На просторах Арктики

На просторах Арктики

 

Человечеству только предстоит по-настоящему открыть Арктику, научиться добывать и рационально использовать ее ресурсы, не нанося вред этой хрупкой системе. Специалисты говорят: освоение Арктики – не спринт, а долгий марафон. И успех в нем – правильное распределение сил на дистанции и точное понимание целей.

Только комплексное развитие

Сегодня на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – продолжается поиск наиболее действенных форм развития Арктики. Сложный климат, примитивная инфраструктура, отсутствие эффективной системы управления – всем нам известны эти негативные факторы, характеризующие Российское Заполярье. Поэтому Арктика становится самостоятельным объектом государственного регулирования и управления. От этого зависит, будет ли территория развиваться в современном формате XXI века или же останется со своими изношенными фондами и продолжающимся оттоком населения.

И. о. заместителя председателя правительства Красноярского края Юрий Захаринский:

– Считаю, к Арктике должно быть особое отношение. Мы знаем, как реализовывались во времена СССР крупнейшие проекты, например, такие, как освоение целины, строительство БАМа. Сегодня к развитию Арктики должны подходить так же комплексно, считая освоение этой территории государственной задачей. Мы обсуждаем перспективы развития Севера как точки роста экономики страны.

В последние два года говорится о создании опорных зон как основном механизме развития арктических регионов. Из восьми опорных зон, которые будут создаваться в арктической части России, одна красноярская – Таймыро-Туруханская.

– Создание Таймыро-Туруханской опорной зоны объективно понятно, – считает Юрий Захаринский. – 89 процентов территории нашего региона – районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Проживают в них почти 500 тысяч человек. Статус арктической зоны получили три муниципальных образования – город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы. А это почти половина территории края.

Развитие Красноярской Арктики связано с развитием металлургии в Норильском промышленном районе, а также с созданием четырех добывающих центров: Усть-Енисейского, Хатангского, а в перспективе Авамского (нефтегазодобыча) и Диксонского (угледобыча).

Богатства красноярских недр

Никель, медь, платина, золото, алмазы, нефть, уголь – все это Красноярская Арктика. – Сегодня на севере края уже сформирована мощная производственная база, отмечает Юрий Николаевич. Например, Заполярный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель» производит более 90 процентов российских объемов никеля, более 40 процентов меди и 98 процентов металлов платиновой группы. В будущем рудная база будет расширяться.

«Ванкорнефть» в Туруханском районе ежегодно добывает более 20 млн тонн нефти на Ванкорском, Сузунском, Тагульском и Лодочном месторождениях. До 2025 года компания планирует инвестировать в производство три триллиона рублей. К этому времени добыча возрастет в два раза.

В Северо-Енисейском районе работают золотодобывающие предприятия «Полюс», «Соврудник», «Прииск «Дражный». В 2017 году они добыли 62 тонны золота. Остальные компании – еще пять тонн. Все это – четвертая часть всего добываемого золота в России.

Начато освоение Западно-Таймырского угленосного района рядом с городским поселением Диксон. В 2015 году компания «ВостокУголь» и ее дочернее предприятие «Арктическая горная компания» приступили к разработке одного из самых крупных в мире месторождений антрацита.

Перспективен для освоения и Горный Таймыр на север от Хатанги. По оценкам геологоразведчиков, потенциал этой территории – более двух тысяч тонн золота. Горный Таймыр может стать крупнейшей золотоносной провинцией.

Ждет освоения крупнейшее месторождение импактных алмазов – Попигайское, а также месторождение редкоземельных металлов – Гулинский массив.

Сделать комфортным для проживания

Создание опорной зоны – не просто слова. Все арктические центры становятся территориями опережающего социально-экономического развития. Например, в планах «ВостокУгля» возрождение порта Диксон как узловой точки Северного морского пути и Российской Арктики, создание в ближайшие годы до трех тысяч рабочих мест, ремонт жилого фонда и объектов ЖКХ.

В 2019 году корпорация «АЭОН» начинает освоение Сырадасайского месторождения на полуострове Таймыр по добыче угля и параллельно строительство морского порта, автодорог, обогатительной фабрики.

Важной составляющей формирования опорной зоны станет развитие транспортной системы Енисей – Северный морской путь. Сегодня сеть автомобильных дорог в Арктике представлена в основном сезонными трассами – зимниками. Крайний Север держит связь с материком через три морских порта (Хатанга, Дудинка, Диксон) и семь аэропортов (Норильск, Хатанга, Диксон, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Игарка, Светлогорск).

– Северный морской путь станет каналом транспортировки добытых на месторождениях Арктики ресурсов, – отмечает и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края. – Поселок Диксон и село Хатанга – важнейшие опорные точки не только Северного морского пути, но и контроля за российским сегментом Арктики в его геополитическом смысле. 10 апреля мы провели круглый стол «Диксон сегодня. Прогноз развития до 2025 года» – обсудили перспективы комплексного социально-экономического развития поселка. В 2025 году Диксон отмечает 110-летие, и мы должны полностью его преобразить, сделать комфортным для проживания.

 

Территория мира

На Северном форуме, который прошел 11–12 апреля в рамках 15-го Красноярского экономического форума, наш край передал председательство в этой организации Ненецкому автономному округу.

Северный форум – международная организация регионов, имеющих арктические территории. Это неправительственная организация под руководством губернаторов северных территорий разных стран. С 1991 года – одна из самых авторитетных площадок выстраивания международных отношений в Арктике.

Председателем Северного форума Красноярский край был избран в ноябре 2015 года. Два с половиной года наш регион продвигал идею развития арктической зоны, привлекая к обсуждению не только руководителей российских регионов, но и зарубежных партнеров.

– С 2015 года количество членов Северного форума увеличилось в два раза, – отмечает Юрий Захаринский.

– Эта площадка позволяет объединять усилия разным территориям, а также делиться опытом. В сегодняшней не самой простой международной ситуации Арктика рассматривается как территория мира, диалога. Северный форум объединяет десять российских регионов и четыре зарубежных, около десяти территорий проявляют интерес к этой организации и рассматривают возможность вступления в нее.

За время председательства Красноярского края разработано и утверждено положение о конкурсе проектов Северного форума. Теперь каждый регион может претендовать на финансирование от этой организации. Конкурс объявлен в апреле, сбор заявок продолжится до 1 сентября 2018 года.

На круглых столах и совещаниях в рамках Северного форума в Красноярске обсуждались очень важные вопросы. И прежде всего – стратегия развития арктической зоны. Каким будет этот регион в будущем, во многом зависит от сегодняшних решений и действий.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света