Признание за призвание Краевой клинической больнице 75 лет

Признание за призвание Краевой клинической больнице 75 лет

Инновационные методы лечения, высокотехнологичная медицинская помощь, сложнейшие операции – все это о краевой клинической больнице, которая входит в тройку лучших в СФО. Вот уже 75 лет лечебное учреждение стоит на страже здоровья жителей края. Своих первых пациентов больница приняла в далеком 1939 году.

Сегодня медицина шагнула далеко вперед. О том, как развивалась краевая клиническая, какие изменения ждут клинку в ближайшее время, наш разговор с главным врачом Егором КОРЧАГИНЫМ.

Развивать реабилитацию

Корчагин.jpg– Сейчас на территории краевой идет стройка – возводят новый хирургический комплекс. Что планируется дальше?

– Вся 75-летняя история нашей больницы свидетельствует о том, что не было ни одного года – даже в самые тяжелые времена, – когда бы она не развивалась. Но медицинская помощь очень ресурсозатратна, она требует в том числе и инфраструктурных изменений. Наши корпуса, которые были построены в 50-е, 70-е и даже 30-е годы, уже не отвечают новым требованиям и не позволяют двигаться дальше.

Операционные не соответствуют новейшим требованиям по вентиляции, по площади и другим критериям. Мы и в таких условиях выполняем сложнейшие нейрохирургические, травматологические операции, трансплантацию органов, но на это тратятся дополнительные усилия.

В 2019 году мы планируем вывести подразделения, которые находятся в устаревших помещениях, в более подходящие. Будем развивать новые направления, по которым сегодня есть дефицит. Это лечение неврологических заболеваний: пока мы лечим только острое нарушение мозгового кровообращения, но при этом есть еще, к примеру, больные с рассеянным склерозом, им мы не можем оказать помощь из-за отсутствия площадей. В планах также реабилитация пациентов. После сложных и обширных вмешательств отправлять их в обычные ЦРБ не всегда правильно. Оставлять их в том же отделении на более длительный срок не получается – тем самым мы лишаем других пациентов возможности быстро сделать операцию. Планируем расширить оказание помощи по гематологическому профилю.

– Наш регион в числе немногих в России, где проводятся операции по пересадке печени, сердца и почек. Пересадку каких органов планируете освоить в дальнейшем?

– Да, операции по пересадке печени, сердца и почек фактически уже поставлены на поток. Сейчас наша задача – отработать технологии тех видов трансплантации, которые уже выполняем. В таком случае сможем хотя бы в два-три раза увеличить количество операций. Мировые клиники сейчас выполняют пересадки органов при отсутствии полной совместимости крови и тканей. Это удается за счет новейших и дорогих препаратов, которые помогают избежать иммунного ответа. А мы, даже имея подходящий орган, зачастую просто отказываемся от операции: он не подходит никому из нашей базы. Но я думаю, не пройдет и пяти лет, как перейдем на тот же принцип работы, что и за рубежом.

Начав выполнять трансплантацию в Красноярске, мы дали, по сути, единственный шанс на продление жизни тем, кто нуждается в таких операциях. Ранее такой пациент получал направление в Москву, но фактически пользовались этой возможностью человека два в год. Нужно было не только найти деньги на билеты, но и оплачивать дорогую аренду жилья в течение многих месяцев – никто заранее не может сказать, когда найдется подходящий донор. Сегодня пациент живет спокойно дома – а мы в нужный момент обеспечиваем его доставку. Последний пациент, которому мы пересаживали сердце, жил на границе с Дзержинским районом.

Радует, что сейчас в обществе есть понимание необходимости в трансплантации. Все религиозные конфессии одобряют такую возможность сохранения жизни человека.

Продлить жизнь

– В этом году юбилей и у гематологического отделения – ему исполняется 55 лет. Уже несколько десятилетий здесь лечат в том числе злокачественные заболевания крови. Насколько успешно это делается сейчас?

– Статистика очень оптимистичная – если сравнивать результаты даже десятилетней давности с сегодняшними. Появились новые дорогостоящие препараты, которые работают более эффективно. Причем во многих случаях не обязательно лежать в стационаре – достаточно лечения таблетками дома. Даже при одном из самых страшных заболеваний – остром лейкозе – мы можем продлить жизнь уже 15 процентам больных. Немного, да. Но всего 10 лет назад это был один процент. При таких заболеваниях, как лимфомы, миеломная болезнь, количество прожитых лет увеличилось в два-три раза. И сейчас есть люди, которые живут и 10, и 15 лет после диагноза. Хотя не так давно максимум, на что они могли рассчитывать, – это пара лет. Успех связан еще и с тем, что мы перешли на международные протоколы ведения пациентов. Наши специалисты активно изучают западные технологии. Сегодня краевая участвует в 17 мировых клинических исследованиях. В области гематологии мы – один из четырех российских центров, который занят исследованием действия новых лекарств. Это дает возможность применять для наших пациентов инновационные препараты.

Примерно на 2020 год поставили такую задачу, как пересадка костного мозга. Выполнить операцию – не проблема. Но после нее пациент получает препараты, которые просто выключают иммунитет полностью. Именно поэтому мы вначале должны сделать стерильные боксы, чтобы обеспечить безопасность. Обученные специалисты у нас есть, и до 2020-го они еще дополнительно будут повышать свою квалификацию.

Сейчас пока мы пациентов отправляем в Москву или Санкт-Петербург, в федеральные центры, где подыскивают доноров из своей базы.

– Вы бываете в разных крупных клиниках. Из того, что видели, что хотелось бы использовать здесь?

– Доброжелательное отношение к пациентам. Если не хватает знаний, навыков по эффективному бесконфликтному поведению, этому надо обучать. Еще одна задача – создать такие условия для персонала, которые помогли бы ему работать с полной отдачей, затрачивая минимум усилий на второстепенные моменты – ту же писанину, чтобы все было под рукой.

– У вас в клинике висели плакаты для пациентов с телефоном главного врача, чтобы оперативно решить проблему.

– Они и сейчас висят, но мы этим не ограничиваемся. На нашем сайте есть раздел «задать вопрос»: мы обязательно все предложения рассматриваем. Есть и личный прием граждан, и анкетирование для получения обратной связи.

– В опубликованных воспоминаниях прежнего главного врача краевой – Бориса Маштакова – часто встречается мысль: лучшие специалисты не отходят от пациента неделями, борются за его жизнь – а он потом не хочет даже от курения отказаться. Изменилось ли отношение людей к своему здоровью?

– Сейчас все больше людей увлечены здоровым образом жизни, и это радует. Но отчасти проблема остается – не все могут расстаться со своими губительными привычками. Хотя от самого пациента зависит очень многое. Неоднократно обсуждалось, что на здоровье влияет и образ жизни, и питание, и только на 10–15 процентов – уровень медицины. Мы можем сделать очень сложную операцию, потратив на нее уйму денег, усилий. Но если человек не будет ежедневно работать со своим состоянием тела и души, ничего хорошего из этого не выйдет. Если он сам не захочет оставаться здоровым – ему никто не поможет.

По 58 направлениям в краевой клинической больнице оказывают помощь, в том числе высокотехнологичную, по кардиологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии, трансплантологии

Успехи микрохирургии

кисть_1.jpgЭто отделение появилось относительно недавно – в 1994 году. Возглавил его микрохирург Вадим Кеосьян, которого сегодня многие пациенты называют настоящим волшебником.

Буквально несколько дней назад выписалась его пациентка Марина, которой пришили кисть. Несчастье произошло с женщиной на мясокомбинате – ее рука попала в промышленную мясорубку. Благодаря коллеге Марины, который не растерялся, грамотно наложил жгут на травмированную руку, вытащил и поместил отделенную кисть в пакет со льдом, а затем передал врачам, операция стала возможна. Сейчас есть все шансы на восстановление функций реплантированной кисти.

С этим отделением знакомы и те женщины, которые перенесли мастэктомию – операцию по удалению молочной железы вследствие онкозаболевания. Силиконовые импланты не всегда способны решить эстетическую и психологическую проблему. Как исправить ситуацию? В отделении применяют реконструкцию TRAM-лоскутом. В мире это считается одной из самых эффективных методик реконструкции груди из собственных тканей. Кожно-жировой лоскут выкраивается вместе с сосудами – артерией и двумя венами – из части живота, потом перемещается в область груди, сосуды сшиваются под микроскопом. Затем придается форма груди.

Вадим Кеосьян говорит, что с пациентками после операции происходит чудо.

– Они преображаются. Захожу к больной на обход, а она танцует в палате. Это совсем не тот человек, которого я увидел на первом приеме.

Рейсы, спасающие жизнь

+Санавиация,-1960-е_.jpgОказание экстренной медицинской помощи на огромной территории края, часть которой считается труднодоступной, долгое время было невозможным. В 1939 году создается Красноярская станция санитарной авиации. Впоследствии она становится одним из подразделений краевой больницы.

