Игры красноярского блеска Краевые спортсмены выступили в Ванкувере лучше, чем вся сборная России

Игры красноярского блеска Краевые спортсмены выступили в Ванкувере лучше, чем вся сборная России

Никогда еще в редакции «Нашего Красноярского края» не случалось такого ажиотажа. Переговорный зал был переполнен пишущими и снимающими журналистами, а те, кто не поместился, смотрели через стекло. За столом – красноярские победители и медалисты зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Ольга Медведцева, Евгений Устюгов, Александр Третьяков – эти спортсмены совершили настоящий подвиг и не дали сборной России окончательно провалиться на главном зимнем турнире четырехлетия. Как шутят в красноярских спортивных кругах, если бы наш край шел в общекомандном зачете отдельно от России, то обогнал бы всю национальную сборную.

Формат олимпийского мероприятия в «Нашем Красноярском крае» – прямая линия с читателями газеты, а затем ответы на вопросы журналистов. После возвращения из Ванкувера это первая организованная встреча спортсменов с общественностью. Поэтому телефоны разрывались от звонков. Особенно болельщиков интересовали вопросы, связанные с российским провалом на канадских играх. Видимо, предвидя это, на встречу с олимпийцами пришел и. о. министра спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края Сергей Гуров, также побывавший на Олимпиаде: кому как не чиновнику рассуждать о спортивных проблемах страны? В нашем материале мы публикуем «микс» из читательских и журналистских вопросов – наиболее интересных и волнующих многих людей.

Варежки по-советски

– На протяжении олимпийских соревнований в биатлоне и мужскую, и женскую команду преследовали неприятности. В чем причина? Команду плохо подготовили к стартам?

Ольга Медведцева (двукратная чемпионка Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити и Ванкувере по биатлону):

– У нас были проблемы не столько с подготовкой или со смазкой лыж, как писали в СМИ, сколько с погодными условиями. Возьмем мужской спринт – нашим ребятам просто не повезло. За медали билась первая десятка стартовавших – всех остальных накрыло дождем. Соответственно, в таких погодных условиях нужно бежать на других лыжах. А у француза, который выиграл гонку, они намного лучше работали – так получилось. Наши технические специалисты абсолютно не виноваты. Вообще, перед каждым стартом спортсменов обходили тренеры – проверяли состояние винтовок, крепления ремней и прочие вещи. У меня претензий к подготовке, к работе специалистов на Олимпиаде нет.

Сергей Гуров:
– Погода в Ванкувере вообще интересная. Стоишь под снегом, но ощущаешь себя как под проливным дождем. Снег до такой степени мокрый, что промокаешь насквозь.

Ольга Медведцева:
– А в дни, когда было солнечно, другая ситуация. Обычно на пристрелке, перед началом соревнований, все участники – в теплых костюмах. Чтобы мышцы были разогреты, организм не переохладился. А в Ванкувере мы эти костюмы снимали – до того было жарко!

– Олимпийские игры – это всегда праздник, зрелище! Поделитесь личными впечатлениями от Ванкувера. Удалось ли увидеть что-то, кроме спортивных арен? Может, прикупили необычные сувениры?

Евгений Устюгов (олимпийский чемпион и бронзовый призер зимних Олимпийских игр в Ванкувере по биатлону):
– Это для зрителей Олимпиада – зрелище. А спортсменам тяжело. Огромнейший груз ответственности на плечах. Думаешь только о спорте – никаких посторонних эмоций не ощущаешь. Например, наша команда не пошла на открытие Олимпиады, потому что уже на следующий день девушки соревновались. Мы решили остаться дома – чтобы не заболеть. А в Ванкувер, от которого мы жили в 160 километрах, съездили всего один раз – развеяться, стресс снять, погулять по городу.

Ольга Медведцева:
– А мы, женщины, шопингом, конечно, позанимались. В Ванкувере вообще было очень красочно. Везде стояли сцены, где с утра до вечера развлекали гостей Олимпиады. Запомнились специальные магазины, где продавали разнообразные вещи с символикой Игр. Кстати, помните хваленые варежки с олимпийскими кольцами, которые чуть ли не каждый носил? Так их в свободной продаже не было. Выдавали чуть ли не по талонам. Как в советские времена, когда в одни руки – две булки хлеба, так и в Ванкувере – две пары варежек на человека. И люди с 8 утра занимали громадные очереди!

