи в окружении и выходу из него. Проводились такие учения в любую погоду – в мороз и жару, днем и ночью. Курсантам создавали как можно более тяжелые условия. Несмотря на все сложности, на стрельбах оценки курсантов не опускались ниже «хорошо» и «отлично». Тех, кто не справлялся с программой, отправляли на специальности попроще.

Если преподавателем или главой училища оказывался бывший военный, а тем более фронтовик, результаты слушателей существенно улучшались. К примеру, Сумское артиллерийское училище, разместившееся в Ачинске, по отзывам командиров с передовой, стояло в пятерке лучших в стране. Все объяснялось просто – начальником в 1942 году был назначен полковник, воевавший на Волховском фронте. Именно он заставил командиров и преподавателей перекроить весь учебный процесс с учетом боевого опыта борьбы с немцами.

Курсанты вместе с преподавателями оборудовали полигоны для стрельб, построили инженерный городок и полосу препятствий. Коллектив педагогов даже смог выпустить собственное учебное пособие по артиллерии – некоторые из красноярских наработок были приняты на уровне страны и рекомендованы к включению в программу других учебных заведений.

Молодость и опыт

Одна из основных проблем эвакуированных училищ – нехватка преподавательского состава. Лучшие офицеры, инструкторы отправлялись на фронт. Нередко к доске вставали вчерашние курсанты или не годные по состоянию здоровья офицеры запаса. Красноярский крайком однажды направил более ста работников образования из вузов города в помощь военным училищам.

Но даже в таких условиях качество обучения военных специалистов оставалось отличным. Требования как к курсантам, так и к преподавателям были высоки. В мае 1943 года нарком обороны генерал-полковник Щаденко выпустил директиву: «…отбор кандидатов вести не по формальным признакам общеобразовательной подготовки не ниже семилетки, а направлять в пехотные, пулеметные и пулеметно-минометные училища кандидатов из младшего начсостава с образованием 5 классов из числа имеющих хорошее общее развитие, физически крепких, проверенных людей».

К кандидатам, обучающимся на командиров, требования были еще строже. На эти позиции старались брать не зеленую молодежь, а людей зрелых и желательно с высшим образованием.

Такой подход давал о себе знать. Так, 1-е Киевское Краснознаменное артиллерийское училище имени С. М. Кирова, расквартированное в крае, получало множество писем с фронта – с благодарностями как самих выпускников, так и их командиров. Некоторые из посланий сохранились до сих пор в архивах. Практически в каждом из десяти военных выпусков кировцев можно найти своего героя или орденоносца.

— Недавно встретил наших выпускников: Дундакова – он командир минометной батареи, лейтенантов Дудко и Соловьева – оба орденоносцы… Соловьев со слезами на глазах вспоминал училище и благодарил за знания… Отметил большую пользу арттренажей, – писал в письме в учебное заведение работник штаба Юго-Западного фронта полковник Подольский.

Мал да удал

Самолеты У-2, на которых обучались курсанты военных училищ и аэроклубов в гражданское время, очень пригодились отечественной авиации. Тихоходная, но маневренная и неприхотливая машина пользовалась особым спросом у фронтового командования. Самолет не требовал длительного времени на подготовку к вылету, был неприхотлив к взлетно-посадочным площадкам, мог летать ночью на сверхмалых высотах. Поэтому У-2 часто применялся для оперативного бомбометания по переднему краю противника в условиях фронта, разведки, доставки донесений. Несмотря на игрушечный вид, эта машина была настоящей грозой немцев.

В больших количествах У-2 был только в аэроклубах и училищах. Именно поэтому в 1941 году Государственный комитет обороны постановил передать в ВВС самолеты и сформировать из них пять авиаполков. От красноярского, черногорского и канского аэроклубов были приняты 29 самолетов, 25 ночных летчиков и столько же техников. Самолеты, моторы которых имели ресурс не менее 50 %, были оснащены ночным оборудованием, всем имеющимся стрелковым, бомбардировочным вооружением, подготовлены к зимней эксплуатации.

Суровый практикум

Преподаватели и выпускники гражданских аэроклубов Красноярского края в очередь выстраивались для отправки на фронт. Уже в 1942 году все клубы на время войны прекратили существование, так как весь личный состав и техника были переданы в ВВС.

Преподаватели эвакуированных в край летных военных школ частенько практиковали боевые стажировки на фронтах Великой Отечественной. Просто научить летать – полдела. А вот научить побеждать в воздушном бою немецких асов – для этого одной теории мало. Тут не только техника пилотирования нужна, но особая тактика и психология, о которой в учебниках не напишут.

Красноярские преподаватели Бирмской летной школы участвовали в разгроме прусской немецкой группировки в октябре – декабре 1944 года. Стажеры вели бои в небе Восточной Пруссии, в Литве и над Балтийским морем. За отличное выполнение заданий многие награждены орденами и медалями. К примеру, преподаватель лейтенант Тришевский стажировался в качестве помощника начальника оперативного отделения штаба по разведке. За грамотное наведение штурмовиков на цели в боевых порядках наземных войск он был представлен к ордену Красной Звезды. Всего 74 офицера и сержанта школы принимали активное участие в боях на фронтах Великой Отечественной, из них 15 человек были награждены правительственными наградами. А в сентябре 1943 года школе было вручено Красное знамя.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт