Экологи Красноярска проверяют данные о загрязнении города бензпиреном. Члены ассоциации экологических расследований взяли пробы воздуха на улицах краевого центра и вынесли вердикт: автотранспорт не является главным поставщиком этого вредного вещества.
Экологи вышли на магистрали
Как говорят инициаторы проекта по экологическим расследованиям, они хотят мотивировать соотечественников отстаивать права на чистый воздух в городе. Исследования состояния выбросов в атмосферу в разных точках краевого центра проводят с мая 2017 года.
Руководитель проекта Сергей Михайлюта почти два десятка лет занимается исследованием состояния воздуха в Красноярске. На этот раз кандидат технических наук, член экспертного совета по экологии Законодательного собрания Красноярского края и руководитель проектов Ассоциации экологических расследований вместе со своими коллегами взялись за масштабную акцию – определить точки максимального загрязнения атмосферы в краевом центре, а затем выявить источники выбросов.
Для своих исследований определили 25 точек на правом и левом берегах: от улицы Пограничников (прямо за КрАЗом) по основным автомагистралям. Пробы брали и днем и ночью – для того, чтобы вычислить уровень загрязнения автотранспортом и промышленными предприятиями.
Измерения проводили по 26 показателям – спиртам, формальдегиду, бензпирену, стандартным веществам. Выявили, что концентрация этих веществ в определенных точках нередко превышает ПДК.
Автотранспорт реабилитировали?
Бензпирен считается чуть ли не главным опасным веществом, которое содержится в нашем воздухе. Образуется он при сгорании углеводородного топлива – жидкого, твердого и газообразного. Так что «фонят» в Красноярске все предприятия: и большие, и малые, печи отопления, а также автотранспорт. Впрочем, в официальных отчетах именно машинам и автобусам отдается пальма первенства в загрязнении атмосферы бензпиреном. Почему? Этим вопросом задались исследователи.
На бензпирен пробы отбирали в жилых кварталах и автомагистралях с наиболее активным движением. С 10 августа по 1 сентября здесь установили пункты отбора проб, которые работали с раннего утра и до поздней ночи. В итоге анализировался суточный выброс вредного вещества. Итог оказался неожиданным.
По данным замеров, самыми загрязненными бензпиреном оказались жилые районы с частной застройкой – поселки Суворовский и Торгашино. Здесь уровень опасного вещества достигал 20, а то и 50–60 нг/м3 (хотя ПДК в жилой застройке не должна превышать 1 нг/м3, а в производственной зоне – 5 нг/м3). Оживленные автомагистрали, наоборот, демонстрировали достаточно низкий уровень загрязнения. В течение суток концентрация бензпирена держалась на уровне 1–2 нг/м3, а к вечеру повышалась до 5 нг/м3(как говорят экологи, именно вечером слои воздуха активно перемешиваются и выбросы не рассеиваются).
– На автомагистралях, где отбирали пробы, среднесуточная интенсивность движения – до четырех тысяч авто в час, – рассказывает Сергей Михайлюта. – Мы проанализировали структуру транспортного потока: 95 процентов – легковые автомобили. Грузовики и автобусы занимают не больше пяти процентов.
Кто загрязняет воздух?
Исследователи говорят: не увидели тесной связи насыщенности улиц транспортом с высокой концентрацией бензпирена. И сделали вывод: в Красноярске недооценивают вклад в загрязнение атмосферы различных источников. Между известными загрязнителями вклад распределяется вразрез с реальной ситуацией.
По официальной статистике, в год в атмосферу Красноярска выбрасывается около 2,5 тонны бензпирена. Основными загрязнителями считаются автотранспорт и крупные предприятия. А ассоциация экологических расследований на основе проведенного анализа пришла к выводу, что выбросов гораздо больше – до пяти тонн, при этом автотранспорт занимает третью строчку в списке загрязнителей. На первое место, по утверждению экологов, выходят мелкие котельные.
– Предприятия теплоэнергетики в Красноярске в год сжигают около трех миллионов тонн угля. Он преобразуется в бензпирен. Но если для крупных ТЭЦ коэффициент выброса составляет 0,14 мг на тонну, то для мелких котельных и печей может достигать 1500 мг на тонну, – поясняет Сергей Михайлюта. – Причина – разные условия сгорания угля. Играет роль и температура горения, и высота трубы.
Данные своих исследований экологи передали в министерство экологии и рационального природопользования, а также в прокуратуру. Активисты считают: необходимо срочно установить, кто загрязняет воздух Красноярска.