Александр Третьяков (бронзовый призер зимних Олимпийских игр в Ванкувере по скелетону):
– А мне как человеку, который закончил соревноваться раньше биатлонистов, запомнились небывалые эмоции на стадионах. Я ходил на соревнования как простой зритель, сидел на трибунах, наслаждался, впитывал в себя эту гигантскую энергетику, исходившую от канадцев. Как же они переживали за своих – это неописуемо! Понимаю, как же тяжело было бороться против хозяев Олимпиады – при такой-то поддержке! Свободных мест просто не было – я такое первый раз наблюдал.

Экстремальный быт

– Журналисты, побывавшие на Олимпиаде, рассказывали, что в плане организации условия были жуткими. Холодные комнаты, плохая еда – для тех, кто не защищает цвета канадского флага…

Ольга Медведцева:
– Женской сборной по биатлону повезло. Мы жили в шикарных условиях – не в Олимпийской деревне, как наши мужчины, а в отдельных квартирах, по одной девочке в комнате. А я была вместе с мужем – вообще «шоколадно». Нас вкусно кормили. А шеф-повар, Анатолий Николаевич, и вовсе называл себя «помазанником божьим». Ему довелось готовить Алексию II, а также Горбачеву, Ельцину… Короче, питались по-домашнему. Но право на такую комфортную жизнь пришлось отстаивать. Помните, перед Олимпиадой поползли нелепые слухи о допинг-скандалах, и руководители делегации решили, что все спортсмены должны жить вместе, под присмотром. Но когда мы посмотрели на жилье в Олимпийской деревне, поняли – это не вариант. Представьте себе, двухъярусные малогабаритные квартиры. Шесть спален, по две кровати в комнате. Три санузла на два этажа. 15 женщин в этом помещении – очень тяжело! Мы бы, конечно, не удавили друг друга, но заряды негативной энергии получали бы постоянно. Каждый же по-разному к стартам подходит. Кому-то надо уединиться, кому-то музыку послушать – а не жить в общем гоготе… А насчет питания, Женя, я слышала, у вас в Олимпийской деревне какие-то палатки стояли с едой?

Евгений Устюгов:
– Ну да. Была там пища… Есть приходилось из бумажных тарелочек бумажными вилками. Однозначно не каждому подойдет. От лыжников даже слухи дошли, что многие ребята обедали в этих «заведениях», а потом заработали себе расстройства желудков от некачественной пищи.

Александр Третьяков:
– А я вообще жил в экстремальных условиях. Наша сборная заехала в деревню только 13 февраля – через день после открытия Олимпиады. И нам не хватило мест из-за ошибки организаторов! Пришлось им в темпе подгонять вагончики, создавать «трейлерный городок» и заселять нас туда – не только русских, но и спортсменов из многих других стран. Но нам не привыкать. Сталкивались и с условиями потяжелее. Главное – боевой настрой!

Ольга Медведцева:
– Еще одна деталь. В таунхаусах, где мы жили, все квартиры уже были распроданы! Нам сразу организаторы много условий поставили, например чтобы мы зеркала не трогали: «Они же тонкие, разобьются еще». Деталей много интересных. Заходим в одно помещение. Оно темное, без окон, дверей, диван какой-то кожаный посреди комнаты стоит. Оказывается, здесь будущие хозяева решили сделать гараж – все продумано до нас! Или еще случай. После завершения соревнований мы решили поехать на свой стадион – потренироваться. А там уже все убрано – ни трибун, ни палаток. И не скажешь, что еще вчера здесь проходили олимпийские соревнования…

Лучше Бьорндалена

– Евгений, вас уже сейчас сравнивают с великим биатлонистом Оле-Эйнаром Бьорндаленом. Готовы повторить его многолетние спортивные подвиги? И не боитесь ли испытания «медными трубами»?

Евгений Устюгов:
– Да, я слышал такие высказывания… По поводу сравнений – думаю, рано их делать. Он человек титулованный, опытный. А я всего год выступаю на столь высоком уровне. Ко всем испытаниям готов, думаю, пройду их с достоинством. Оле-Эйнар – человек, чьих рекордов повторить никто не сможет, разве что превзойти…

Сергей Гуров:
– Видите, какой Женя скромный человек! Так и сказал – повторить нельзя, надо лучше стать. Очень скромно и правильно (одобрительный хохот в зале).

– Еще один вопрос Евгению, шуточный. Спортивные комментаторы часто говорят, что на мгновенное улучшение ваших результатов повлияла свадьба. Может быть, надо срочно женить или выдать замуж всех российских спортсменов, не обремененных браком, – чтобы сразу выиграть Олимпиаду?

Евгений Устюгов:
– По поводу своей женитьбы – согласен полностью. Вместе с супругой мы сделали шаг в лучшую сторону. Конечно, поначалу это мешало – отвлекался от спорта, не мог концентрироваться на биатлоне полностью. Но затем, со временем, все наладилось, и я очень благодарен любимой жене за то, что она меня поддерживала и во многом помогла выиграть олимпийские награды! Что касается вопроса, женить ли всех, думаю, каждый человек должен своей головой думать. Кто-то женится – и совсем будет для спорта потерян (улыбается).

– Ольга, вы прошли через дисквалификацию, критику злопыхателей, тяжело возвращались в большой спорт – и доказали свой статус выдающейся спортсменки, выиграв второе в карьере олимпийское «золото», на сей раз в эстафете. А что дальше? Собираетесь ли на Олимпиаду в Сочи?

Ольга Медведцева:
– Я могу уже сказать – в Сочи выступать не буду. Все-таки спортивный возраст берет свое – через четыре года мне будет тяжело соревноваться с более молодыми. Лучше взять в команду новое поколение биатлонисток, которые будут рвать и метать. А мне хочется домой, к детям…

Сергей Гуров:
– То есть Ольга фактически объявила о завершении карьеры… (смеется)

Ольга Медведцева:
– Да не объявила я! Только про Сочи сказала. А вообще Дмитрий Георгиевич Миндиашвили поделился мудрым советом: «Не принимай поспешных решений. Отдохни полгодика, восстановись. Эмоции улягутся – все решишь». Так что мало ли… Может, я еще и побегаю – на тех же соревнованиях российского уровня, молодежи конкуренцию составлю.

Сергей Гуров:
– А может, в чиновники пойти?

Ольга Медведцева:
– Так это же потеснить кого-то придется!

Сергей Гуров:
– Кого примете решение потеснить – того и потесним (улыбается).

Тренеры – вместо «халявщиков»!

– Россия запомнилась на Олимпиаде не только провальным выступлением, но и гулянками чиновников и артистов шоу-бизнеса в Русском доме. Как вы считаете, справедливо ли везти певцов и актеров на Олимпиаду за счет государства, когда на проживание для российских тренеров не хватает денег?

Ольга Медведцева
– Вопрос очень справедливый. Я точно не знаю, на какие деньги певцы ездили на Олимпиаду, но, думаю, не на свои. В Русском доме не была, понятия не имею, кто и как там гулял… Но скажу одно – многие тренеры, которые четыре года вкладывали серьезные усилия в своих воспитанников, очень хотели бы съездить в Ванкувер. Спасибо Союзу биатлонистов России, который взял на себя расходы по проживанию моего наставника и мужа Валерия Медведцева. К сожалению, помогать на трассе, как мы планировали, он не смог. Аккредитации не было. Ее, оказалось, не так просто получить. На каждую федерацию выделяется своя квота – а в биатлоне очень много технических сотрудников, естественно, что аккредитации достались им.

– А что полезного тренер может вынести для себя с Олимпиады?

Евгений Устюгов:
– Хороший тренер всегда найдет, что нового усвоить. Если человек хорошо разбирается в современных тенденциях, правильно оценивает ситуацию, личное присутствие на Играх сделает его более сильным специалистом. Особенно в психологическом плане. Олимпиада – это соревнования, на которых люди попросту ломаются. И если тренер будет вместе со своим учеником, он сможет вовремя увидеть какие-то нюансы, сделать выводы и пресечь кризисную ситуацию. Я уже не говорю о том, что к следующей Олимпиаде такой тренер сможет подвести спортсмена в лучшей форме – уже с учетом каких-то ошибок.

– Президент Медведев предложил высоким спортивным чиновникам, виновным в олимпийском провале, написать заявления «по собственному желанию». Как вы считаете, решит ли это накопившиеся проблемы?

Сергей Гуров:
– Я понимаю рядовых болельщиков – им хочется, чтобы виновные были немедленно наказаны. Я и сам расстроен результатами многих соревнований. После заявления президента журналисты начали отправлять в отставку федерального министра спорта Виталия Мутко. Но я отлично понимаю: не Мутко виноват, что такая ситуация произошла. Он возглавляет спорт всего два года, а провал в Ванкувере – это результат спортивной разрухи 90-х годов. Более того, с начала 2000-х в спорт не вкладывались деньги в том объеме, который необходим. Да, если сейчас не надавать чиновникам «тумаков для ускорения», в Сочи мы выступим столь же плохо. Но кардинальные перестановки, на мой взгляд, не нужны. Заменим сейчас Мутко на другого человека – так он год затратит на то, чтобы разобраться в делах. А уже в 2012 году начнется летняя Олимпиада в Лондоне. Пока будем разбираться в хозяйстве – упустим драгоценное время и снова провалимся. Потом снова, что ли, нового министра назначать? На мой взгляд, главная проблема министерства – нынешняя система взаимодействия. Федерация не работает с регионами напрямую. А это необходимо!

Доработать до Сочи

– Все мы видели, как засудили фигуриста Евгения Плющенко. Согласны ли вы с тем, что это беспредел по отношению к сборной России и легендарному спортсмену?

Ольга Медведцева:
– Знаете, что касается Жени, я слушала мнения специалистов. Многие считают, что он проиграл не по причине судейского произвола, а потому что слишком сложную программу выбрал. Выполнение, говорят, было не совсем качественным – вот и не занял первого места. Но я считаю, «серебро» – отличный результат для Плющенко. Человек три года чем только не занимался – и в шоу-бизнесе был, и в политике, вел не совсем спортивный образ жизни. А потом, благодаря характеру, силе воли, вернулся, набрал форму, завоевал медаль, которая тяжело ему досталась. Это человеческий подвиг! Я все думаю – почему наши «ледяные танцоры» Татьяна Навка и Роман Костомаров не поступили так же? Они же до сих пор классно и артистично катаются – гораздо лучше канадской пары, победившей в Ванкувере.

Сергей Гуров:
– Думаю, судьи рассуждали так же, как Ольга. Ну что это такое? Плющенко несколько лет где-то ходил, тусовался, не тренировался. А тут вернулся и сразу «золото» хочет! Нет, Женя, так нельзя.

– Несмотря на триумф красноярских спортсменов, Олимпиада в Ванкувере принесла много разочарований. Бывшие россияне выигрывают медали, выступая за другие страны, великие спортсмены уходят, достойной смены нет… Неужели нас ждет еще более мрачное олимпийское будущее?

Сергей Гуров:
– На самом деле молодая талантливая поросль есть. Взгляните на Женю Устюгова, на Сашу Третьякова – они только-только из юниорского возраста вышли. Еще выступать и выступать! Могу говорить за Красноярск. У нас растет множество талантливых спортсменов – в той же Академии биатлона, чьим выпускником является Устюгов. В 2010 году мы ее достроим, в том числе и за счет федеральных средств – на это нам выделяют 50 миллионов рублей. Мы работаем над созданием Академии зимних видов спорта в Красноярске. Если построим – дадим серьезный толчок дальнейшему развитию скелетона, санного спорта. А если приобретем собственный боб и создадим красноярский экипаж – то и бобслея. Конечно, мы не можем отделять Красноярский край от всей страны. Но в то же время в Ванкувере мы доказали, что по-прежнему остаемся одной из главных кузниц спортивных кадров. В Пекине-2008 именно Красноярский край принес первое «золото» в копилку сборной – а всего было три медали высшего достоинства. И в Ванкувере, считаю, мы выступили удачно. А если постараемся, то из Сочи привезем еще больше медалей – как наш край, так и вся Россия.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,
Без рубрики
21 апреля 2024
Как выбрать семенной картофель?
Специалисты Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю настоятельно рекомендуют не покупать семенной картофель у непроверенных продавцов на стихийных и придорожных рынках.
Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,