Работу многих врачей можно приравнять к подвигу. Тем более когда речь идет о санавиации. Помощи ждать неоткуда, а состояние больного не терпит промедления. Именно сотрудница красноярской краевой больницы Анна Кокорина впервые в СССР в 50-е годы выполнила операцию на борту: речь шла о внематочной беременности.

Наблюдая за тем, как быстро отправляются в небо современные воздушные суда, сложно даже предположить, что конструкция прежних самолетов не подразумевала даже… размещения пациента внутри. В деревянных По-2 сидели летчик и фельдшер. В специальную люльку, привязанную к крылу, укладывали пациента, предварительно хорошо укутав его.

Сейчас техника изменилась: совсем недавно компания «АэроГео», выполняющая большой объем рейсов, ввела в эксплуатацию швейцарский одномоторный турбовинтовой самолет Pilatus PC 12/47, который способен долететь до самой отдаленной территории края и садиться на грунтовые полосы.

Константин-Барышников_1.jpgНе изменилась лишь степень самоотверженности людей – они, как и прежде, в любой момент готовы лететь в самый удаленный уголок края, чтобы помочь людям на территории от Ергаков до побережья Северного Ледовитого океана. Константину Барышникову, руководителю отделения санитарной авиации, не так давно отправиться в рейс пришлось прямо с выпускного дочери.

В круглосуточном режиме

В ожоговом отделении сейчас 45 коек, 15 из них – детские. «Легких» пациентов здесь не бывает.

Именно в ожоговый центр привезли людей из Хакасии после страшного пожара. Здесь выхаживали пострадавших после взрыва на Ачинском НПЗ, у некоторых степень пораженной огнем кожи достигала 70 процентов – по сути, смертельная травма.

Здесь работают специалисты по комбустиологии – направлению медицины, связанной с лечением ожогов и устранением их последствий.

При необходимости здесь же проведут реконструктивно-восстановительные операции по устранению рубцовых деформаций поверхности тела.

В арсенале специалистов ожоговой реанимации – все необходимые средства. В том числе и специальные кровати, способные облегчить состояние человека, снижая боль. Поверхность кровати состоит из кварцевых микросфер, температурой и активностью которых можно управлять: микрочастицы, контактирующие с пораженной кожей пациента, минимально давят на ожоги, дезинфицируют и осушают их. Стоимость такой установки – более 50 тысяч евро, в год на расходный материал тратится свыше 1 миллиона рублей.

Отделение работает в круглосуточном режиме – всегда готовое помочь и в случае техногенной катастрофы, и при несчастье с ребенком, который опрокинул на себя кипящий чайник. Ежегодно в центр госпитализируется около 90 пациентов с тяжелыми ожогами.

Опережая время

опережая_время_1.jpgБез такого направления, как кардиология, краевую больницу представить вообще невозможно. Операции, которые проводили здесь врачи, всегда опережали время.

Первую не только в Красноярске, но и во всем Зауралье операцию на сердце – перевязку незаращенного артериального протока – выполнил в 1952 году наш врач Александр Дыхно. Именно из краевой «вырос» современный, с уникальными показателями Красноярский кардиоцентр. Когда он открылся, почти двести сотрудников, в том числе и его главный врач Валерий Сакович, перешли туда на работу.

Благодаря уже существующим достижениям в 2009 году стало возможно открытие регионального сосудистого центра – для более эффективного лечения пациентов с инсультами и инфарктами – под руководством доктора медицинских наук Алексея Протопопова. Чтобы люди могли в кратчайшие сроки (а в таких состояниях время – очень важный фактор) получить качественную помощь, подобные центры работают сейчас и в других городах края.

В краевой прошли уже четыре успешные трансплантации сердца – это ли не показатель профессионального уровня врачей!

Цифры:

37 тыс. пациентов Красноярского края, а также жителей соседних регионов – республик Тыва и Хакасия, Иркутской и Кемеровской областей – лечатся в стенах больницы ежегодно

86 тыс. пациентов в год получают консультативную помощь

17 кафедр и курсов Красноярского медицинского университета расположены на базе краевой больницы

По 16 профилям оказывается высокотехнологичная помощь

17 тысяч операций проводят ежегодно

21 единица техники – самолетов и вертолетов – находится на круглосуточном дежурстве санитарной авиации

– 2 800 сотрудников работает в краевой больнице, из них более 700 врачей и 1 100 медицинских сестер

Фото из архива краевой клинической больницы

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт